В ходе получения высшего образования человек взрослеет, меняются его потребности, притязания, взгляды. Студенческая жизнь наполнена множеством положительных событий от освоения новой деятельности, до формирования новых качеств личности, появления новых друзей. Конечно, помимо плюсов, обучение в вузе – это также период стресса, тревоги и усталости.
Сегодня получение высшего образования можно считать видом деятельности, при котором наблюдается высокий уровень как физической, так и психической нагрузки. Уровень этой нагрузки особенно усиливается в период сессий, выпускных экзаменов, защиты дипломной работы, когда необходимо усвоить большой объем информации в сжатые сроки, к студентам предъявляются повышенные требования и строгий регламент оценивания.
Так же как жизнь, весь период обучения в вузе можно разделить на кризисные этапы. Согласно мнению многих исследователей, эти этапы выпадают на первый, второй и четвертый курсы.
Выпускник вуза испытывает чрезмерные интеллектуальные, физические перегрузки, что напрямую влияет на его состояние и эффективность завершения обучения. Также, согласно исследованиям, количество выпускников вуза, испытывающих различные невротические, депрессивные состояния значительно увеличилось в последние годы.
Этим объясняется актуальность работы, поэтому хотелось бы определить какие конкретно невротические проявления преобладают у выпускников вуза. Результаты исследования помогут в дальнейшем сделать лучше процесс завершения обучения в вузе.
Изучением неврозов и невротических состояний занимались: З.Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, К. Юнг, К. Роджерс, В. Франкл, В.И. Гарбузов, Б.Н. Бирман, В.Н. Мясищев, Б.Д. Карвасарский и многие другие.
Исследования в области неврозов не являются чем-то новым в психологии, но на сегодняшний день нет единого мнения по отношению к данной проблеме, также в последние десятилетия увеличилось количество людей, испытывающих различные невротические состояния.
Согласно мнению В. Н. Мясищева, чья концепция получила наибольшее признание, в основе невротических состояний лежит неудачно и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение личности найти рациональный и продуктивный выход влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности.
Также, следует обратить внимание на Международную классификацию болезней (МКБ-10), согласно которой невротические расстройства, это группа психических расстройств, отражающая срыв механизмов психологической адаптации. Это расстройства, связанные со стрессом и соматоформные расстройства.
Исходя из этих вышеперечисленных взглядов известных исследователей, становится ясно, что четкого определения о том, что является невротическими состояниями нет, но, тем не менее, есть важные пункты, которые дают общее понимание картины невротических состояний.
Поскольку количество людей, испытывающих невротические состояния за последние десятилетия, стало больше, мы изучили факторы, влияющие на их возникновение.
Чаще всего, мнения исследователей сходятся в том, что на увеличение количества людей с различными невротическими состояниями, влияют изменившиеся условия современной жизни, а именно: быстрый темп, высокая урбанизация, высокие требования социума по отношению к личности.
Взгляды исследователей обращают внимание и на культурный аспект данной проблемы, подчеркивая, что культура и традиции нашей страны просто не дают возможности человеку рассматривать негативный исход ситуации, из-за чего человек испытывает психоэмоциональный стресс.
Исходя из проведенного анализа, относительно того, что оказывает влияние на возникновение невротических состояний, можно сделать вывод, что это могут быть следующие факторы: высокий уровень урбанизации городов, культурный аспект, увеличение требований к личности со стороны общества, быстрый темп жизни.
Все эти факторы, подтверждают, что невротические состояния могут быть у большого количества людей из разных сфер, но наиболее им подвержены люди, находящиеся в ситуации психоэмоционального стресса, а значит и студенты выпускных курсов.
Срок обучения в вузе, условно можно разделить на три критических периода:
Первый курс – период адаптации в вузе;
Второй курс – период переосмысления профессии;
Выпускной курс – период завершения обучения, сопровождающийся длительным напряжением, переживаниями по поводу предстоящего нового жизненного этапа.
Для исследования представляет интерес третий критический период – период завершения получения высшего образования.
Данный период для студентов связан с рядом важных задач: написание дипломной работы, подготовка и сдача государственного экзамена, трудоустройство или продолжение обучения в магистратуре. Все эти задачи, становятся наиболее актуальными в последние полгода обучения, когда студент ежедневно находится в напряжении, в состоянии стресса, размышлений, переживаний, эмоциональных и физических нагрузок, что может стать причиной возникновения невротических состояний.
В связи с тем, что данная тема малоизучена и основные исследования посвящены адаптации и психологическими проблемам студентов первых курсов, важно изучить данную проблему, поскольку это позволит более грамотно подойти к подготовке выпускников.
Для того чтобы получить более «чистый» результат исследования, корректнее всего рассматривать особенности невротических состояний выпускников вуза двух направлений: технического и гуманитарного, а именно студентов архитектурно-строительного и психологического факультетов. Данные направления уже несколько десятков лет находятся в противоречии. С одной стороны, технические специальности являются более востребованными, с другой стороны невротические состояния являются спецификой работы студентов-психологов, возможно, это влияет на уровень и особенности невротических состояний.
Для данного исследования была разработана программа эмпирического исследования.
В исследовании участвовало 32 студента: 16 студентов факультета психологии и 16 студентов архитектурно-строительного факультета.
Были отобраны следующие методики:
- Методика «Диагностика уровня невротизации» В. Бойко и Л.И. Вассермана
- Методика «Экспресс-диагностика невроза» К. Хека и Х. Хесса
- Клинический опросник невротических состояний К. К. Яхина, Д. М Менделевича
Для статистической обработки данный и проверки нашей гипотезы был выбран U-критерий Манна-Уитни.
Согласно проведенным методикам, мы получили следующие результаты.
После проведения эмпирического исследования были получены следующие результаты. Согласно U-критерию Манна-Уитни наблюдается статистически значимая связь в методиках «Диагностика уровня невротизации» В.Бойко и Л.И. Вассермана и «Экспресс-диагностика невроза» К.Хека и Х.Хесса. Полученные данные показывают, что у будущих выпускников психологического и архитектурно-строительного факультетов наблюдаются невротические состояния среднего и повышенного уровней, при этом, у студентов психологического факультета показатели ниже.
Согласно результатам методики «Клинический опросник невротических состояний» К. К. Яхина, Д. М Менделевича, статистически значимая связь обнаружена по шкалам «Тревога» и «Невротическая депрессия». При этом, в данных шкалах показатели выше у выпускников факультета психологии, что может говорить о наличии тревоги, связанной с трудоустройством или началом работы непосредственно с людьми и их проблемами.
Таким образом, исходя из полученных данных, мы подтвердили нашу гипотезу о том, что выпускники вуза испытывают невротические состояния, имеющие свои особенности.