Культурно-гигиенические навыки являются важной составной частью культуры поведения человека. Опрятный внешний вид, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, обусловлена не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. В соблюдении этих правил дети должны понимать, что проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе [1, с. 87].
Для воспитания культурно-гигиенических навыков детей издавна нашло широкое применение фольклора.
Так как сегодня весьма актуальна идея возрождения России, как многонационального государства, с его национальными культурами, желанием узнать свои национальные корни, то в воспитании и образовании молодого поколения должно использоваться все духовное богатство, традиции, творчество народа, то, что появляется из недр собственной народной культуры, то, что впитывается человеком с детства (колыбельные, сказки, и т.д.) и является одним из факторов самоидентификации [3, с. 78].
Поскольку фольклор охватывает все стороны жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде, наконец, выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он активно способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании национального самосознания подрастающего поколения.
Основой полноценного физического развития ребенка дошкольного возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение имеет освоение дошкольниками основ культуры гигиены [2, с. 15].
Однако сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОО не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия.
«Одна из важнейших задач детского сада, – писала Н.К. Крупская – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье. С раннего возраста надо учить ребят мыть руки перед едой, есть из отдельной тарелки, ходить чистыми, стричь волосы, вытряхивать одежду, не пить сырой воды, вовремя есть, вовремя спать, быть больше на свежем воздухе и так далее» [2, с. 34]. Также проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х. [3, с. 190].
Самый результативный способ – применение фольклора. При появившейся радости и интереса у дошкольника к свежим для него поступкам, при многократном их повторении, навык делается крепким. Для упрочения навыка надлежит тоже применять похвалу дошкольника за хорошо реализованное поручение. Характер оценивания поступков и действий трансформирует в соответствии с усиливающимся уровнем закрепления у дошкольников навыков культуры поведения. Если в начале старания дошкольников стабильно поощряются и оцениваются позитивно, то потом необходимо относиться к этому, как к надлежащему действию, поощрять лишь качество проведения действия [5, с. 16].
Сложные правила культурного поведения для изучения дошкольниками целесообразно применять фольклор. Он поддерживает педагога в стремлении сравнять степень постижения навыков любым младшим дошкольником. Посредством применения фольклора педагог сможет в занимательной форме всего лишь открыть суть требований в необходимом порядке, но и объединить эти требования с определенными действиями дошкольников, это приносит возможность фиксировать позитивное взаимоотношение к их выполнению в быту.
При общении с дошкольниками, педагогу нужно применять художественное слово, уместно припоминать меткие сопоставления из обожаемых сказок, известные пословицы, поговорки, потешки, дивное влияние выказывают на дошкольников смешные частушки. На их основании нужно обыгрывать небольшие сценки, поделив роли между дошкольниками [1, с. 14].
В середине воспитательного процесса расположен дошкольник – объект воспитания. По взаимоотношению к ребенку как объекту воспитания педагог является субъектом образовательно-воспитательного процесса, влияющим на личность ребенка при помощи особых методов воспитания.
Т.С. Комарова, Л.Р. Болотина считают педагогические ситуации, как варианты педагогического влияния на разум дошкольников, обращенные на достижение целей развития [6, с. 32]. При помощи установленных педагогических ситуаций исправляется поведение дошкольников, развиваются качества личности ребенка, расширяется опыт их отношений, общения, деятельности.
Для формирования культурно-гигиенических навыков детей среднего дошкольного возраста на занятиях можно использовать следующие пословицы [4, с. 26]:
Арыг-силиг кижи
Аарыг-аржык болбас.
Хирлиг, чуттуг кижиге
Хилинчек, човулан таваржыр.
Чалгаа кижи хирге бастырар
Чазый кижи чемче сынныр.
Чалгаага хир ынак
Чазыйга чем удур.
«Загадка «тывызык» (от тув. глагола «тывар» найти) – это миниатюрное произведение, указывающее в иносказательной форме на отличительные признаки какого-либо предмета, живого существа или события и требующее своей отгадки, выраженной в основном в стихотворной форме. Загадки в абсолютном большинстве своем состоят из одного-двух-трех и более строк. Однако это весьма сложный художественный организм, в котором сосуществуют разнообразные приемы создания иносказательного образа. Загадки занимательны также и своей стихотворной формой» [5, с. 26].
Для детей можно использовать загадки следующего содержания:
Көъп кижи хүрээледи,
Хүрең аъдым чыраалады. (Диш, дыл.)
Кочевая жизнь тувинцев исключала существование своих театров, клубов, библиотек. Люди после трудового дня собирались в юртах, целыми вечерами, а иной раз всю долгую зимнюю ночь, слушали сказки, загадывали загадки. При этом участники вечера обычно разбивались на две группы и устраивали состязания в разгадывании загадок. Интересен порядок загадывания тувинской загадки: один человек загадывает, остальные отгадывают. Если отгадывающие долго не могут отгадать какую-либо загадку, то делается намек на разгадку, т.е. называется признак, по которому определяется загадываемый предмет или явление. Намек на разгадку загадки – баажызы и приблизительная ее отгадка – догааштырыг – отличительная особенность тувинской загадки.
Загадки являются своеобразной метафорой. В них косвенно называются основные приметы загадываемого явления. Поэтому не только создание загадок, но и их отгадка требует от человека наблюдательности. Вот загадка о стрижке волос:
Муң кап-кара хоюмну,
Демир кымчы-биле сүрдүм.
Тысячу пречёрных овец моих,
Железным кнутом гнал.
(бритьё головы)
Таким образом, использование в работе с детьми среднего дошкольного возраста национального фольклора помогает воспитателям приобщить ребят к культуре своего народа, познакомить с их с богатым, образным родным языком, дать возможность ярче и полнее передавать свои чувства.