Начало международно-правовому обсуждению проблемы ядерного оружия было положено вскоре после окончания Второй мировой войны в рамках Комиссии ООН по атомной энергии. В ходе данной военной компании США применили ядерное оружие против Японии, сбросив атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки в августе 1945 года. Это событие привело к осознанию мировым сообществом той катастрофы, к которой может привести бесконтрольное применения ядерного оружия [5].
В результате в конце 1960-х гг. СССР и США перешли к решению проблемы ограничения стратегических ядерных вооружений на основе организации международно-правовых договоренностей [3, p.43]. К побудительным мотивам инициирования переговоров по сокращению стратегических наступательных вооружений (СНВ) можно отнести следующее:
- Распространение ядерного оружия и гонка вооружений: в период после Второй мировой войны и во время Холодной войны Соединенные Штаты Америки и Советский Союз активно развивали свои ядерные арсеналы, что привело к возникновению гонки вооружений и усилению напряженности между ними. Это создало необходимость в переговорах и соглашениях, направленных на сокращение и контроль над ядерными вооружениями.
- Обеспечение стратегической стабильности: стратегическая стабильность предполагает установление баланса сил и предсказуемости в ядерных отношениях между странами. Переговоры по СНВ были инициированы с целью сокращения ядерных арсеналов, чтобы предотвратить возможность первого удара и снизить риск ядерной конфронтации, способствуя тем самым стратегической стабильности.
- Экономические соображения: разоружение и сокращение ядерных вооружений дают возможность освободить значительные ресурсы, которые могут быть перенаправлены на развитие экономики, социальные программы и другие приоритетные направления.
- Международное влияние и престиж: достижение соглашений по сокращению ядерных вооружений придало странам-участницам международное признание. Это позволяло им занять лидирующие позиции в области безопасности и демонстрировать свою ответственность перед международным сообществом [1, с.12].
Начатые в 1969 г. советско-американские переговоры завершились подписанием в 1972 г. Договора ОСВ-I (ограничение стратегических наступательных вооружений) – первого Соглашения по СНВ. Одновременно стороны подписали Договор по ПРО (противоракетная оборона), ставший фундаментальным для ядерного разоружения и давший толчок дальнейшему процессу сокращения СНВ.
Впоследствии сторонами был подписан ряд двусторонних соглашений по ограничению ядерных вооружений:
- Договор ОСВ- II (1979 г.);
- Договор о РСМД (1987 г.);
- Договор СНВ- I (1991 г.);
- Договор СНВ- II (1993 г.);
- Договор о СНП (2002 г.)
- Договор СНВ- III (2010 г.);
- и, наконец, ДСНВ-2010 (2010 г.).
Действительно, советско/российско-американский договорный процесс сокращения ядерных вооружений имел большое значение для формирования системы международной безопасности. Он являлся важным фактором в формировании стратегической стабильности и снижении риска ядерной конфронтации между державами.
Сокращение ядерных вооружений между Россией и США помогло снизить возможность случайного или непреднамеренного вооруженного конфликта, а также наладить контроль и проверку обоснованности применения оружия [4, p.187].
Наряду с влиянием на военные (уменьшение опасности ядерной войны, поддержание баланса сил) и экономические (уменьшение расходов на гонку вооружений) аспекты национальной безопасности следует отметить и чрезвычайно важное политическое, моральное и психологическое значение договоров по СНВ. Ядерное разоружение было наполнено колоссальным символическим смыслом – как главным способом предотвращения всеобщей ядерной катастрофы. Руководство ведущих ядерных держав рассматривало контроль над ядерными вооружениями и как одно из мощнейших средств укрепления собственного авторитета на международной арене.
Контроль над СНВ имел важное значение и для других процессов в области разоружения.
Контроль над СНВ предоставлял возможность следить за соблюдением оговоренных в договорах-ограничениях по распространению ядерных боеголовок и ядерных носителей, а также обязанность обмениваться информацией о ядерных арсеналах и проведении взаимных проверок. Благодаря этому были созданы механизмы контроля, которые позволили наладить процесс доверия друг другу в рамках политики разоружения.
Последний договор о ядерном разоружении – Договор о стратегических наступательных целях (СНВ-III) был между Россией и Соединенными Штатами Америки в 2010 году и в силу в 2011 году. Он заменил поздний Договор СНВ-II, истекший в 2009 году. Договор СНВ-III регулирует количество и развертывание потенциального оружия, устанавливая предельные значения для ядерных боеголовок и носителей ядерного оружия. Он также предусматривает систему проверки и обмена информацией между Россией и США. В январе 2021 года Россия и США пролонгировали Договор СНВ-III на пять лет до 2026 года [2, с.19].
Согласно Договору о стратегическом наступательном вооружении (СНВ-III), также известному как Договор START-III, подписанному между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в 2010 году, предусмотрено ограничение ядерных носителей количеством 800 единиц для каждой стороны.
Ограничение на количество боезарядов для этих носителей составляет 1550 единиц. Боезаряды включают в себя ядерные боеголовки, которые могут быть размещены на ракетах и бомбардировщиках, а также на подводных лодках с баллистическими ракетами.
По данным МИД России на 1 марта 2021 года, США имели 767 развернутых носителей стратегических ядерных сил, а Россия имела 800 развернутых носителей. Относительно количества боезарядов, США сообщили о 1357, в то время как Россия сообщила о 1456 боезарядах [5].
Таким образом, Договор также устанавливает механизм взаимных инспекций, которые были приостановлены в 2020 г. из-за пандемии. Осенью 2021 года в ответ на предложения США восстановить инспекции МИД России заявил, что вопрос об инспекциях связан с проведением специальной военной операции на Украине и американцы с помощью таких визитов могут получить разведывательные преимущества.
В силу этого, в настоящее время мир находится на новом эволюционном витке развития принципа равенства в организации политики ядерного сдерживания. Так, выполнение договоренностей согласно последнему договору России и США о контроле над вооружениями (ДСНВ-2010, подписанный в Праге) ставятся под сомнение.