Оценка уровня инновационного развития транспортной компании подразумевает проведение первичной группировки в соответствии с тремя направлениями: собственные оборотные средства; собственные оборотные средства и долгосрочное кредитование; собственные оборотные средства, долгосрочное и текущее кредитование [2].
Проведение анализа предполагает расчет шести основных показателей:
1. Наличие собственных оборотных средств, определяющееся по формуле:
CОC=CК-BOA, (1)
где СК – собственные средства; ВОА – внеоборотные активы.
2. Наличие собственных оборотных средств и долгосрочных заемных источников:
CДИ=COС+ДK3, (2)
где ДКЗ – долгосрочные обязательства.
3. Общий объем основных фондов в формировании запасов и затрат:
OИ3=CДИ+KK3, (3)
где ККЗ – краткосрочные обязательства.
4. Излишек/недостаток COC:
ΔCOC=COC-3, (4)
где З – запасы.
5. Излишек/недостаток CДИ:
ΔCДИ=CДИ-З, (5)
6. Излишек/недостаток OИЗ:
ΔOИЗ=OИ3-3, (6)
Далее полученные результаты расчетов трансформируются в трехфакторную модель, на основе которой определяется тип финансовой устойчивости исследуемой компании.
Таблица 1
Анализ инновационно-финансового потенциала ОАО «РЖД» в 2019-2021 гг. [3]
Показатель |
2021 г. |
2020 г. |
2019 г. |
---|---|---|---|
СОС |
-2 234 319 917 |
-2 112 144 840 |
-2 023 269 845 |
СДИ |
-543 328 481 |
-433 408 395 |
-484 311 356 |
ОИЗ |
316 228 921 |
381 816 956 |
351 164 296 |
DСОС |
-2 341 204 222 |
-2 232 839 595 |
-2 127 579 145 |
DСДИ |
-650 212 786 |
-554 103 150 |
-588 620 656 |
DОИЗ |
209 344 616 |
261 122 201 |
246 854 996 |
Трехфакторная модель |
М (0;0;1) |
М (0;0;1) |
М (0;0;1) |
На основе показателей деятельности ОАО «РЖД» составим аналитические таблицы, включающие в себя комплекс показателей, являющихся основой для определения кадрового, финансового и инновационного потенциала компании (см. табл. 2-4).
Таблица 2
Информация для анализа кадрового потенциала ОАО «РЖД» [3]
Таблица 3
Информация для анализа финансового потенциала ОАО «РЖД» [3]
Таблица 4
Информация для анализа уровня научно-технического потенциала ОАО «РЖД» [3]
Исходя из полученных данных приведем интегральные значения выделенных компонентов, используя следующие формулы [2]:
, (7)
где УЧП – интегральный индикатор уровня человеческого (кадрового) потенциала; m – количество исследуемых показателей; УЧПi – нормированный показатель i-го параметра.
, (8)
где УФП – интегральный показатель финансового потенциала компании.
, (9)
где УНТП – интегральный показатель научно-технического потенциала компании.
Таблица 5
Интегральные значения параметров инновационного развития ОАО «РЖД» [2]
В целях оценки уровня инновационного развития компании используем шкалу, представленную в таблице 6:
Таблица 6
Интервальные значения в определении уровня инновационного развития транспортной компании [2]
Таблица 7
Сводная таблица уровня инновационного развития ОАО «РЖД» [2]
Таким образом, определение уровня инновационного развития компании требует применения комплексной оценки. Проведенный анализ свидетельствует о том, человеческий потенциал ОАО «РЖД» имеет средний уровень развития на всем исследуемом промежутке. При этом с 2019 г. по 2021 гг. наблюдается постепенный рост с 0,466 до 0,503. Показатель финансового потенциала компании обладает нестабильной динамикой, поскольку в 2019 г. его значение составляло 0,701, к 2020 г. произошло незначительное сокращение до 0,7, а по итогам 2021 г. показатель достиг 0,705. Согласно данным таблицы 7, финансовому потенциалу ОАО «РЖД» присущ высокий уровень развития. В результате оценки научно-технического потенциала определено, что в 2021 и 2020 гг. компании характерен средний уровень развития, в то время как 2019 г. характеризуется высоким уровнем. Такое положение может быть обусловлено увеличением объема расходов по завершенным НИОКР.