1960-е годы – одно из ярких десятилетий в истории мировой моды. Новое явление – молодежная мода или «Беби-бумерс». Поколение беби-бумеры – термин, применяемый к поколению, родившимся в конце 1940-х и начале 1950-х годов. Мода 1960-х годов построена на стремление к свободе и независимости. В середине 1950-х годов в советскую моду ворвался Кристиан Диор, женщины узнали, что такое элегантность, пышные многослойные юбки и зауженный силуэт. «Оттепель» наступила не только в экономике СССР, но и в моде. До этого времени женщины носили однотипные пиджаки и платья, так как фабрики шили простую и необходимую одежду, но все же Запад проник в страну [1, с.4]. В моду вошли платья прилегающего силуэта, юбки, зауженные у колен, юбки-бочонки, ботинки и туфли на каблуке 5-6 сантиметров.
Влияние на моду
Существенное влияние на молодежную моду начала 1960-х годов оказали музыкальные исполнители Элвис Пресли, Мик Джагер и популярная группа тех времен «The Beatles». Девушки предпочитали носить строгие костюмы и отдавали предпочтение коротким стрижкам. Так появился стиль «унисекс».
Мини-юбки
Во второй половине 1960-х годов приз зрительских симпатий получили мини-юбки [2, с.1]. Появившись в конце 1960-х, мини мгновенно завоевало титул самой модной одежды на целое десятилетие. Там, где это было возможно блюстители морали и председатели комсомольских ячеек по утрам измеряли длину юбок и расстояние от коленок до юбок линейками и при несоответствии отправляли учениц домой переодеваться. Короткая длина юбки высмеивалась и запрещалась, но все было бесполезно. Буквально за пару лет, к началу 1970-х, под натиском красоты оголившихся женских ножек пали запреты на длину юбок и женщины более старшего возраста могли позволить себе одеть мини.
Прически
В 1963-м году наша страна переживает моду на крашеные волосы. В какой-то момент естественный цвет волос для модников начал казаться слишком простым. С этого момента волосы красят не только пожилые, чтобы скрыть седину, но и молодежь, причем не только женщины, но и мужчины. Так как о специальной краски для волос не могло быть и речи, люди сами придумывали как им добиться желаемого цвета. К примеру, осветляя волосы раствором из луковой шелухи, можно было получить яркий желтый цвет. Чтобы получить белый, использовали перекись водорода и этот метод был далеко не безвредным. Так же использовали хну и басму для темного каштанового оттенка. Именно в 1960-е годы получил распространение тип зрелой дамы с голубыми волосами. После мытья на голову выливали тазик с подсиненной водой, а напустить синевы можно было хоть чернилами. В конце 1960-х в продаже появились первая настоящая краска для волос из ГДР, а также первые в нашей стране оттеночные кремы для волос.
С парикмахерскими в СССР была тяжелая ситуация, поэтому появление париков было очень вовремя [3, с.1]. Девушки могли выходить зимой без шапок, не переживая о своем здоровье. Еще один плюс париков – экономия времени. Для большинства горожанок парики были просто готовыми прическами. Первые парики ввозились в страну спекулянтами. Позже они появились и в магазинах, но стоили очень дорого. Самой модной прической была бабетта и ее разновидности. В моде пышные начесы и геометрические стрижки, ультракороткие стрижки, получившие название «Пикси», стрижки с пышной укладкой, так называемые, итальянские стрижки, гладкие прямые распущенные волосы в стиле хиппи и элегантные укладки с подкрученными наружу кончиками волос. Кроме того, часто стали использовать шиньоны. В общем, прически 1960-х годов – собрание противоречий.
Искусственные ткани
Начинается мода на искусственные ткани, которая достигнет своего пика в семидесятые. Самые модные в 1960-е годы носили изделия из синтетического меха. Одежда шилась из: нейлона, полиэстера, кримплена и т.д. [4, с. 4]. Синтетика в те времена ценилась выше натуральных материалов: обожали дубленки и шубы из искусственного меха, а на голове носили объемные головные уборы – они отлично сохраняли форму их причесок. Самый модный узор в то время – нордический, он пришел из экипировки лыжников. Самый модный силуэт – трапеция, предложенная дизайнером Ив Сен-Лораном. От зимы спасала многослойность. Девушки предпочитали комбинацию жакета и юбки. Молодежь тогда и думать не хотела о строгой одежде, так как 1960-е – время группы «The Beatles». В моде тогда у младшего поколения были битловки – водолазки, которые надевали под пиджак вместо рубашки.
Нейлоновые рубашки
В 1964-м году в СССР получают распространение нейлоновые рубашки. В отличие от устаревшего хлопка, крепкий и модный нейлон казался абсолютным материалом. Рубашки из нейлона не мялись, легко стирались и, вообще, казались вечными. Самыми шикарными считалась белые нейлоновые рубашки.
Кримплен
В 1967-м году увидела свет одежда из нового синтетического материала – кримплена. Одежда из кримплена не мнется, ее не нужно гладить, достаточно выстирать, высушить, аккуратно развесив, и можно вещь носить снова. Существенный недостаток – электростатичность. Кримплен может искрить, трещать и липнуть к телу. С электростатичностью боролись, освоив производство жидкостей-антистатиков.
Макияж
Макияж 1960-х годов – это, прежде всего, идеальная кожа. Тон, пудра и румяна должны быть наложены искусно и деликатно, так, чтобы создавалось впечатление, что косметика на лице отсутствует. Помада утратила свою лидирующую позицию. Чтобы макияж при этом не был слишком вульгарным, губы прокрашивали светлой помадой или блеском [5, с. 1]. Впрочем, многие утверждают, что девушки в это время не пользовались помадами, потому что они были ужасного качества и по своей консистенции напоминали липкий пластилин. В моде были неяркие приглушенные цвета, популярнейшим средством для губ становится блеск.
На первое место выходит макияж глаз. Глаза должны были быть увеличены при помощи всех существующих приёмов искусства визажа. Теперь мода позволяла женщинам красить глаза так интенсивно, что создавалось впечатление, будто макияж сделала маленькая девочка, не имеющая чувства меры. Экспериментам в макияже глаз не было конца. Тени стали самой актуальной косметической продукцией. Яркие броские сочетания являлись супермодными. Без туши для ресниц не обходилась ни одна женщина, идущая в ногу со временем. Одним из главных трендов в макияже глаз стали стрелки.
Заключение
Подводя итог, хочется сказать, что 1960-е годы в СССР – это уникальное десятилетие. Уникально оно, прежде всего, тем, что именно в это время впервые пробуждается массовый интерес к такому явлению как мода. Взрыв культурной революции хоть и с опозданием, но проник за железный занавес, повлияв на умы молодого поколения. Это десятилетие подготовило почву для появления новых личностей и новых маленьких шедевров в масштабах отдельной страны, а 1970-е годы стали не менее интересным десятилетием в истории советской моды.