Главная
АИ #23 (153)
Статьи журнала АИ #23 (153)
Профессиональное и жизненное самоопределение воспитанников центра содействия сем...

Профессиональное и жизненное самоопределение воспитанников центра содействия семейному воспитанию

Рубрика

Социология

Ключевые слова

самоопределение
профессиональный выбор
компетентностный подход
информационные компетенции
ценностно-смысловые компетенции
учебно-познавательные компетенции
социально-трудовые компетенции
компетенции личностного самосовершенствования
профориентационная работа
возрастные особенности

Аннотация статьи

Данная научная статья рассматривает процесс вхождения воспитанников в социокультурное пространство и его связь с самоопределением в жизни и профессиональной сфере. Автор описывает свою роль педагога в формировании у воспитанников навыков и умений, необходимых для выбора жизненного пути и профессии. В основе работы с воспитанниками лежит компетентностный подход, который включает информационные, ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования. Автор выделяет необходимость готовности подростков к выбору профессии и описывает этапы профориентационной работы с учетом возрастных особенностей.

Текст статьи

Процесс вхождения воспитанника центра в социокультурное пространство неразрывно связан с его самоопределением, как жизненным, так и профессиональным. Моя задача как педагога – формировать у воспитанников умения и навыки, необходимые для выбора жизненного пути вообще и профессии в частности. Главная цель моей работы, помочь подросткам узнать больше о своих интересах, возможностях, склонностях, осознать свою неповторимость, задуматься о своем профессиональном и жизненном пути. В основе моей работы с воспитанниками лежит компетентностный подход, что позволяет формировать у них компетенции в трех важных сферах – личностной, деятельностной и образовательной:

  • информационные компетенции (знание своих индивидуальных особенностей, наличие представлений о мире профессий, знание структуры и видов профессионального образования);
  • ценностно – смысловые компетенции (потребность в выборе профессии, устойчивая мотивация к самообразованию, стремление к саморазвитию, ценностные ориентации в отношении к профессиям);
  • учебно-познавательные компетенции (когнитивно-личностные: умение адекватно оценить конъюнктуру рынка, осознание требований социума и умение их анализировать с точки зрения целей профессиональной деятельности, умение соотнести знания о себе и знания о профессиональной деятельности и на основе этого принять решение о выборе профессии; эмоционально-волевые: уверенность в своих силах, волевая саморегуляция, положительное отношение к выбору направления будущей профессиональной деятельности);
  • социально-трудовые компетенции (операционально-действенные: активная жизненная позиция в выборе профессиональной сферы, способность к анализу трудовой деятельности, наличие профессиональных и жизненных перспектив; регулярные: способность к самоконтролю в трудовой и профессиональной деятельности в процессе профессионального самоопределения);
  • компетенции личностного самосовершенствования (способность к прогнозированию, к осмыслению результатов саморазвития).

Каждый воспитанник нашего Центра, имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность является результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения воспитанников. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации в Центре. Чтобы работа по просвещению имела положительные результаты, она проводится умело и с большим педагогическим тактом. Главный принцип, которым я руководствуюсь в работе по профпросвещению – связь его с жизнью. Профориентационная работа с воспитанниками ориентирована на формирование у них четких представлений о своей будущей профессиональной деятельности, о путях, адекватной оценки своего уровня образования и профессиональной подготовки при планировании возможностей трудоустройства.

Профориентационную работу с воспитанниками разделила на несколько ступеней, учитывая возрастные особенности детей:

Первая ступень. Изучение направленности интересов, способностей, здоровья, ознакомления с миром профессий (6–10 лет).

Вторая ступень. Определение интересов к профессиям, наклонностей к различным видам деятельности через развитие личности, уточнение интересов, склонностей, формирование знаний, умений и навыков через участие в дополнительном образовании (10–14 лет).

Третья ступень. Руководство профессиональным самоопределением, формирование профессионального самосознания, выработка и коррекция личностных жизненных планов (14–18 лет).

Профориентационная работа в нашем Центре включает:

  • Психологическую диагностику интересов и профессиональной направленности, анализ способностей и личностных особенностей;
  • Беседы о мире профессий, информирование о спросе на рынке труда, о требованиях, предъявляемых к определенной профессиональной деятельности (необходимая подготовка, уровень образования, состояние здоровья);
  • Информирование о способах трудоустройства (государственные и коммерческие биржи труда, составление резюме, трудового договора, каналы поиска работы);
  • Беседы о путях и способах получения образования (типы учебных заведений, условия приема, по возможности посещение «Дня открытых дверей»);
  • Разработку профессионального плана и обсуждение способов его реализации.

В работе с воспитанниками использую разные формы работы: диагностику, анкетирование, тесты, показ презентаций, индивидуальные и групповые консультации, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, групповые дискуссии, кейс-методы, психогимнастические упражнения, методы работы с проективными рисунками и самоописанием, упражнения, направленные на невербальную коммуникацию и др., посещение дней открытых дверей различных учебных учреждений, ярмарок вакансий. Если у воспитанника есть интерес к той или иной профессии, то я показываю, где и каким образом можно получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях и вакансиях и как работать с этой информацией. Приоритетом для каждого воспитанника Центра является получение образования.

Мною разработаны профориентационные презентации «В мире профессий». Каждая презентация содержит следующий материал:

  1. Знакомство с представителем профессии и с его рабочим местом.
  2. Подробное описание функционала данной профессии: чем приходится заниматься, зачем, для чего и кого.
  3. Требуемые личные и профессионально важные качества.
  4. Где можно получить профессию, в каких учебных заведениях, как долго длиться учеба.
  5. Насколько востребована данная профессия, в том числе и будущем.
  6. Какие карьерные и материальные перспективы в данной профессии.
  7. Кому может подойти данная профессия.

Цель таких презентаций:

  • Направить воспитанников на осознанный выбор профессии (мы говорим о том, что выбирать профессию необходимо не по модности и популярности среди друзей, а по востребованности на рынке труда, соответственно личным возможностям, склонностям и желанию);
  • Дать расширенные представления о разнообразном мире профессий, подробнее познакомит с конкретными профессиями;
  • Поднять имидж рабочих и инженерно-технических профессий и специальностей.

В своей работе использую различные возможности, посещение с воспитанниками профориентационного марафона «Карьерный навигатор: масштаб город». Проект «Карьерный навигатор: масштаб город» включает ряд открытых городских площадок для обучающих и родителей, педагогов и специалистов образовательных организаций с привлечением широкого круга социальных партнеров и работодателей столичного региона. Воспитанники посещали профориентационные мастерские – это пространство для конструктивного диалога, открытое и свободное общение, площадки по обмену опытом и лучшими практиками, расширение деловых контактов, а также выявление эффективных решений в системе профориентационной работы, открытые площадки для обучающихся и педагогов «Инициатива. Творчество. Успех», городской конкурс проектов «Шаг в профессию – 2015», фестиваль мультимедийных проектов «Парад профессий – XXI век», детский профориентационный квест «Путешествие в Город мастеров», единый день открытых дверей «Сто дорог – одна твоя» и др.

Также в своей работе использую возможности проекта «Территория возможностей», который предполагает организацию мероприятий по профориентации воспитанников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, выявление творческих способностей, развитию позитивных профессиональных мотиваций и содействию трудоустройства данной группы воспитанников. Проект направлен на демонстрацию возможностей колледжей в создании условий профессионального образования и обучение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время провожу с воспитанниками не только профтестирование, но один из наиболее эффективных подходов в профориентации – профессиональная проба. Этот способ помогает подростку узнать профессию изнутри через общение с представителями профессии и участие в тематических проектах.

Наш Центр сотрудничает с благотворительным фондом «Круг», которые организуют с воспитанниками мастер – классы, экскурсии и т.д. Проводят курсы – Повар, Парикмахер. По окончании обучения, воспитанники получат Сертификаты. Волонтеры этого фонда постоянные гости нашего Центра. Студенты МГУ проводили в Центре «Игры Будущего» по программе «Полдень», направленные на профориентацию и социализацию воспитанников. Тесное взаимодействие с Благотворительным фондом «Арифметика добра» по реализации программы «Компас», в результате которой разрабатывается образовательно-профессиональный маршрут для воспитанника. Задача программы «Компас» – помочь ребенку раскрыть свой потенциал, принять и освоить собственную свободу и ответственность за жизненные выборы. Для участников этого проекта предусмотрен комплекс психологических и социально-педагогических тренингов, ряд социальных проб и профориентационных экскурсий. В рамках данного проекта воспитанники посетили город мастеров «Мастерславль», где ознакомились с разнообразием профессий и возможностей в будущем. В игровой форме смогли освоить несколько профессий, в том числе работу официанта, продавца, мерчендайзера.

Увлекательными были экскурсии в МЧС. Воспитанники не только познакомились с профессией спасателя, научились оказывать первую помощь при несчастных случаях, посмотрели фильм об этой профессии, прошли сложные испытания. Внимательность, умение ориентироваться в пространстве, умение делать выводы и правильно задавать вопросы помогли участникам испытаний.

Сотрудники отеля «Ренессанс» радушно встретили наших воспитанников, познакомили с профессией отельера, провели экскурсии по гостинице.

Ожидаемые результаты моей работы:

  • психологическая готовность воспитанников центра к самостоятельному профессиональному выбору;
  • наличие позитивно ориентированных и осознанных профессиональных планов, и представлений о путях их реализации;
  • готовность к установлению доброжелательных отношений со взрослыми и сверстниками в микро- и макросоциуме; готовность к вхождению в новое социокультурное пространство.

Как известно, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - сложная и специфическая группа учащихся. Уже с младенческого возраста они автоматически попадают в «группу риска».

Если в ранний период детства у обычного ребенка, воспитывающего в семье, закладываются фундаментальные качества личности, формируются психологическая устойчивость, основы представлений о нравственных ценностях, жизнеспособность и целеустремленность, то развитие ребенка-сироты происходит с задержкой по всем основным направлениям (сенсорному, речевому, интеллектуальному, познавательному, аффективному и др.). Такие особенности развития проецируются на систему отношений сироты с окружающим миром. В ходе дальнейшего развития отставание только увеличивается, что приводит к возникновению у ребенка своеобразного «комплекса сироты» по сравнению с детьми, воспитывающимися в благополучных семьях.

Исследования подростков в учреждениях интернатного типа (И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, Н.Н. Савина, Н. Н. Толстых и др.) свидетельствуют об отсутствии у них интереса к обучению, нежелании получать профессиональное образование, отсутствии жизненных планов в средней и дальней перспективе. Дети – сироты чаще всего завышают или занижают свои возможности в решении возникающих проблем, что зачастую приводит к неадекватности выбора деятельности, несоответствии представлений о себе реальным возможностям, наличию ограниченного круга общения, формированию неадекватной самооценки.

В своей работе по профориентации я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помочь каждому подготовиться к самостоятельной жизни в обществе, в котором не будет уже ни воспитателей, ни учителей, решающих все жизненные проблемы сироты, как в период нахождения и проживания в центре.

Я работаю в группе квартирного типа, где проживают разновозрастные дети - от 2-х до 18-ти лет, разноуровневые, разнополые и, если учитывать, что список воспитанников может полностью меняться за год не один раз, так как главная задача нашего учреждения – это подготовка детей-сирот к устройству в семью. Приходится строить свою работу так, чтобы было удобно всем воспитанникам, чтобы никто не остался без нужного внимания. Хочу подробно остановиться на работе с подростками по «Профессиональному и жизненному самоопределению». Если я планирую работу с подростками, то младшие дети заняты с помощницей или с социальным педагогом другой квартиры. На данный момент в квартире проживают три подростка, так же приглашаю подростков из других групп, при этом учитываю особенности каждого, стараюсь найти общий язык с подростком, заинтересовать его, стать таким, как он, не возвышая себя и не принижая его как личность.

Воспитанники нашего центра различаются по характеру проблем, и в соответствии с этим можно выделить следующие категории:

  1. Имеющие задержку умственного развития, плохо обучаемые, пассивно-ведомые. Для данной категории воспитанников характерны следующие признаки: низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие творческого потенциала, низкая обучаемость, являющаяся следствием несформированности учебных умений; низкая познавательная компетентность; личностная тревожность, определяющаяся особенностями отношения к себе и уровнем самопринятия; эмоциональный дискомфорт; недоверие к людям; дезадаптивное поведение, связанное с несформированностью трудовых навыков, умения преодолевать трудности; несформированность нравственной сферы личности; отсутствие знаний о мире профессий, отсутствие намерений, связанных с выбором профессии и профессиональной деятельностью, негативное отношение к профессиональному выбору, отсутствие профессиональных притязаний, незнание своих индивидуальных возможностей, отсутствие опыта в профессиональной деятельности; неумение ставить цели, проектировать и моделировать пути их достижения; отсутствие стремления к самореализации.
  2. Имеющие нарушения в личностном развитии, суженную временную перспективу будущего (живущие «сегодняшним днем»). Эта категория воспитанников характеризуется неудовлетворительностью жизнью; высокой личностной тревожностью, связанной с отсутствием жизненных смыслов; низкой активностью в трудовой и общественно-полезной деятельности; отсутствием профессиональных целей и планов; неготовностью к продолжению образования; низкой потребностью в профессиональном самоопределении; несформированностью профессиональной временной перспективы; несформированностью ориентировочных, поисковых, проектировочных, аналитических умений; некомпетентностью в ситуации выбора; неготовностью к взрослению.
  3. Характеризующиеся низкой социальной мотивацией, преобладанием асоциального или рискованно-защитного поведения. Данная категория воспитанников имеют такие характеристики, как личностная тревожность, являющаяся результатом низкой социальной мотивации; неумение устанавливать межличностные контакты в процессе учебной деятельности и низкие, вследствие этого, показатели в учебе; неумение устанавливать контакты в широкой социальной среде и, как следствие, низкая познавательная компетентность; трудности в социальном взаимодействии, сопровождающиеся негативным отношением к окружающим людям; отрицательное отношение к профессиональной деятельности; неготовность к продолжению образования; завышенный или заниженный уровень профессиональных притязаний; низкий уровень ответственности за свое профессиональное и жизненное самоопределение.

Приглашая воспитанников из других квартир, учитываю наличие разных категорий подростков и по возможности комплектую группы в соответствии с ними, набирая детей со сходными проблемами.

При организации занятий с воспитанниками первой категории уделяю внимание на формирование у них знаний, умений, навыков, компетенций, связанных с ситуацией выбора профессии и жизненного пути в целом; развитию их волевой сферы; помощи в осознании индивидуальных возможностей; формированию навыков целеполагания и проектирования своего профессионального будущего.

Со второй категорией воспитанников большое внимание направляю на формирование жизненных смыслов, профессиональных целей, временной перспективы будущего, а также ориентировочных, поисковых, проектировочных, аналитических умений путем включения учащихся в различные виды практической деятельности (исследовательской, поисковой, проектной и др.).

В работе с подростками третьей категории, считаю, что приоритетным должно стать обучение учащихся навыкам эффективного взаимодействия с окружающими людьми; формирование положительного отношения к различным видам профессиональной деятельности; осознание своих индивидуальных склонностей и возможностей в ходе формирования реалистичного уровня притязаний; формирование ответственности в процессе принятия решений и способностей к анализу их последствий.

Таким образом, работая с каждой категорией воспитанников будет иметь свою специфику. В планах занятий по подготовке воспитанников к профессиональному самоопределению представлены упражнения, которые можно включать в работу с разными подростками, но отбор для данной конкретной группы производит социальный педагог. Только сам педагог, отбирая подростков на занятие, решает, какие упражнения будет применять для достижения целей и задач занятия, сколько времени будет потрачено на отработку приемов и навыков учащимися, какую форму работы с подростками выбрать.

В связи с тем, что усвоение теоретических знаний по профессиональному самоопределению для воспитанников может представлять значительную трудность, я провожу дополнительные индивидуальные занятия с каждым подростком, а непосредственно практические элементы, которые успешно освоены, реализовывать в группе.

Большое внимание уделяю упражнениям, направленным на самоанализ и самооценку, в основе которых лежит постановка вопросов: «Кто я?», «Какой я?», «Каким я стану?» и т.п., так как они имеют глубинное значение для воспитанника. Возможно возникновение важной переломной ситуации, когда подростку, привыкшему отвечать практически на все жизненные вопросы групповым «мы», приходится принимать самостоятельное решение, касающееся только его самого, его собственного «Я» в настоящий момент и в будущем. Руководство выполнением таких упражнений требует от меня наиболее тщательной подготовки, так же, как и проведение группового анализа, организация такой «обратной связи», которая не нанесла бы психологического вреда воспитаннику, а, наоборот, позволила бы ему осознать происходящие внутри него и вокруг него процессы, развить навыки самоанализа, научиться говорить о себе, заявлять о себе, гордиться собой.

В зависимости от психологических особенностей воспитанников я выбираю различные упражнения, учитываю индивидуальный темп работы каждого воспитанника. Практика показывает, что воспитанники могут в значительной мере отличаться друг от друга по темпу освоения материала. Одни осваивают материал быстрее, вследствие чего время на выполнение заданий высвобождается. В таком случае я перераспределяю его на другие упражнения, более сложные по своей динамике и содержанию.

Из всего сказанного понятно, что достижение результатов работы зависит не только от усилий воспитанников, но в значительной мере от моего подхода к планированию и проведению занятий по подготовке воспитанников к профессиональному и жизненному самоопределению, к самостоятельной жизни в обществе.

Тема, выбранная в статье, имеет свою актуальность в настоящее время. На мой взгляд, внедрение разработанных форм и методов профориентационной работы, проводимой с воспитанниками, показывает положительные изменения в сформированности у воспитанников способности к профессиональному самоопределению.

Список литературы

  1. Володина Ю. А. «Дорога в жизнь или путешествие в будущее» тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интернатов. – М.: Генезис, 2012.
  2. Волченкова Т. М., Пряжников Н. С. «Как проверить свою готовность к профессиональной карьере» в сборнике «Моя профессиональная карьера» пособие для учащихся (под ред. С. Н. Чистяковой и А. Я. Журкиной, место издания РАО Москва.
  3. Калугин Н. И., Сазонов А. Д., Симоненко В. Д. Профессиональная ориентация учащихся.
  4. Пряжников Н. С. Мотивация трудовой деятельности. 2-е изд. – М.: Академия, 2012.
  5. Пряжников Н. С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. Методическое пособие место издания Издательский дом «Академия» М, 2014.
  6. Пряжников Н. С. Профориентология. Учебник и практику. – М.: Издательство «Юрайт», 2016.

Поделиться

381

Гусева Н. Н. Профессиональное и жизненное самоопределение воспитанников центра содействия семейному воспитанию // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.I.С. 93-98. URL: https://apni.ru/article/6452-professionalnoe-i-zhiznennoe-samoopredelenie

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа