Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Японская традиционная национальная одежда для женщин

Японская традиционная национальная одежда для женщин

Научный руководитель

Алексушин Глеб Владимирович

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

японская традиционная одежда
кимоно
история
эволюция
влияние
форма
конструкция
климат
традиции
заимствования
технические новшества
эпоха Дзёмон
эра Хэйан
эпоха Муромати
период Эдо

Аннотация статьи

Статья исследует историю японской традиционной одежды, особенно фокусируясь на развитии и эволюции женских кимоно. Авторы обращают внимание на влияние различных факторов, таких как климат, традиции, заимствования и технические новшества, на форму и конструкцию японского костюма. Статья также описывает ранние этапы зарождения японской одежды, начиная с простой конопляной одежды в эпоху Дзёмон и до влияния китайской моды и введения накладных ворот в эру Хэйан. Также рассматривается период Муромати, когда кимоно стало носиться без штанов хакама и появился пояс оби, а в период Эдо произошли изменения в длине рукавов и стилях завязывания пояса оби.

Текст статьи

Введение

Японская традиционная одежда представляется многим из нас, как яркое богато украшенное одеяние. Женские кимоно с календарей и рекламных проспектов стали неким символом изысканности и эстетизма японского национального костюма. История развития японской одежды чрезвычайно многогранна и разнообразна. На всем пути своего формирования она испытывала влияние многих факторов: климата, местных традиций, иностранных заимствований, технических новшеств и быта. На этапе зарождения форма и конструкция японского костюма была примитивной и далекой от современной. Тем не менее, именно в глубокой древности зародились две традиции, которые прошли через века до наших дней: крой по прямым линиям, не соответствующий очертаниям тела и одинаковая форма костюма для мужчин и женщин [5].

История зарождения

В эпоху Дзёмон, у японцев была простая одежда из конопляных волокон. В начале 1 тысячелетия до н. э., под воздействием континентальной моды, в Японию попал костюм корейско-маньчжурского типа.

Самые ранние кимоно, появившиеся около пятого века нашей эры, были очень похожи на ханьфу – традиционную китайскую одежду. В восьмом веке китайская мода сделала накладной ворот частью современной женской одежды. В эру Хэйан (794–1192) кимоно стало очень стилизованным, хотя многие всё ещё носили шлейф мо поверх него. В эпоху Муромати (1392–1573), косодэ – кимоно, ранее считавшееся нижним бельём, стало носиться без штанов хакама поверх него, поэтому у косодэ появился пояс – оби. В период Эдо (1603–1867) рукава росли в длину, становясь особенно вытянутыми у незамужних женщин. Оби стал более широким, появились различные способы завязывания пояса. С этого времени форма кимоно оставалась почти неизменной [2].

Кимоно

В японском языке слово «кимоно» дословно переводится как «одежда». Причем, изначально этот термин применялся к любой одежде, независимо от ее вида и назначения. Но, со временем так стали называть только определенный тип одежды, очень напоминающий запахивающийся халат с широкими рукавами без пуговиц и застежек [3].

Древняя Япония закрепила за кимоно статус национального костюма, название которого произошло от словосочетания «надеваемая вещь». Атрибут отличается простым кроем. Раньше такая одежда говорила о статусе личности – ее возрасте, положении, ранге, даже настроении. Модели кимоно для девушек имеют множество вариантов орнаментации. Кимоно является традиционной одеждой Японии и представляет собой длинный халат с широкими рукавами, который стягивается на талии поясом оби. На кимоно присутствуют многочисленные ремешки и шнуры. Отличие женского кимоно от мужского состоит в том, что халат японской женщины состоит из 12 частей и надеть его самостоятельно практически невозможно. Кимоно же мужчины более простое, из 5 элементов и с коротким рукавом. Кимоно заправляют слева направо, исключение составляют похороны – на них заправка идет в обратной последовательности. Настоящее японское кимоно имеет высокую цену – от 10000 долларов в базовой комплектации, а со всеми аксессуарами около 20000 [6].

Оби

Оби – японский пояс, которым стягивали кимоно и кэйкоги. Мужской пояс десять сантиметров в ширину и длиной около 3 метров, женский пояс намного больше и длиннее – более 30 сантиметров в ширину и 4 метров в длину. Оби, который носили гейши и вовсе огромен – метровой ширины. Оби обматывают несколько раз вокруг талии и затягивают на нижней части спины бантом. Спереди оби завязывают не только юдзё – японские проститутки, как ошибочно принято считать, но и замужние женщины.

Юката

Юката – легкое кимоно из хлопка или льна без подкладки, носится на улице летом, в домашней обстановке или после принятия водных процедур. Юката одевается как мужчинами, так и женщинами [2].

Кэйкоги

Кэйкоги – костюм, состоящий из рубахи и свободных штанов, надевается при занятиях японскими боевыми искусствами – айкидо, дзюдо и т.д. Часто его называют кимоно, что неправильно.

Аутентичные японские носки таби – это один из самых известных элементов национальной одежды после кимоно. Носки с отделённым большим пальцем можно увидеть у многих мастеров боевых искусств, а также тех, кто предпочитает экзотическую для европейца обувь.

Гэта – японские традиционные сандалии с высокой деревянной подошвой, закрепляются с помощью шнурков или ремешков, которые идут от пятки к носку и проходят в щель между большим и средним пальцами. Кроме носков существует и особый вид мягкой обуви – дзика-таби. Это те же таби высотой до щиколотки, но с полиуретановой или каучуковой подошвой, что позволяет ходить в них даже по улице. Особую популярность дзика-табе получили у мастеров айкидо и рикш [7].

Хакама

Хакама – в древние времена в Японии так называли ткань, которой обвивали бедра, затем очень широкие складчатые штаны, которые имели право носить только самураи и монахи. Обычным людям носить этот вид одежды можно было лишь в очень значимые праздники. Красное хакама с белым кимоно является женской религиозной одеждой синто. Кроме того, штаны хакама красной окраски носили женщины аристократического происхождения вместе с дзюни-хитоэ – одеянием, которое включало в себя несколько шелковых кимоно, надетых друг на друга. Большое распространение хакама получили в различных видах боевых искусств [2].

Аксессуары

Чтобы женщины в национальной одежде выглядели максимально элегантно и привлекательно, образ дополняли с помощью аксессуаров. Народные украшения не отличались многообразием, но все-таки были.

Чаще всего прибегали к использованию следующих из них:

  • Оби-ита (Маэ-ита) – это обитая тканью тонкая доска, которую носят женщины под оби для сохранения его формы.
  • Датэдзимэ – используемый с той же целью, что и оби-ита, тонкий пояс.
  • Косихимо – специальные веревочки, шнурки, завязки, тонкие пояски, с помощью которых кимоно фиксируется во время надевания [3].

Дополнительные украшения:

  • нэцке. Это своеобразные брелоки, которые фиксируются на поясе;
  • заколки, палочки и гребни. Применяются для создания прически;
  • веера.

Именно с помощью таких деталей японская национальная одежда становится еще более узнаваемой и колоритной [2].

Таким образом, культура и традиции в Японии настолько отличаются от европейских, что даже эталон женственности и красоты имеют совсем другие параметры. Прекрасна женщина невысокая, без выраженных изгибов в фигуре и крайне изящная. Именно поэтому задача кимоно - сгладить возрастные различия, скрыть особенности фигуры, позволяя и молодым, и пожилым чувствовать себя красивыми. Японка в кимоно, независимо от возраста волшебным образом преображается, становится хрупкой и нежной. Все части ее фигуры становятся несущественными, остается лишь силуэт, женственность и чистота. И до сих пор, женщина в кимоно, ступая мелкими шажками по улицам Японии, заставляет оборачиваться вслед как мужчин, так и женщин [4].

Список литературы

  1. Алексушин Г.В. Искусство Японии в коллекциях самарцев в начале XX века // Япония в России: коллекционирование японского искусства в России в конце XIX – начале XX вв. и последующая судьба этих собраний. - 2019. - С.25-48.
  2. Бадаева Л. А., Иванова Ю. А. Традиционные формы одежды в Японии и их исторические изменения // Москва, Издательство «Дука», 2011.
  3. Викторова О. Формы японской национальной одежды и их традиционные значения // Москва, Флинта, 2011.
  4.  Лебедева М. Г. Японская национальная одежда // Москва, Высшая школа, 2008.
  5. Хованчук О.А. Японская традиционная одежда и классическая литература, Научный сборник. Том Выпуск 2 // Владивосток, статья, 2010
  6. Яковлева Л. О. Японская культура одежды и ее влияние на развитие современной моды // Минск, Новое знание, 2009.
  7. Японская цивилизация. Елисеефф В., Елисеефф Д.; Пер. с франц. И. Эльфонд // Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 527 с.

Поделиться

5961

Аксенова А. Я. Японская традиционная национальная одежда для женщин // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.II.С. 14-16. URL: https://apni.ru/article/6405-yaponskaya-traditsionnaya-natsionalnaya-odezh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря