Главная
АИ #22 (152)
Статьи журнала АИ #22 (152)
Особенности отмены крепостного права в Самарской губернии

Особенности отмены крепостного права в Самарской губернии

Автор(-ы):

Гафарова Айгюн Сарван кызы

2 июня 2023

Научный руководитель

Алексушин Глеб Владимирович

Секция

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

Самарская губерния
отмена крепостного права
реформа
местная администрация
губернатор
комитет
помещичьи крестьяне
фальсификация данных
покушение
нервное расстройство

Аннотация статьи

Статья рассматривает особенности проведения реформы отмены крепостного права в Самарской губернии. Анализируется роль местной администрации, особенно губернатора, в подготовке и реализации реформы. Описывается создание комитета для разработки проекта положений о быте помещичьих крестьян. Разделение комитета на либеральное меньшинство и консервативное большинство, а также напряженные отношения внутри комитета, подробно исследуются. Отмечается роль губернатора Самарина и его борьба с фальсификацией данных о размерах крестьянских наделов. Исследование заканчивается покушением на губернатора и его последующим психологическим состоянием.

Текст статьи

Самарской губернии повезло в деле отмены крепостного права, так как подготовка и само проведение реформы на местах во многом зависели от местной администрации и, в частности, от губернатора. В Самаре рескрипт о подготовке реформы начали обсуждать в январе 1858 г. В марте 1858 г. было приказано открыть в Самарской губернии комитет для разработки проекта положений «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян» [2].

Сезон сельскохозяйственных работ позволил открыть Самарский комитет только осенью 1858 г. Традиционно комитет сразу же разделился на 2 неравные части: либеральное меньшинство (три человека во главе с представителем правительства - Самариным) и консервативное большинство во главе с Петром Ивановичем Рычковым. Заседания комитета протекали весьма бурно. Ситуация обострилась настолько, что Самарин обзавелся телохранителями. Его даже вызывали на дуэль. Вражда части комитетчиков с Самариным была обострена еще одним фактом. Для комитета помещики должны были сдать данные о размерах своих имений. Оказалось, что крупных имений в Самарской губернии, в принципе, не было. Всплыл факт сознательного занижения помещиками размеров крестьянских наделов. Самарин предложил сделать выборочную проверку поступивших данных, комитет ответил отказом. Тогда Самарин самостоятельно провел такую проверку и действительно обнаружил такие занижения. Самарин начинал требовать проведения полной проверки всех поступивших данных. Комитет опять отказывал. Самарин воспользовался своими чрезвычайными полномочиями, и провел полную проверку. Оказалось, что все данные очень искажены. Деятельность Самарина привела к тому, что провели проверки данных других губернских комитетов. Итогом стало покушение на Самарина, правда, неудачное. Из Самары он уехал совершенно седым и лечился от нервного расстройства.

Комитет определил основные спорные вопросы о:

  • необходимости перевода дворовых людей в крестьяне;
  • условиях экономического освобождения крестьян: (размер надела, сумма выкупа, условия индивидуального выкупа надельной земли)
  • телесных наказаниях,
  • количестве полос, на которые надо было делить губернию.

Консерваторы предлагали, чтобы крестьяне еще 12 лет после отмены крепостного права продолжали работать на помещика.

Для сглаживания противоречий в работе комитета Самарин предложил в основу проекта освобождения крестьян общины выкуп, продавать крестьянам рекрутские квитанции, чтобы взыскать возможную оборонную недоимку по выкупам (продавать квитанции вместо конфискации земли в пользу помещика).

Комитет составлял 2 проекта, сходившиеся в том, чтобы: поделить губернию на 6-7 полос для определения надела и назначить 23-25 рублей выкупа с десятины. В мае 1859 г. Самарина отозвали в Санкт-Петербург для работы в Редакционной комиссии.

Еще одной специфической чертой Самарской губернии было очень немногочисленное дворянство, и очень низкий, (по сравнению с другими губерниями), удельный вес крепостного крестьянства. По переписи 1858 г. в Самарской губернии проживало 234 тыс. крепостных крестьян, что составляло 15,8%. (по России удельный вес крепостных крестьян в среднем был больше, чем в 2 раза около 37,5%).

Еще одну лидирующую позицию в стране Самарская губерния заняла по количеству дарственных наделов. В губернии дарственники составили 35% крепостных и потеряли 132,625 тыс. десятин земли, что составило 76,8% земли, которой они владели до реформы.

После отмены крепостного права в Самарской губернии, как и везде, начались крестьянские волнения. Только за 1861 г. в губернии зафиксировано 54 случая неповиновения и самоуправства крестьян. В 44 случаях крестьяне отказались выполнять барщину и оброчные повинности, а также, принимать уставные грамоты. В Бугурусланском уезде дело дошло до столкновений с земской полицией, и администрация была вынуждена ввести войска. В Ставропольском уезде 200 крестьян отказались признать Манифест и принять его Положения. Одной из форм реакции на отмену крепостного права стало требование дарственного надела [3].

Важнейшим следствием реформы 1861 г. стали изменения в сельскохозяйственной сфере Самарской губернии. Положение крестьян осложнилось необходимостью выкупать собственную землю у помещиков, отбывать за нее повинности, платить оброк и одновременно заниматься сельским хозяйством. Однако, трудности переживали не только крестьяне, но и помещики. Помещики-землевладельцы сосредоточились в северо-восточных районах губернии. Эти помещики и испытывали наибольшие трудности при переходе к капитализму. Помещики переживали этот переход гораздо тяжелее, так как во многих поместьях до реформы не было производящего хозяйства, которое предстояло теперь создавать: покупать орудия производства, тягловую силу, нанимать работников. После реформы в распоряжении помещиков оказалось 1.457 млн. десятин земли.

Крестьянские хозяйства Самарской губернии были обременены многочисленными налогами.

Расчет крестьян был довольно прост: получив дарственный надел, арендовать или купить пустующие земли в южных уездах (аренда – 9 копеек за десятину). Однако, после отмены крепостного права, арендная и продажная стоимость земли резко возросли. Если до 1860-х средняя цена продаваемой земли в Самарской губернии составляла 13 рублей, то уже в 1863 г. – 21.60 рублей. Поэтому основной формой приобретения земель в пользование стала аренда. Причем 71% всей арендованной земли принадлежал купцам, 21% - крестьянам, 8% - вся остальная аренда.

В Самарском уезде было сосредоточено 65% всего дворянского землевладения.

В губернии насчитывалось 224 помещичьих имения. В 61 имении хозяйство велось с применением наемной рабочей силы – капиталистический путь развития. 60 помещичьих хозяйств отдали всю землю в аренду. 103 хозяйства применяли отработочную систему.

Помимо реакции крестьян на отмену крепостного права, постепенно нарастала активность в среде разночинной молодежи. В это время в российском обществе активизировались либералы, сторонники отмены крепостного права, противники царизма, выступавшие за народ. Получила распространение идея ответственности или долга интеллигенции перед народом. Идеологическую основу сторонники подобных взглядов черпали в публикациях Чернышевского, Добролюбова, Герцена. Народнические идеи проникали в общество через журналы «Современник» и «Колокол». Сохранились данные о росте числа подписчиков на «Современник» в Самаре: в 1859 г. – 15 человек, в 1861 г. – 26 человек [3].

Заключение

Конечно, крестьянская реформа 1861 года – важнейший исторический акт, переломный момент в истории России, которая создала необходимые условия для утверждения капитализма и роста темпов экономического развития, но в то же время, «крестьяне вышли на свободу», ободранные до нищеты, вышли из рабства у помещиков в кабалу к тем же помещикам.

Список литературы

  1. Алексушин, Г. В. Губернаторы К.К. Грот и М.Н. Галкин-Врасский во главе пенитенциарной системы России (конец XIX в.) / Г. В. Алексушин // Проблемы уголовно-исполнительной политики в реализации международных правовых стандартов обращения с осужденными : Материалы конференции, Самара, 01 июня 2003 года. – Самара: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2003. – С. 139-144.
  2. Крамарева, И. В. Празднование 50-летия отмены крепостного права в Самарской губернии / И. В. Крамарева // Самарский край в истории России : Материалы IV Межрегиональной научной конференции, посвященной 160-летию Самарской губернии и 125-летию со дня основания Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина, Самара, 23–25 ноября 2011 года. Том Выпуск 4. – Самара: Государственное бюджетное учреждение культуры "Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина", 201 – С. 115-119.
  3. Фролова, К. В. Сохранение памяти об Александре II и отмене крепостного права в дореволюционной Самаре / К. В. Фролова // Национальное культурное наследие России: региональный аспект : Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Самара, 29 марта 2017 года / Под редакцией С.В. Соловьевой. – Самара: Самарский государственный институт культуры, 2017. – С. 88-94.

Поделиться

697

Гафарова А. С. Особенности отмены крепостного права в Самарской губернии // Актуальные исследования. 2023. №22 (152). Ч.II.С. 20-22. URL: https://apni.ru/article/6419-osobennosti-otmeni-krepostnogo-prava-v-samars

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля