В условиях современной информационной эры, когда интернет и цифровые технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни, необходимость электронного общения между гражданами и органами публичной власти возрастает. Дистанционное рассмотрение обращений граждан представляет собой процесс, в ходе которого граждане имеют возможность обращаться к государственным и муниципальным органам публичной власти, используя электронные средства связи.
Дистанционное рассмотрение обращений граждан представляет собой процесс, в ходе которого граждане имеют возможность обратиться к органам публичной власти, используя средства удаленной коммуникации, такие как электронная почта, онлайн-платформы, веб-сайты или другие информационно-коммуникационные технологии. Этот процесс позволяет гражданам обращаться к органам публичной власти, выражать свои потребности, проблемы, предложения или жалобы, а также получать ответы, решения или консультации от соответствующих органов без необходимости физического присутствия.
Органы публичной власти представляют собой государственные или муниципальные организации, которые осуществляют публичные функции и имеют компетенцию в определенных сферах управления [5, с. 49]. Они обладают полномочиями и ответственностью за предоставление государственных услуг, принятие решений, выполнение законодательства и обеспечение интересов граждан. Органы публичной власти могут включать исполнительные органы власти, суды, законодательные органы, регулирующие органы и другие государственные или муниципальные учреждения, ответственные за различные аспекты управления и удовлетворение потребностей общества [3, с. 17].
Дистанционное рассмотрение обращений граждан становится все более распространенной и важной практикой в современном административном праве [2, с. 3]. Различные теоретические подходы разрабатываются для эффективной реализации этого процесса, учитывая его значимость в обеспечении доступности, прозрачности и эффективности взаимодействия между гражданами и органами публичной власти. Вот несколько обзоров существующих теоретических подходов:
Электронное правительство является широко применяемым теоретическим подходом, который стремится улучшить взаимодействие граждан и органов публичной власти с использованием информационно-коммуникационных технологий. Этот подход подразумевает разработку электронных систем для приема и рассмотрения обращений граждан, а также предоставление гражданам доступа к информации и услугам государственных органов через онлайн-платформы.
Теоретический подход, основанный на праве граждан на электронное участие, акцентирует внимание на необходимости обеспечить гражданам равные возможности и доступ к участию в процессе принятия решений публичной власти [1, с. 87]. Это включает в себя возможность дистанционного обращения граждан и получения обратной связи, а также участие в электронных консультациях, общественных слушаниях и других формах электронного диалога.
Мультиканальный подход предполагает предоставление гражданам различных каналов для обращения в органы публичной власти. В рамках этого подхода граждане могут выбирать наиболее удобные для них способы обращения, будь то электронная почта, онлайн-формы, телефонные звонки или личное присутствие. Это позволяет учитывать разнообразные потребности и предпочтения граждан.
К примеру, в управление по работе с обращениями граждан – общественной приемной Губернатора Красноярского края по телефону «горячей линии» ежегодно обращается около 7000 граждан. Вместе с тем на повестке дня стоит легализация телефонных обращений уже частично урегулированных в актах органов власти (преимущественно в отношении обращений о фактах коррупции) и активно развивающихся на практике.
Кроме того, следует учитывать, что право граждан обращаться устно предусмотрено непосредственно статье 33 Конституции РФ, а поэтому его ограничение федеральным законом возможно только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции РФ).
В управление по работе с обращениями граждан-общественной приемной Губернатора Красноярского края в 2022 году граждане направили свыше 1000 обращений, из них наиболее значимые - вопросы защиты прав участников долевого строительства и строительства дорог в новом микрорайоне г. Красноярска [4]. При этом реализация формы коллективных обращений имеет существенные затруднения. В действующем законодательстве не урегулирована процедура рассмотрения коллективных обращений граждан. Общественной значимости коллективных обращений не придается особо значения, и данные обращения рассматриваются в универсальном порядке.
В настоящее время существует необходимость законодательного закрепления положений, позволяющих идентифицировать личность обратившегося, так как зачастую в обращениях граждане не указывают имя, фамилию, адрес проживания. В связи с чем необходимо внести определение анонимного обращения: «анонимное обращение – обращение в котором отсутствует фамилия и (или) почтовый или электронный адрес для направления ответа».
Теоретический подход, основанный на принципах прозрачности и открытости, подразумевает, что дистанционное рассмотрение обращений граждан должно осуществляться в открытой и прозрачной форме. Это включает публикацию информации о процессе рассмотрения обращений, сроках ответа и решениях, а также обеспечение возможности граждан отслеживать статус своих обращений.
Эти и другие теоретические подходы к дистанционному рассмотрению обращений граждан служат основой для разработки правовых механизмов и регулирования этого процесса. Они способствуют созданию эффективных систем, которые обеспечивают доступность, удобство и справедливость при взаимодействии граждан с органами публичной власти.
Дистанционное рассмотрение обращений граждан является важным аспектом современного административного права в России.