Познавательное развитие ребенка – довольно многогранный процесс, в который входит развитие познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений и формирование речи. Но самым главным его составляющим является развитие психологических качеств, которые помогают детям быстро и легко усвоить новые знания и умения и использовать их для решения определенных задач.
Дети 3-4 лет уже могут анализировать предметы, выделяя такие признаки, как цвет, форму, величину, особенности материала, из которого они состоят (теплый - холодный, шершавый - гладкий) и т.п. Малыши трех лет способны анализировать строение предметов, выделяя существенное для решения задачи соотношение их частей. В этом же возрасте они начинают овладевать некоторыми пространственными отношениями.
У малышей данного возраста появляются зачатки творческого воображения, которое без специального руководства не сможет получить должного развития. Поэтому во второй младшей группе предлагаются задания, в которых на основе восприятия отдельных признаков предметов, обозначенных заместителями, дети создают в своем представлении разнообразные образы новых предметов и ситуаций.
Предлагаем вашему вниманию несколько игр и упражнений для развития познавательных способностей у детей второй младшей группы.
Угадай, на что похоже
Игра проводится с подгруппой детей.
Дидактические задачи:
- научить видеть в предметах возможные заместители других предметов, которые можно будет использовать в ходе игр;
- сформировать у детей представление, что один и тот же предмет может замещать разные предметы.
Материал: брусок, палочка, конус, шарик, цилиндр, деревянное колечко; картинки, напоминающие каждый из имеющихся предметов:
- для брусочка - картинки с изображением кирпичика, мобильного телефона, пачки масла, троллейбуса;
- для палочки - картинки с изображением ручки, вилки, меча, спицы;
- для конуса – картинки с изображением зонта, свеклы, крыши;
- для шарика – картинки с изображением солнышка, помидора, божьей коровки, часов;
- для цилиндра - картинки с изображением фонарика, вазочки, кружки, свечи;
- для колечка - картинки с изображением колечка, сушки, колеса, пялец.
Ход игры.
1 вариант. Дети сидят вокруг стола, и каждому из них дается какой-то предмет. Педагог спрашивает: «Кто может посветить своим предметом как фонариком?» Ребенок, имеющий цилиндр, отвечает: «Я» - и показывает, как он может это сделать. Ведущий дает ему картинку, на которой изображен фонарик. Затем педагог продолжает: «У кого есть предмет, похожий на зонтик» Ребенок, имеющий конус, говорит: «У меня» – и показывает конус. Ведущий вручает ему картинку с изображением зонта.
Таким же образом воспитатель обыгрывает остальные предметы, давая возможность каждому малышу поучаствовать в игре.
2 вариант. Педагог выкладывает на стол сразу несколько предметов (например, брусок, палочку, лоскуток, коробочку, камешек) и спрашивает, что из этих предметов могло бы быть в игре телефоном, градусником, картошкой, одеялом для мишки и т.д.
Составь узор
Это упражнение можно провести со всей группой.
Дидактическая задача: учить пользоваться заместителями: располагать предметы на плоскости в соответствии с расположением заместителей.
Материал: основа для расположения фишек мозаики (для каждого ребенка), набор из 5 фишек любых двух цветов (для каждого ребенка), таблички, на которых нарисованы полоски разной длины (по три-четыре на каждого).
Ход игры. Педагог раздает детям основу для выкладывания узора, фишки и объясняет, что сейчас они будут выкладывать узоры по картинке. Показывает первую картинку – табличку с полосками разной длины (например, две короткие и одна длинная). Говорит, что можно выложить узор по картинке, если вместо коротких полосок класть фишки одного цвета, а вместо длинных другого. Спрашивает у детей, какие полоски, какой цвет будут замещать.
После этого взрослый предлагает детям выложить узор из разноцветных фишек так, чтобы получилось, как на образце. Если дети затрудняются это делать, педагог еще раз напоминает, какой цвет замещает короткую полоску, а какой - длинную. Потом он предлагает следующую табличку, где полоски разной длины расположены в другой последовательности.
Маленькие и большие ножки
Данная игра может проводиться со всей группой.
Дидактические задачи. Учить воспринимать в качестве сигнала к действию разные типы заместителей (в словесной форме и в форме показа самого действия, графической, звуковой и световой). Учить детей выполнять по сигналу педагога одни и те же действия в разном темпе.
Материал: 3 полоски картона (15х70) с изображением мелких, средних и крупных следов ноги (длина их соответственно 5,10,20 см); бубен; электрический фонарик.
Ход игры. Малыши сидят на стульчиках полукругом. Педагог садится напротив и просит показать, какие у них ножки.
Взрослый весело и быстро говорит: «Маленькие ножки бежали по дорожке. Посмотрите, как они бежали». При этом несколько раз в быстром темпе притопывает ногами, приговаривая: «Топ-топ-топ». Дети делают то же самое.
Замедляя движение, воспитатель медленно произносит: «Большие ноги шли по дороге: топ-топ». И затем «Огромные ноги брели по дороге: топ-топ».
Педагог все повторяет дважды, дети выполняют движения в разном темпе. Воспитатель показывает картинку с нарисованными мелкими, средними и крупными следами, объясняет, что это такое. Предлагает следующую игру: в зависимости от того, какую картинку он покажет, дети будут топать ножками быстро или медленно.
Затем педагог берет бубен и проводит с ним игру: если бубен звенит часто, то это значит бегут «маленькие» ножки, если реже – «большие», если совсем медленно - «большущие».
Аналогично повторяется игра с электрическим фонариком.