Банковский надзор в Российской Федерации осуществляется в рамках четко определенной нормативной базы, при этом Центральный банк России выступает в качестве основного регулирующего органа. Цели банковского надзора включают поддержание финансовой стабильности, защиту интересов вкладчиков и обеспечение соблюдения нормативных требований. Осуществляя комплексный надзор, органы банковского надзора контролируют деятельность банков, оценивают практику управления рисками и следят за соблюдением пруденциальных норм.
Санкции представляют для российских банков различные препятствия, включая ограниченный доступ на международные рынки, повышенные требования к соблюдению законодательства и ограниченные возможности финансирования. Эти ограничения влияют на способность банков привлекать капитал, управлять ликвидностью и участвовать в трансграничных операциях. Возникающее в результате финансовое давление может повысить уязвимость банков и общую стабильность банковской системы. Эффективный банковский надзор становится важнейшей задачей в условиях санкционного давления. Надзорные органы следят за соблюдением ограничений, связанных с санкциями, оценивают системы управления рисками банков и потенциальное влияние санкций на финансовое состояние банков. Проективно выявляя уязвимые места и обеспечивая соблюдение нормативных требований, органы банковского надзора способствуют повышению устойчивости и надежности банковского сектора.
Следует отметить, что действующее законодательство не дает определения понятия «банковский надзор».
Т.Е. Рождественский рассматривает банковский надзор как особый вид публично-правовой деятельности. Его основной целью является поддержание стабильности национальной банковской системы и обеспечение ее развития, в том числе защита интересов вкладчиков и кредиторов [1, с.176].
При этом Е.М. Дудник понимает его следующим образом. «Банковский надзор – это система мер, применяемых государством для обеспечения стабильности кредитных организаций и их безопасности. Такие меры позволяют устранить дестабилизирующее влияние на банковскую систему и обеспечить в целом позитивное развитие банковской системы» [2, с.110].
Банковский надзор в Российской Федерации в настоящее время основывается на внедрении и последующем тестировании новых методологий, разработанных Базельским комитетом по банковскому надзору. Эти методики в первую очередь направлены на повышение финансовой устойчивости мировой банковской системы. Базельские стандарты («Базель II» и «Базель III») основаны на применении риск-ориентированного подхода к надзору и использовании информационных и цифровых технологий [3, с.151-155]. Следует отметить, что Базельские стандарты не являются абсолютными.
Однако Базельские стандарты оказывают существенное влияние на национальные банковские системы. Российская Федерация не является исключением: Часть вторая статьи 9 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [4] создает правовую основу для реализации международных отношений. Закон предоставляет Банку России право участвовать в мероприятиях, связанных с развитием сотрудничества, проводимых международными организациями как в денежно-валютной сфере, так и в банковском секторе. В целях выполнения установленных требований Банк России является членом Базельского комитета. Поэтому он принимает непосредственное участие в процессе разработки и последующего утверждения стандартов Комитета.
При исследовании системы надзора за банковской деятельностью важно понимать, что она осуществляется в различных формах. Эти формы можно разделить на предварительный надзор, пруденциальный надзор и последующий надзор. Предварительный надзор осуществляется на этапе лицензирования банковского учреждения, а пруденциальный надзор – в ходе повседневной деятельности банка. Последующий надзор осуществляется в отношении банков, нарушивших банковское законодательство или проходящих процедуру ликвидации.
Следует отметить, что пруденциальный надзор составляет большую часть надзорной деятельности Банка России. Этот вид надзора позволяет контролировать соблюдение банковских нормативов поднадзорными организациями. Он также способствует выявлению фактов нарушения санкционированных предписаний и применению к нарушителям соответствующих мер правового воздействия. Пруденциальный надзор играет важнейшую роль в обеспечении стабильности банковской системы и предотвращении на ранней стадии возникновения неблагоприятных последствий для всех заинтересованных сторон, таких как вкладчики и кредиторы. Он позволяет разрешать проблемные ситуации в деятельности банка до их обострения, снижая потенциальные риски.
В заключение следует отметить, что банковский надзор играет важную роль в поддержании стабильности и целостности банковского сектора. Благодаря эффективному регулятивному надзору обеспечивается соблюдение законодательных и пруденциальных требований, поощряется разумная практика управления рисками и защищаются интересы вкладчиков и кредиторов. Механизм банковского надзора включает в себя различные формы, в том числе предварительный, пруденциальный и последующий надзор, каждый из которых служит конкретным целям на различных этапах жизненного цикла банковского учреждения.
Осуществление банковского надзора опирается на надежную правовую базу, определяющую роли, обязанности и полномочия регулирующих органов. Он включает в себя процессы лицензирования, постоянный мониторинг деятельности банков и правоприменительные действия в случае нарушений. Пруденциальный надзор, в частности, играет решающую роль, поскольку он сосредоточен на повседневной деятельности, оценке рисков и соблюдении банковских стандартов.