Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы современности
Интеллект-карты как средство развития социально-коммуникативных навыков

Интеллект-карты как средство развития социально-коммуникативных навыков

Автор(-ы):

Николаева Наталья Владимировна

Глушонкова Наталия Владимировна

Щеканова Елена Александровна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

социально-коммуникативное направление
игра
наглядность
интеллектуальная карта
коллективная работа

Аннотация статьи

В данной статье мы рассматриваем один из методов развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в детском саду посредством создание интеллектуальной карты. Интеллектуальная карта –это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, социально-коммуникативные навыки, речевые способности детей, развивается творческое мышление.

Текст статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В разделе 2.6. ФГОС «Социально-коммуникативное развитие» отмечена важность развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Требования к условиям реализации основной образовательной Программы дошкольного образования (ФГОС, п 3.1) включают в условия реализации в социально-коммуникативной сфере на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

Сегодня мы представим вам одну из форм работы в этом направлении – создание интеллект – карт. Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» – «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карты».

В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития

Метод «интеллект-карт» был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется «mind maps». Буквально слово «mind» означает «ум», а слово «maps» – «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используется термин «интеллект-карты».

Что же такое интеллект-карты?

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач.

Другими словами, mind maps – это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином. Также – это коллективная работа детей (а может быть родителей и детей), а следовательно это развитие навыков взаимодействия, развитие коммуникационных навыков детей.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, социально-коммуникативные навыки, речевые способности детей, развивается творческое мышление.

Основные правила создания интеллект-карт:

  1. Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
  2. Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
  3. С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
  4. Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
  5. Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию. 
  6. Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно.

Какие же полезные свойства интеллект-карт можем выделить: наглядность, вся проблема отображается компактно; привлекательность, интеллект-карта имеет свою эстетику, рассматривать ее не только интересно, но и приятно; запоминаемость, благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета, информация отображенная в интеллект-карта, легко запоминается; своевременность, интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает; творчество, интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задач; возможность пересмотра, интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Интеллект-карты в детском саду могут создаваться разными способами:

1. Ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;

2. Педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;

3. Дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как:

  • активность;
  • любознательность;
  • овладение средствами общения;
  • овладение способами взаимодействия и т.д.

Интеллект-карты, на наш взгляд, – один из успешных механизмов развития социального интеллекта.

Перед Вами направления развития социально-коммуникативного навыков дошкольника через интеллект-карты и сейчас мы подробнее остановимся на каждом из них.

При составлении ИК у дошкольников развивается умение работать в паре, команде.

Основным методом работы с детьми во время создания, либо работы с уже созданной интеллект – картой является метод общения, который протекает как активное межличностное взаимодействие детей друг с другом и с взрослым. Постановка задачи при работе с картами и поиск ее решения осуществляется самими детьми в ходе специально-организованного диалога.

Происходящий диалог позволяет нам варьировать формы обучения (фронтальная, групповая, парная, индивидуальная). Очень важно верно организовать работу детей во время выполнения коммуникативных заданий

Нужно стремиться к тому, чтобы каждый ребенок был активен, участвовал в диалоге, разыгрывал речевые ситуации. Здесь развиваются умения работать в группе: согласовывать свои действия со всеми участниками в достижении общей учебной цели, умения договариваться, приходить к общему мнению и др.

Часто педагоги определяют темы: животные, транспорт и др. Но интеллект-карты можно использовать для развития эмоционально интеллекта дошкольников, например, изучение эмоции и образа «Я», либо темой для рассмотрения может являться мир эмоций, и рассмотреть их со всех сторон.

Создание интеллект-карты мы можем преподнести как игру, где каждый может взять на себя определенную роль: дизайнера, художника, редактора и т.п.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что они знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Развивающиеся чувства эмпатии, дружеской привязанности обогащаются у ребенка именно в игре, являются основой для возникновения более сложных социальных чувств.

Именно в игровом сообществе у ребенка возникают основные психолого-педагогические новообразования: ориентация на окружающих, умение оценивать свои поступки и действия, развиваются механизмы культуры поведения – контроль и самоконтроль, оценка и самооценка.

Игра позволяет формировать у дошкольников социальную идентичность – соотнесение себя с группой сверстников, представление о себе. А это одна из составляющих образа «Я», которая помогает человеку в дальнейшем ориентироваться в окружающем пространстве, адекватно реагировать на социальные нормы, принятые в обществе

Социально ориентированные задачи развития социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: поручений, дежурств, коллективной деятельности.

А работа с интеллект-картами – это и есть коллективная работа. Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе». Коллективная форма организации дает возможность каждому ребенку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. У детей формируется сначала направленность на сверстников, затем появляется ощущение собственной значимости для них и, наконец, закрепляется ощущение ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми.

А сейчас мы попробуем вместе с вами создать интеллект – карты. Для этого предлагаю всем разделиться на группы. Темы для составления интеллект – карт мы вам предлагаем. У кого есть желание определить собственную тему, мы только поддержим его. А если кто желает составить карту индивидуально, мы только «за»!

Поделиться

13856

Николаева Н. В., Глушонкова Н. В., Щеканова Е. А. Интеллект-карты как средство развития социально-коммуникативных навыков // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 98-103. URL: https://apni.ru/article/645-intellekt-karti-kak-sredstvo-razvitiya-sotsial

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля