Главная
АИ #23 (153)
Статьи журнала АИ #23 (153)
Характеристика базовых приемов, используемых в инновационном менеджменте

Характеристика базовых приемов, используемых в инновационном менеджменте

Автор(-ы):

Помников Арсений Романович

6 июня 2023

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

прием
инновационный менеджмент
бенчмаркинг
инжиниринг
реинжиниринг
маркетинг
мэрджер
фронтирование рынка
ценовой прием

Аннотация статьи

Рассматривается характеристика базовых приемов, используемых в инновационном менеджменте.

Текст статьи

В инновационном менеджменте прием представляет собой способ воздействия управляющей подсистемы на объект управления, подразумевающий под собой инновации и инновационный процесс в целом. В настоящий момент все приемы инновационного менеджмента можно сгруппировать по трем основным направлениям:

Рис. 1. Классификация приемов в инновационном менеджменте [4]

Первая группа приемов ориентирована на создание новых продуктов или технологий, обладающих высокими параметрами качества. Основу данной группы составляют бенчмаркинг и различные способы маркетинговых воздействий на инновации.

Маркетинг инноваций представляет собой процесс, базирующийся на планировании производственных процессов, исследовании рынка, налаживании необходимых коммуникаций, а также формировании цен и организации мероприятий по продвижению инноваций.

Маркетинг подразумевает создание концепции и осуществление маркетинговой деятельности непосредственно. При этом под концепцией понимается основной замысел в направлении планирования производства.

В общем виде концепция инноваций приведена на рисунке 2.

Рис. 2. Сущность концепции маркетинга в инновационном менеджменте [2]

Инжиниринг инноваций как один из приемов инновационного менеджмента представляет собой набор работ и услуг, направленных на разработку и последующее внедрение инновационного проекта. При этом осуществляется инжиниринг в несколько основных этапов [3]:

  1. Первичный анализ рынка, ориентированный на выявление наиболее перспективных сегментов.
  2. Постановка финансовых целей и выработка основных задач разрабатываемого инновационного проекта.
  3. Технико-экономическое обоснование инновации;
  4. Формирование необходимых указаний по разработке проекта;
  5. Установка сроков выполнения основных работ, определение объема затрат и штата сотрудников.
  6. Документационное оформление проекта.

Главная особенность инжиниринга в области инноваций заключается в том, что он воплощается не столько в материальной форме продукта, сколько в его полезном эффекте, который может быть отражен как документально (чертежи, схемы и т.п.), так и в форме консультаций, обучений специалистов и т.п.

Еще одним важным приемом является реинжиниринг инноваций, ориентированный на перестройку деятельности с учетом производства и реализации инновационных проектов. На практике различают кризисный реинжиниринг и реинжиниринг развития.

Особую актуальность кризисный инжиниринг приобретает в период резкого сокращения объемов продаж, вызванного падением уровня спроса или ухудшением имиджа продающей инновации компании. Подобная ситуация может привести к снижению конкурентоспособности или же полной потере платежеспособности. Среди главных причин возникновения кризиса выделяют:

  • неудовлетворенность потребителей качеством продукта/услуги;
  • изменение политики покупателя;
  • устаревшая структура организации и управления хозяйственным процессом продавца;
  • неэффективность бизнес-процесса инноваций.

Поводом для реинжиниринга развития выступает снижение объемов продаж вследствие того, что существующая организационная структура и аппарат управления хозяйственными процессами продавца достигли того уровня развития,        выше которого реализация инноваций становится невозможной.

Рис. 3. Графическое отображение необходимости проведения реинжиниринга развития [3]

Главная цель реинжиниринга развития заключается в ускорении темпов роста и повышении конкурентоспособной позиции на рынке путем трансформации бизнес-процессов организации, что позволит оптимизировать управленческие процессы.

Следующим приемом инновационного менеджмента является бенчмаркинг, сущность которого заключается в исследовании деятельности хозяйствующих субъектов на рынке, чаще всего конкурентов, направленное на выявление и дальнейшее использование положительного опыта в своей деятельности. Сегодня наиболее распространенными являются функциональный и общий бенчмаркинг. Общий бенчмаркинг направлен на сопоставление выделенных показателей деятельности анализируемой компании с аналогичными показателями компаний-конкурентов. Такое исследование дает возможность наметить потенциальные пути для развития. Второй вид бенчмаркинга предусматривает сравнение отдельных функциональных особенностей хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в одном сегменте.

Необходимость внедрения инноваций в деятельность компаний обусловлена усиливающейся конкуренцией на рынке. При этом особую роль играет грамотно разработанная бренд-стратегия и эффективность ее реализации. Бренд-стратегия – всесторонняя проработка имиджа компании, направленная на продвижение продуктов и услуг на рынке. Для бренда характерны как материальные, так и нематериальные особенности, которые в совокупности и формируют предмет продажи. Бренд производителя инновации зачастую строится только на нематериальных характеристиках, например, надежности, комфорте, гарантийном обслуживании или фирменном стиле.

Еще одним приемом в управлении инновациями является фронтирование рынка, то есть захват рынка другого хозяйствующего субъекта. Фронтинг позволяет решить ряд операционных и аналитических задач. Так, фронтирование дает возможность определить цену продажи инноваций на рынке. Нередко коммерческие субъекты совершают ошибку, продавая инновационные товары и услуги по заниженной цене и на любых условиях, что приводит к убыточным сделкам и, как следствие, подрывает престиж продавца. В таком случае потенциальные потребители могут решить, что инновации присущи неудовлетворительные качественные характеристики. Еще одной задачей, решаемой посредством фронтинга, является анализ будущего рынка своей инновации, или, другими словами, маркетинговое исследование.

Мэрджер – процедура поглощения хозяйствующего субъекта более сильным, устойчивым конкурентом. Нередко данная процедура осуществляется в случае, если инновационный продукт обладает высокими качественными характеристиками, но по причинам противодействия конкурентных компаний имеет низкие объемы продаж [1].

Таким образом, приемы инновационного менеджмента представляют собой разнообразие способов воздействия управляющей системы на объект управления – инновации. На практике существующие приемы принято подразделять на: приемы, оказывающие влияние на производство и разработку инновационного проекта (бенчмаркинг, способы маркетинговых воздействий); приемы, включающие в себя как меры, ориентированные на производство, так и меры по реализации, продвижению и распространению инноваций (инжиниринг, реинжиниринг, формирование бренд-стратегии); приемы, влияющие исключительно на процессы реализации, продвижения и распространения инноваций (ценовой прием, фронтинг, мэрджер).

Рецензент – Кочнев М. М.

Список литературы

  1. Кендзерская Н.В. Мэрджер как прием инновационного менеджмента в деятельности современных организаций / Н.В. Кендзерская // Научная дискуссия современной молодежи: актуальные вопросы, достижения и инновации. – 2020. – С. 67-69.
  2. Миняев А.А., Комлева Н.С. Методы и инструменты, применяемые при коммерциализации инновационных разработок / А.А. Миняев, Н.С. Комлева // Экономические исследования и разработки. – 2021. – № 2. – С. 39-43.
  3. Сергеев М.Ю. Инжиниринг и реинжиниринг инноваций / М.Ю. Сергеев // Современный менеджмент: проблемы, анализ тенденций, перспективы развития. – 2023. – С. 77-80.
  4. Тамоян У.С. Значимость инновационного менеджмента для развития бизнеса / У.С. Тамоян // Научно-исследовательский центр «Вектор развития». – 2022. – № 10. – С. 503-506.

Поделиться

221

Помников А. Р. Характеристика базовых приемов, используемых в инновационном менеджменте // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.II.С. 74-76. URL: https://apni.ru/article/6453-kharakteristika-bazovikh-priemov-ispolzuemikh

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня