В российском законодательстве терроризм характеризуется как «насилие или угроза его применения и отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия па принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения ею государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношении» [1].
Российские политологи утверждают, что количество преступлений, связанных с терроризмом, возрастает и причинами роста являются:
- низкий уровень политической культуры;
- отсутствие институтов гражданского общества;
- отсутствие демократических процессов в условиях правового государства.
Осуществляя противодействие терроризму, необходимо уделить внимание профилактике его проявления, так как, по нашему мнению, это принесет более весомые результаты, чем ликвидация его последствий. Направлениями профилактики
деструктивных идеологий выступают:
- проведение мероприятий, раскрывающих преступное начало терроризма, и информирование граждан об уголовной ответственности за данные преступления;
- системная работа с мигрантами, состоящая в оказании им помощи в вопросах интеграции в новую социокультурную среду;
- работа различных институтов гражданского общества (общественных и религиозных объединений) с разными категориями людей;
- пристальный контроль со стороны правоохранительных структур за информационным наполнением интернет-пространства и блокировка контентов террористического содержания;
- организация антитеррористических и патриотических движений при образовательных организациях [1, 5].
Системная реализация указанных мер, а также выявление и устранение факторов, обусловливающих распространение идеологии терроризма и экстремизма, обеспечат результативность профилактики и противодействия насаждению и деструктивному влиянию указанного явления.
Таким образом, терроризм можно рассматривать как неадекватный способ разрешения социально-политических противоречий в области классовых, межэтнических, религиозных и иных социальных отношений соответствующими субъектами последних. При этом в силу своего преимущественно насильственного характера, экстремизм и терроризм представляют серьезную угрозу для личной и государственной безопасности – важнейших элементов национальной безопасности. В настоящее время на содержание экстремизма и терроризма серьезное влияние оказывает формирование новых политических стратегий и технологий т.н. гуманитарного вмешательства, «бархатных» (цветных) революций и др.
Терроризм угрожает безопасности многих стран и их граждан, влечет за собой огромные политические и экономические потери, оказывает сильное психологическое воздействие на население. При этом террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ.
Международный характер экстремизма и терроризма предопределяет необходимость адекватного выстраивания системы мер антитеррористического противодействия в национальных российских рамках.
Так, в условиях широкомасштабного наступления международного терроризма на Российскую Федерацию актуальным стал вопрос о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации к участию в противодействии терроризму, и в первую очередь, к участию в борьбе с терроризмом.
Недопущение осуществления террористической деятельности при проведении массовых акций. При проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования не допускается осуществление террористической деятельности. Организаторы массовых акций несут ответственность за соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся порядка проведения массовых акций, недопущения осуществления экстремистской и террористической деятельности, а также ее своевременного пресечения. Об указанной ответственности организаторы массовой акции до ее проведения предупреждаются в письменной форме органами внутренних дел Российской Федерации.
Участникам массовых акций запрещается иметь при себе оружие (за исключением тех местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма), а также предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим и юридическим лицам.
При проведении массовых акций не допускаются привлечение для участия в них экстремистских и террористических организаций, использование их символики или атрибутики, а также распространение экстремистских и террористических материалов. Несоблюдение влечет за собой прекращение массовой акции по требованию представителей органов внутренних дел Российской Федерации и ответственность ее организаторов по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Терроризм представляет собой преднамеренное и сознательно мотивированное использование насилия против гражданского населения, инфраструктуры, военных или политических объектов; как средство дестабилизации, деморализации и дезорганизации общественно-политических структур общества. Это определение, возможно, далеко от совершенства, но оно, как представляется, позволяет в самом общем виде отразить суть терроризма.
Чем выше уровень информационно-технологического развития общества, тем уязвимее оно с точки зрения последствий терроризма, любых диверсионных акций.
Не исключено, что терроризм и диверсии могут стать новым видом оружия, особенно для бедных стран, да и не только для них (как средство давления на богатые страны). Борьба с терроризмом является обязанность органов власти и управления всех уровней. Каждый гражданин РФ должен проявлять бдительность к любым проявлениям террористической деятельности.