Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Теоретические правовые основы дистанционного рассмотрения обращения граждан в ор...

Теоретические правовые основы дистанционного рассмотрения обращения граждан в органы публичной власти

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

публичная власть
дистанционное обращение граждан
закон
правовые нормы

Аннотация статьи

Дистанционное рассмотрение обращений граждан в органы публичной власти является важным аспектом современного административного права. В настоящей статье исследуются теоретические правовые основы этого явления с учетом современных технологических достижений и потребностей гражданского общества. Результаты данного исследования помогут разработать эффективные правовые механизмы для обеспечения доступности и качества дистанционного рассмотрения обращений граждан, что способствует улучшению качества предоставления публичных услуг и укреплению гражданского доверия к органам власти.

Текст статьи

В условиях современной информационной эры, когда интернет и цифровые технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни, необходимость электронного общения между гражданами и органами публичной власти возрастает. Дистанционное рассмотрение обращений граждан представляет собой процесс, в ходе которого граждане имеют возможность обращаться к государственным и муниципальным органам публичной власти, используя электронные средства связи.

Дистанционное рассмотрение обращений граждан представляет собой процесс, в ходе которого граждане имеют возможность обратиться к органам публичной власти, используя средства удаленной коммуникации, такие как электронная почта, онлайн-платформы, веб-сайты или другие информационно-коммуникационные технологии. Этот процесс позволяет гражданам обращаться к органам публичной власти, выражать свои потребности, проблемы, предложения или жалобы, а также получать ответы, решения или консультации от соответствующих органов без необходимости физического присутствия.

Органы публичной власти представляют собой государственные или муниципальные организации, которые осуществляют публичные функции и имеют компетенцию в определенных сферах управления [5, с. 49]. Они обладают полномочиями и ответственностью за предоставление государственных услуг, принятие решений, выполнение законодательства и обеспечение интересов граждан. Органы публичной власти могут включать исполнительные органы власти, суды, законодательные органы, регулирующие органы и другие государственные или муниципальные учреждения, ответственные за различные аспекты управления и удовлетворение потребностей общества [3, с. 17].

Дистанционное рассмотрение обращений граждан становится все более распространенной и важной практикой в современном административном праве [2, с. 3]. Различные теоретические подходы разрабатываются для эффективной реализации этого процесса, учитывая его значимость в обеспечении доступности, прозрачности и эффективности взаимодействия между гражданами и органами публичной власти. Вот несколько обзоров существующих теоретических подходов:

Электронное правительство является широко применяемым теоретическим подходом, который стремится улучшить взаимодействие граждан и органов публичной власти с использованием информационно-коммуникационных технологий. Этот подход подразумевает разработку электронных систем для приема и рассмотрения обращений граждан, а также предоставление гражданам доступа к информации и услугам государственных органов через онлайн-платформы.

Теоретический подход, основанный на праве граждан на электронное участие, акцентирует внимание на необходимости обеспечить гражданам равные возможности и доступ к участию в процессе принятия решений публичной власти [1, с. 87]. Это включает в себя возможность дистанционного обращения граждан и получения обратной связи, а также участие в электронных консультациях, общественных слушаниях и других формах электронного диалога.

Мультиканальный подход предполагает предоставление гражданам различных каналов для обращения в органы публичной власти. В рамках этого подхода граждане могут выбирать наиболее удобные для них способы обращения, будь то электронная почта, онлайн-формы, телефонные звонки или личное присутствие. Это позволяет учитывать разнообразные потребности и предпочтения граждан.

К примеру, в управление по работе с обращениями граждан – общественной приемной Губернатора Красноярского края по телефону «горячей линии» ежегодно обращается около 7000 граждан. Вместе с тем на повестке дня стоит легализация телефонных обращений уже частично урегулированных в актах органов власти (преимущественно в отношении обращений о фактах коррупции) и активно развивающихся на практике.

Кроме того, следует учитывать, что право граждан обращаться устно предусмотрено непосредственно статье 33 Конституции РФ, а поэтому его ограничение федеральным законом возможно только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).

В управление по работе с обращениями граждан-общественной приемной Губернатора Красноярского края в 2022 году граждане направили свыше 1000 обращений, из них наиболее значимые - вопросы защиты прав участников долевого строительства и строительства дорог в новом микрорайоне г. Красноярска [4]. При этом реализация формы коллективных обращений имеет существенные затруднения. В действующем законодательстве не урегулирована процедура рассмотрения коллективных обращений граждан. Общественной значимости коллективных обращений не придается особо значения, и данные обращения рассматриваются в универсальном порядке.

В настоящее время существует необходимость законодательного закрепления положений, позволяющих идентифицировать личность обратившегося, так как зачастую в обращениях граждане не указывают имя, фамилию, адрес проживания. В связи с чем необходимо внести определение анонимного обращения: «анонимное обращение – обращение в котором отсутствует фамилия и (или) почтовый или электронный адрес для направления ответа».

Теоретический подход, основанный на принципах прозрачности и открытости, подразумевает, что дистанционное рассмотрение обращений граждан должно осуществляться в открытой и прозрачной форме. Это включает публикацию информации о процессе рассмотрения обращений, сроках ответа и решениях, а также обеспечение возможности граждан отслеживать статус своих обращений.

Эти и другие теоретические подходы к дистанционному рассмотрению обращений граждан служат основой для разработки правовых механизмов и регулирования этого процесса. Они способствуют созданию эффективных систем, которые обеспечивают доступность, удобство и справедливость при взаимодействии граждан с органами публичной власти.

Дистанционное рассмотрение обращений граждан является важным аспектом современного административного права в России.

Список литературы

  1. Безруков А.В. Конституционно-правовой механизм обеспечения правопорядка органами публичной власти в России: монография. М., 2018. С. 87–101.
  2. Безруков А.В., Савоськин А.В. Рассмотрение обращений граждан как элемент конституционно-правового механизма реализации конституционного права на обращение // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 1. С. 3–8.
  3. Бочкарев И.Е. О праве на обращение в форме электронного документа // Информационное право. 2015. № 4. С. 17–21.
  4. Лекторова Ю.Ю., Прудников А.Ю. Электронный мониторинг обращений граждан в системе связей с общественностью в органах власти // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. URL: http://www.mediascope.ru/2465. DOI: 10.30547/mediascope.3.2018.3 (дата обращения: 25.02.2023).
  5. Степкин С.П. Проблемы правовой регламентации и особенности подачи обращений в форме электронного документа // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 7. С. 49–58.

Поделиться

823

Коваленко Н. В. Теоретические правовые основы дистанционного рассмотрения обращения граждан в органы публичной власти // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.II.С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/6412-teoreticheskie-pravovie-osnovi-distantsionnog

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября