Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе

В статье обсуждается проблема формирования представлений детей дошкольного возраста о родном городе. Актуальным направлением для педагогов, родителей, общества является воспитание у детей эмоционально-ценностного отношения к малой родине, развитие знаний и представлений о своем городе, селе или поселке, формирование деятельностного проявления любви и заботы о том, месте, где живет ребенок и его семья. Авторы статьи освещают результаты опытно-экспериментальной работы по развитию представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста посредством устного журнала.

Аннотация статьи
представления о родном городе
устный журнал
Ключевые слова

Традиционно процесс воспитания у всех народов во все времена предполагал формирование любви к Родине у подрастающего поколения, и как часть этого чувства – любовь к малой родине. Достижение этой задачи состоит из множества составляющих – культурно-эстетической, информационно-исторической, природно-географической и др. До процесса глобализации эта задача не требовала специальных усилий, ее достижение складывалось из самого образа жизни, родного языка, быта, ближайшего окружения ребенка. В настоящее время в связи с многообразием информационных потоков, интенсивного формирования множества субкультур необходимы целенаправленные усилия педагогов, родителей, других социальных институтов воспитания по развитию идентификации ребенка со своей исконной культурой.

И.Э. Куликовская, М.В. Маркова связывают актуальность данной работы с современными социокультурными процессами: «Ускоряющиеся процессы глобализации вызывают к жизни противоположную силу – укоренение в традициях родного края, постижение культуры предков. Именно акцент на знании истории своего народа, его культуры обусловит возникновение уважения и интереса к культурным традициям других народов» [2, с. 43].

Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо вести целенаправленную работу по формированию у детей элементарных представлений о родном городе.

В психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко понятие «представление» трактуется как «наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или в воображении [3, с. 365]. В основе представлений лежит предшествующий опыт личности: нет ни одного представления, которое не было бы раньше в той или другой своей части восприятием» [3, с. 412].

Применительно к представлениям о родном городе их содержательное наполнение может быть представлено историей родного города; значимыми местами и достопримечательностями родного города; символикой родного города; природой родного города; животным миром родного города [1]. В представлениях детей старшего дошкольного возраста выделяются три компонента: когнитивный, эмоционально-отношенческий, деятельностно-поведенческий.

В ходе нашего исследования была использована методика Е.К. Ривиной «Знакомство с ближайшим окружением и родным городом». В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста, двадцать человек были включены в экспериментальную группу, двадцать детей были в составе контрольной группы.

Проанализируем результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах (табл. 1).

Таблица 1

Показатели уровня развития представлений о родном городе в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе

Уровни

Группа

Когнитивный

компонент

«Знания и представления о городе, в котором живёт ребёнок»

Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу

Деятельностно-поведенческие проявления

Обобщённый показатель

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Ср. кол-во детей

%

Низкий уровень

Экспериментальная группа

13

65%

17

85%

17

85%

15,6

78,3%

Средний уровень

3

15%

1

5%

2

10%

2

10%

Высокий уровень

4

20%

2

10%

1

5%

2,3

11,7%

Низкий уровень

Контрольная

15

75%

15

75%

16

80%

15,3

76,6%

Средний уровень

3

15%

4

20%

3

15%

3,3

16,7%

Высокий уровень

2

10%

1

5%

1

5%

1,3

6,7%

Согласно данным, представленным в табл. 1, высокий уровень сформированности знаний и представлений имеют 20% детей (4 человека) экспериментальной группы и 10% детей (2 человека) контрольной группы. Это означает, что дети знают название города, почему он так называется, знают, как называют его жителей; знают свой домашний адрес; имеют представление о том, как выглядит городская символика, знают, что она означает; знают фамилии, имена и отчества некоторых выдающихся земляков; знают достопримечательности, могут рассказать, что это и где находится.

Средний уровень развития знаний и представлений о родном городе имеют 15% детей экспериментальной группы и 15% детей (3 человека) контрольной группы. Это означает, что дети путают название города с названием страны; не полностью знают домашний адрес; узнают городскую символику, но не могут сказать, что она означает; знают знаменитых земляков города, но не могут о них ничего рассказать; знают достопримечательности города, но не знают, где это находится.

Низкий уровень развития знаний и представлений о родном городе имеют 65% детей (13 человек) экспериментальной группы и 75% детей (15 человек) контрольной группы: дети не знают название города; не могут назвать свой домашний адрес; дети не узнают городскую символику; не могут назвать знаменитых земляков города; не знают достопримечательностей.

Далее рассмотрим результаты по компоненту «Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу».

По данным, представленным в табл. 1, высокий уровень проявлений интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу имеют 10% (2 человека) детей экспериментальной группы и 5% детей (1 человек) контрольной группы. Эти дети ярко реагируют на знакомые места, объекты, дают эстетическую оценку, охотно рассказывают о своих прогулках по городу, употребляя названия конкретных мест.

Средний уровень проявлений интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу имеют 5% (1 человек) детей экспериментальной группы и 20% детей (4 человека) контрольной группы. У них наблюдается эмоциональная реакция на знакомые достопримечательности. Дети рассказывают о своих прогулках по городу, но не называют конкретные улицы, места.

Низкий уровень проявлений интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу имеют 85% (17 человек) детей экспериментальной группы и 75% (15 человек) детей контрольной группы. Для них характерно отсутствие эмоциональной реакции на изображение достопримечательностей, улиц города. Дети не рассказывают о своих прогулках по городу.

Далее проанализируем полученные результаты по компоненту «Деятельностно-поведенческие проявления».

Исходя из данных, показанных в табл. 1, высокий уровень сформированности деятельностно-поведенческих проявлений имеют 5% детей экспериментальной группы и 5% (1 человек) детей контрольной группы. Эти дети проявляют инициативу в уборке территории детского сада, без поручения убирают игрушки на место. Рисуют любимые места города, эмоционально описывают их.

Средний уровень развития деятельностно-поведенческих проявлений имеют 10% (2 человека) детей экспериментальной группы и 15% (3 человека) детей контрольной группы. Эти дети пассивно участвуют в трудовых поручениях. Убирают игрушки с территории только по просьбе воспитателя. Дети рисуют конкретные места города, но не могут сказать, как они называются и рассказать о них.

Низкий уровень сформированности деятельностно-поведенческих проявлений имеют 85% детей (17 человек) экспериментальной группы и 80% детей (16 человек) контрольной групп: дети не помогают воспитателю в уборке территории детского сада, не убирают за собой игрушки; рисуют город без признаков конкретных мест, объектов.

Таким образом, по результатам проведенного нами исследования, мы можем констатировать преобладание низкого уровня развития представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе.

С целью развития представлений о родном городе детей экспериментальной группы нами был осуществлен формирующий эксперимент, в ходе которого проводились заранее подготовленные детьми и педагогом занятия в форме устного журнала. Устный журнал, на наш взгляд, является уникальным педагогическим средством, позволяющим соединить слово, наглядные образы, практическую деятельность детей, систематизировать информацию, организовать, как групповую, так и индивидуальную работу детей. При организации образовательного процесса посредством устного журнала можно широко использовать заочные путешествия, встречи с интересными гостями, личный опыт ребенка и т.д. Специфической особенностью устного журнала является распределение информации в определённой логике по «страницам», которые могут быть связаны общей темой, или иметь отдельные смысловые блоки.

Нами были разработаны и проведены устные журналы на такие темы, как: «История нашего города», «Достопримечательности Красноярска», «Знаменитые люди города», «Наш Ленинский район».

Например, при проведении устного журнала «История нашего города» информация была выстроена с учетом логики ее восприятия и презентации:

Страница 1 «Основание Красноярска»; Страница 2 «Знаете ли вы?»; Страница 3 «Стихи о Красноярске»; Страница 4 «Мы рисуем родной город».

Для оценки эффективности проделанной нами работы была проведена повторная диагностика уровня развития представлений детей о родном городе. Для этого мы использовали тот же диагностический инструментарий, что и на начало опытно-экспериментальной работы. Результаты исследования на контрольном этапе представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели уровня развития представлений о родном городе в экспериментальной и контрольной группах на контрольном этапе

Уровни

Группы

Когнитивный

компонент

«Знания и представления о городе, в котором живёт ребёнок»

Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу

Деятельностно-поведенческие проявления

Обобщённый показатель

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Ср. кол-во детей

%

Низкий уровень

Экспериментальная группа

2

10%

3

15%

3

15%

2,7

13,5%

Средний уровень

3

15%

5

25%

6

30%

4,7

23,5%

Высокий уровень

15

75%

12

60%

11

55%

12,6

63%

Низкий уровень

Контрольная группа

4

20%

6

30%

12

60%

9

45%

Средний уровень

5

25%

9

45%

4

20%

4,7

23,5%

Высокий уровень

11

55%

5

25%

4

20%

6,3

31,5%

Анализируя обобщенные показатели, представленные в табл. 2, отметим, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей, у которых представления о родном городе сформированы на высоком уровне. До начала эксперимента таких детей было чуть более 11 %, после проведенной работы их стало 63%. В контрольной группе также число детей с высоким уровнем сформированности представлений о родном городе увеличилось с 6,7% до 31.5%.

Но при сравнении обобщенного показателя видим, что в экспериментальной группе большее количество детей вошло в группу с высоким уровнем сформированности представлений о родном городе. Положительная динамика в экспериментальной группе отмечается по всем трем компонентам (когнитивный компонент «Знания и представления о городе, в котором живёт ребёнок», эмоционально-отношенческий «Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к родному городу», «Деятельностно-поведенческие проявления»).

Таким образом, анализируя итоги результатов исследования, мы можем сделать вывод о том, что использование устного журнала в работе с детьми способствовало развитию представлений детей старшего дошкольного возраста о родном городе.

Текст статьи
  1. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. М.: АРКТИ, 2003. 168 с.
  2. Куликовская И.Э., Маркова М.В. Проектирование технологии формирования представлений о родном городе у старших дошкольников Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 43-50. https://elibrary.ru/item.asp?id=29204917
  3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.
  4. Рубцова В. Л. Психолого-педагогический анализ категории «Представление» // Гаудеамус. 2007. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-analiz-kategorii-predstavlenie
Список литературы