Приемы трансформации для внедрения в фестивальные пространства

В статье рассматривается актуальность применения трансформационных приемов в фестивальных пространствах для улучшения эффективности фестивального пространства, более комфортного его взаимодействия с внешней средой и др. На основе анализа современного мирового опыта временных объектов выставочного, досугового и зрелищного назначения, использующих приемы трансформации и адаптации, определяются тенденции в трансформации и приемы для трансформации фестивальных пространств. В статье раскрываются понятия трансформации и адаптации архитектурных объектов, исследуются их приемы и методы для дальнейшего внедрения в фестивальные пространства. Особое внимание уделяется проблемам фестивальных пространств, которые могут решить трансформационные подходы.

Аннотация статьи
фестивальная архитектура
трансформация
интерактивность
адаптация
фестивали
фестивальное пространство
Ключевые слова

В России в течение года проводится более 100 фестивалей, преимущественно аудиторией которых является неоднородная по своему составу молодежь (от 16 до 35) и в каждом из которых принимает участие от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч человек. Так, например, в фестивале «Рок над Волгой» в Калужской области в 2021 г. приняли участие свыше 580 тысяч зрителей, что потребовало мобилизации большого числа сотрудников охраны правопорядка, постоянного дежурства ряда пожарных нарядов и бригад скорой помощи, обеспечения доставки питания и напитков в соответствующем количестве, а также организации санитарной зоны.

В структуру фестивальных пространств входят площадки фестивалей с оборудованием сцены, лекториев, трибун, кинозалов, выставочных пространств, спортивных площадок, инсталляции, арт-объекты. Для открытых фестивальных пространств могут оборудоваться навесы, тентовые конструкции, крытые павильоны и другие временные конструкции; жилые зоны размещения посетителей (кэмпинговые и глэмпингиовые лагеря); санитарно-гигиенические зоны и зоны парковки.

Фестиваль (франц. festival, от лат. festivus – праздничный) – массовое празднество, показ (смотр) достижений видов искусства и спорта. Фестивальные пространства по длительности бывают краткосрочные (однодневные, несколько дней), среднесрочные (от недели до месяца) и долгосрочные (несколько недель); по охвату территории международные, региональные и республиканские; по виду места проведения площадки и иные, фестивальные пространства разделяются на: проходящие в крытых помещениях, уличные, на открытых площадках и смешанные. Фестивальные мероприятия проводятся в единстве заранее установленного пространства страны, региона, города, концертного или театрального зала, открытого пространства в структуре ландшафтной среды. В зависимости от места проведения площадки определяется вместимость фестивального пространства, характеризующаяся её габаритами и эффективностью. Площадки бывают разных размеров, типов и разной вместимостью: от гигантских спортивных стадионов (30 тыс. человек и более), арен среднего размера (5-20 тыс. человек), залы для концертов домов культуры, театров и филармоний (400-1100 посадочных мест), открытых площадок любых размеров.

В фестивальных пространствах крытых помещений зданий домов культуры, культурных центров, возникают проблемы вместимости и функционального назначения, когда площадка со сценой, зрительным залом и техническими помещениями, одним коллективам не требуется большое количество подвесов, механика сцены, светозвуковые приборы, а другим это совершенно необходимо. Кроме того, на сегодняшний день в России и за рубежом актуальна проблема нерегулярного использования построенных помещений и их площадей досуговых зданий домов культуры, театров, филармоний, молодежных, культурных центров и др.

Для проведения уличных фестивалей практически всегда требуется проведение монтажа сцены и зоны режиссерского пульта. Если фестиваль массовый, а ландшафт требует дополнительного обзора, то возводится техническая башня с использованием системы лесов. Практика проведения фестивалей в России и за рубежом показала, что все приборы светозвуковой техники должны выдерживать достаточно большие перепады температур, работать в обстановке повышенной влажности, обеспечивать качественное распространение звука, однако, бывают случаи, когда невозможно обеспечить сохранность приборов из-за неблагоприятных погодных условий, в таких случаях фестиваль прекращают, либо переносят. Например, Илья Бортнюк, организатор фестиваля «Стереолето» обозначил проблему неадаптивности фестивальных пространств к быстроизменяющимся средовым условиям: «Мне два раза пришлось переносить фестивальные сеты в клубы, потому что из-за неблагоприятных условий могла обрушиться сцена».

Обозначенные ранее проблемы фестивальных пространств предлагается решать, используя приемы трансформации. Из-за широкого спектра фестивалей по видам деятельности: театральные, музыкальные, кинофестивали, фотофестивали, спортивные, гастрономические фестивали, фестивали наук и др. – для проведения нескольких типов фестивалей в рамках одной фестивальной площадки автором статьи предлагается использовать принципы трансформируемого пространства, что позволит уменьшить используемые площади для проведения фестивалей и сделает их более эффективней, как в зданиях (ДК, филармонии, культурные и молодежные центры и др.), так и на открытых площадках в ландшафтной среде, а также адаптировать структурные элементы фестивальных пространств под новые функциональные требования следующего фестиваля.

«Трансформация является средством адаптации архитектурных объектов к изменяющимся условиям и требованиям эксплуатации» [2, c. 27]. Основная характеристика трансформируемой архитектуры заключается в способности «преобразовывать внешний вид и внутреннее пространство с возможностью обратимости этих преобразований [1, c. 13].

«Адаптивная архитектура – архитектура, которая изменяет состояние окружающей среды, адаптируя свою форму, цвет или функцию к целям наибольшего соответствия требованиям эксплуатации».

Исследователи Дж. Ли и Р. Кроненбург в своих работах выделяют способность трансформируемой архитектуры быстро «менять очертания, форму и функции здания за счёт изменения структуры, внешних или внутренних поверхностей, включая значительное изменение в способе его использования или восприятия» [3, с. 11].

В работах Н.А, Сапрыкиной и Дж. Ли авторы выделяют социальные, эстетические, природно-климатические и технико-экономические факторы формирования изменяемых сооружений.

В структуре фестивальных пространств, природно-климатические факторы могут заключаться во взаимодействии открытого пространства с внешней средой, в регуляции и адаптации к быстроменяющимся природным условиям: жара, осадки и т.д. Природно-климатический фактор в трансформации архитектурного произведения проявился в проекте центрального рынка «Алдар» в Абу-Даби (Aldar Central Market, 2011), выполненный Н. Фостером в сотрудничестве с Ч. Хоберманом: его трансформируемая крыша с ячеистой структурой обеспечивает освещение и проветривание, стирает грани между закрытыми и открытыми средовыми пространствами. Это является актуальным и для фестивальной площадки смешанного вида по месту использования, где важную роль играет единство закрытых и открытых средовых пространств.

Социальные факторы определяют потребность человека в эстетической составляющей, потребность к более комфортному взаимодействию с архитектурной средой и улучшения качества социального взаимодействия.

Так, большая, похожая на облако интерактивная инсталляция Macro-Mood, расположенная на площади конференц-центра в 2013 г. в Миннеаполисе, стала частью виртуального взаимодействия людей. Подвешенная в 30 футах над землей, она абстрактно транслировала красочным цветовым дисплеем изменяющееся эмоциональное состояние людей, по средствам анализа их записей в социальных сетях. В данном примере мы видим тенденции использования светового проектирования в качестве приемов адаптации объектов.

По местоположению приёмы трансформации можно разделить на внутренние и внешние.

Внешние преобразовывают облик объекта, реагируют на условия внешней среды внешней оболочкой стен, крыш, окон и создают условия для комфортного взаимодействия человека с архитектурной средой. Они определяются состоянием элементов, формирующих внешнюю оболочку объекта.

Внутренние трансформации здания, решают проблемы оптимизации пространства. Изменяется местоположение элементов и технологического оборудования. Такие трансформации решают проблемы организации помещений для обеспечения комфорта и гибкости пространства, а как следствие, реализуются вариативная вместимость и зонирование пространства. Все это даёт возможность более эффективно и рационально использовать пространство.

Далее рассмотрим примеры приемов трансформации временных павильонов досугового назначения, как перспективный элемент фестивальной архитектуры. Временный выставочный павильон Prada Transformer реализованный в 2009 г. по проекту Рема Колхаса, OMA в Сеуле, Южная Корея, относится к объектам с объемно-пространственным изменением всего здания в целом. Объем павильона выполнен в виде тетраэдра, грани которого являются шестиугольником, прямоугольником, крестом и кругом. Его структура включает металлический каркас, обтянутый прочной мембраной. Каждая из сторон может быть основанием, павильон имеет 4 конфигурации. Автор проекта условно делит их на кинотеатр, показ мод, художественную выставку и специальное мероприятие с возможностью кругового обзора зрителями центрального пространства павильона. Процесс изменения осуществляется с помощью четырех отдельно стоящих кранов, активация адаптации механическая. Предполагается, что объект не привязан к конкретному участку, таким образом, фактором адаптации является не только процессы, но и внешние условия.

Другой павильон Wingscape, вдохновленный французским переводом слова «бабочка», принимает реброобразную модульную структуру, которая перемещается и расширяется в плане и в разрезе, образуя различные пространства в общей структуре здания в разное время. Предложение предусматривает чрезвычайно легкий комплект деталей, который позволяет не только быстро собрать, но и быстро изменить конфигурацию. Сама конструкция может перемещаться вручную или механически с помощью натяжных тросов. Между стальными ребрами находится гидроизоляционная гибкая мембрана, обеспечивающая естественную вентиляцию внутри, которая движется вместе с объектом и может быть застегнута.

Сегодня компьютеры могут быть встроены в архитектуру среду, ими можно управлять с помощью интерактивных дисплеев, пользовательских интерфейсов или с помощью жестов, движений, голосовых команд [4, с. 102]. Встроенные в архитектурную среду компьютеры главным образом используются для функциональных целей. Еще одним примером пространственного приема трансформации с потенциальной возможностью использования в фестивальных пространствах является концептуальный проект площадки для открытых и внутренних пространств Space Generator с неограниченным количеством сценариев Григория и Марии Малицких, Россия. Трансформируемая площадка включает поле регулируемых по высоте модульных ячеек, образующих плоскость в первоначальном состоянии. Ячейка, являющаяся опорой-домкратом, может иметь различные сечения в плане и изготавливаться из различных материалов. Согласно заданной программе, модульные ячейки поднимаются и опускаются, что позволяет преобразовывать плоскую площадку в разноуровневые объемные композиции различного функционального назначения. Так одна площадка может быстро трансформироваться под нужный на данный момент сценарий, как в открытых, так и во внутренних пространствах.

Таким образом, можем выделить свойства адаптивных трансформируемых фестивальных пространств:

  • способность к разнообразнейшим трансформациям среды в целом и в деталях, наличие мобильных и динамичных конструкций;
  • способность пространства к развитию (изменение функций, объёмно-пространственных параметров, эмоционального климата и пр. в процессе адаптации среды);
  • способность среды реагировать на изменения факторов её формирования («раздражители»);
  • интерактивность среды – это «свойство пространства, способного поддерживать диалог со своим пользователем, не только отвечая на его требования, но и активно вовлекая во внутрипространственную деятельность» [5, с. 1].

Изменения в структуре могут пространства для фестивалей могут быть осуществлены за счет соблюдения следующих методов трансформации:

  • изменения функций пространства;
  • изменения в ландшафтно-планировочных решениях;
  • изменения решений внешних форм временных конструкций, их цвета;
  • конструктивные изменения.

Данные методы тесно перекликаются с приемами трансформации.

Основные приемы трансформации:

  1. Пространственные приемы трансформации (усложнение, разделение, объединение пространства);
  2. Конструктивные приемы трансформации – трансформация конструкций временных сооружений, крыш, стен и перегородок павильонов;
  3. Светоцветовые приемы (применение медиа и светопроекций).

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что сегодня можно использовать пространственные, конструктивные светоцветовые приемы трансформации фестивальных пространств. Использование приемов трансформации в архитектуре фестивальных пространств позволит создавать наиболее вариативные и более компактные решения объектов оборудования (сцены, павильонов, тентов, навесов, трибун, пергол и др. временных конструкций), реагировать на условия внешней среды, делая их более комфортными, как для человека, так и для работы фестивальных технических приборов, создавать условия для более комфортного взаимодействия человека с фестивальным пространством и его объектами, удовлетворять потребности больших групп людей с уменьшением неиспользуемых площадей.

Текст статьи
  1. Гайдученя А.А. Динамическая архитектура: Основные направления развития, принципы, методы. Киев: Будiвельник, 1982. – 96 с.
  2. Сапрыкина Н.А. Основы динамического формообразования в архитектуре. М: «Архитектура-С», 2005. – 312 с.
  3. Carolina De Marco Werner. Transformable and transportable architecture: analysis of building components and strategies for project design: Диссертация на соискание степени магистр наук. – Барселона, 2013. – 86 с.
  4. Wiberg, M. Interactive textures for architecture and landscaping / M. Wiberg. – IGI Global-N.Y., 2011. – 206 p.
  5. Jaskiewicz, T. Dynamic design matter. Practical considerations for interactive architecture [Электронный ресурс] // AMIT. – 2008 – № 3 (4) –Режим доступа: https://marhi.ru/AMIT/2008/3kvart08/Jaskiewicz/Jaskiewicz02_AMIT_4_paper.pdf
Список литературы