Временная архитектура – род некапитальных сооружений с ограниченным временем существования на определенном месте, максимальный срок службы которых составляет не более 10 лет, как правило, с облегченной конструкцией без заглубленных фундаментов.
Возможные признаки временной архитектуры: короткий срок существования; мобильность; быстрота возведения; применение временных материалов; изменение со временем формы, состава и положения [1, с. 11]. Таким образом, временность сооружений не всегда определяется коротким сроком его существования.
Временная архитектура как направление в типологии стала основой развития фестивальной архитектуры. Благодаря таким особенностям, как «быстрый срок возведения и непродолжительный срок эксплуатации», временная архитектура предоставляет благоприятные возможности для апробации новых концепций и технологий, результаты экспериментов которых потенциально возможно применять и в фестивальной архитектуре [2, с. 26].
Временные сооружения на биеннале и всемирных выставках, и на сегодняшний день демонстрируют многообразие траекторий развития архитектуры и общественной среды, выступают в качестве инкубаторов для идей. Во многих случаях материалы отбираются либо на конкурсной основе, либо в процессе курирования, эти мероприятия открывают возможности для новых практик, чтобы продемонстрировать свои взгляды на архитектуру.
Так временное вмешательство бюро MVRDV на крыше здания в Роттердаме обратило внимание на неиспользуемый пространственный потенциал. Проект демонстрирует, как крыши превращаются в дополнительный уровень общественной инфраструктуры (рис. 1). Подобный взгляд остается актуален и для фестивальной архитектуры, важным элементом которой является ситуативное разнообразие функций.
Рис. 1. Проект MVRDV в Роттердаме
В 2019 году на европейской биеннале архитектуры BUGA в городе Хайльбронн представлены павильоны Штутгартского Университета, которые стали воплощением вдохновения природными формами. Основными аналогами выступают строения панциря морского ежа, и структура крыльев жука. Сложная конструкция создана при помощи специальных роботизированных установок. Деревянный павильон, похожий на панцирь морского ежа, состоит из 376 полых пластин, за счет чего конструкция становится легче.
Другой павильон изготовлен более чем из 150 000 метров стеклопластиковых и углепластиковых волокон, свойства которых близки к целлюлозе, хитину и коллагену (рис.2). Инсталляция окружена дополнительной пластиковой мембраной. В процессе строительства возникает необходимая форма в результате взаимодействия нитей, наматываемых также двумя роботизированными установками. При подобном решении материалы значительно экономятся, и не образовываются производственные отходы. "Наши современные технологии строительства намного опережают существующие строительные нормы и правила", − добавил глава ITKE Ян Книпперс [3].
Рис. 2. Павильон из композитного волокна Buga
В другом временном сооружении, под названием Aguahoja (рис. 3), разработанным совместно с Нери Оксманом и Массачусетским технологическим институтом, представлены биокомпозиты из молекулярных компонентов, которые найдены в ветвях деревьев, экзоскелетах насекомых и в человеческих костях. Состоящие из целлюлозы, хитозана и пектина биокомпозиты изготавливаются в цифровом виде, тем самым создается новый материал, который в постоянном диалоге с окружающей средой, и с изменяющимися в зависимости от тепла и влажности свойствами: какие-то материалы меняют форму, другие темнеют или светлеют, некоторые хрупкие и прозрачные, другие гибкие и прочные. После распада, материалы диссоциируют в воде и возвращаются в экосистему, что позволяет избежать производства отходов и снова воспроизводить материалы, подобно природному циклу.
Подводя итог, мы видим связь, как через многие временные сооружения, представленные в рамках всемирных выставок или отдельных исследований, архитекторы стремятся предложить новые модели взаимодействия человека с городской средой. Мы видим формирование тенденций экспериментально переосмыслить неиспользуемый потенциал существующих пространств, свести к минимуму выработку отходов, поиск новых возобновляемых ресурсов на базе временной архитектуры, выступающей полем для экспериментальной деятельности. Подобные эксперименты открывают новые возможности применения их результатов, в том числе в фестивальной архитектуре.
Рис. 3. Павильон Aguahoja