Автор(-ы):
Горбунов Владимир Викторович
13 февраля 2023
Секция
Экономика и управление
Ключевые слова
Аннотация статьи
В работе исследована важность и эффективность управления стейкхолдерами в информационных технологиях (IT). Стейкхолдеры в IT-проектах включают заказчиков, пользователей, руководство компании, команду проекта, поставщиков и других заинтересованных сторон. Вовлечение и содействие стейкхолдеров на протяжении жизненного цикла проекта содействуют успешной реализации проекта. Правильное управление стейкхолдерами способствует созданию поддержки, обеспечению финансирования и ресурсов, а также снижению сопротивления изменениям. Анализ интересов и потребностей стейкхолдеров позволяет выявить потенциальные риски и проблемы заранее, что позволяет команде проекта принять меры по управлению рисками и минимизации негативных последствий. Целью исследования является изучение различных стратегий и методов эффективного управления стейкхолдерами в IT-проектах, выявление их преимуществ и значимости, а также определение лучших практик и рекомендаций для успешного взаимодействия с заинтересованными сторонами. Исследование представляет ценность для исследователей, практиков и руководителей, работающих в области информационных технологий и управления проектами, а также для всех заинтересованных лиц, стремящихся к успешной реализации IT-проектов и эффективному взаимодействию со стейкхолдерами.
Текст статьи
Введение
Представленная тема исследования является актуальной и важной во время развития информационных технологий и цифровизации экономики. Стейкхолдеры – это группа людей или отдельные лица, которые обладают способностью повлиять на достижение целей организации или на её работу в целом. В IT-сфере стейкхолдеры могут включать заказчиков, пользователей, руководство компании, команду проекта, поставщиков и другие заинтересованные стороны. Вовлечение и содействие стейкхолдеров во время всего жизненного цикла проекта способствуют успешному внедрению проекта. Правильное управление стейкхолдерами помогает создать поддержку, обеспечить адекватное финансирование и ресурсы, а также снизить сопротивление к изменениям. Анализ интересов и потребностей стейкхолдеров позволяет выявить потенциальные риски и проблемы заранее. Это позволяет команде проекта принять меры по управлению рисками и минимизации возможных негативных последствий.
Целью исследования является изучение и анализ различных стратегий и методов, применяемых для эффективного управления стейкхолдерами в IT-проектах, а также выявление преимуществ и значимости управления стейкхолдерами в контексте IT-проектов, и определение лучших практик и рекомендаций для достижения успешного взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Изучением вопросов, посвященных особенностям управления стейкхолдерами в IT-проектах, занимались такие ученые как П.С. Щербаченко, В.Д. Филимонова, В.В. Ильнюк, П.В. Черпов, Л.К. Чеккуева, С.Д. Фурта, Т.Б. Соломатина, Т. Хоппл, К. Партридж и др.
Методами исследования являются: эмпирическое исследование, математическое моделирование, проектирование и моделирование систем, теоретический анализ, сравнительный анализ.
Результаты исследования
Управление стейкхолдерами в IT-проектах является критическим аспектом успешной реализации проекта. Стейкхолдеры включают в себя всех заинтересованных лиц, которые могут быть как внутренними, так и внешними по отношению к проекту, и их поддержка и взаимодействие могут оказать значительное влияние на успех проекта.
В первую очередь следует определить основных стейкхолдеров – участников реализации IТ-проекта (таблица).
Таблица
Типовая модель стейкхолдеров IТ-проекта
Стейкхолдер |
Описание |
---|---|
Заказчик |
Инициатор и финансирующая сторона проекта |
Команда проекта |
Проектный менеджер, разработчики, тестировщики и др. |
Пользователи |
Люди, непосредственно использующие систему |
Владелец бизнеса |
Представитель организации, отвечающий за бизнес-цели |
ИТ-отдел |
Внутренний отдел, обеспечивающий ИТ-инфраструктуру |
Поставщики |
Внешние организации, выполняющие работы по проекту |
Регуляторные органы |
Государственные или отраслевые организации |
Финансовые стейкхолдеры |
Инвесторы, акционеры, финансовые спонсоры |
Эксперты по безопасности |
Специалисты по обеспечению безопасности системы |
Целесообразно выделить следующие стратегии и методы эффективного управления стейкхолдерами в IT-проектах:
Существует практика разделения стейкхолдеров в IT-проектах на две основные группы: внутренние и внешние. Внутренние заинтересованные стороны включают в себя персонал, включая менеджмент и сотрудников, совет директоров и акционеров. Внешние заинтересованные стороны включают потребителей, поставщиков, государство, средства массовой информации, деловых партнеров, местные сообщества, общественные организации, конкурентов и других. Взаимодействие компаний со стейкхолдерами приводит к формированию корпоративных социальных программ. Однако такое взаимодействие также требует минимизации и управления нефинансовыми рисками. С развитием компаний и активным взаимодействием со стейкхолдерами возникает вопрос об управлении этим взаимодействием.
Управление заинтересованными сторонами компании в IT-проектах включает в себя следующие этапы:
Управление заинтересованными сторонами, или стейкхолдерами, в IT-проектах является важной частью успешного выполнения проекта. Можно выделить несколько тактик, которые целесообразно использовать для эффективного управления стейкхолдерами в IT-проектах:
Можно выделить следующую схему процессов управления стейкхолдерами IT-проекта на рисунке.
Рис. Схема управления стейкхолдерами IT-проекта
Анализ случаев из практики
Компания The Walt Disney Company известна мировому сообществу своим превосходным сервисом, приверженностью принципам честности и добропорядочности, а также широким взаимодействием со своим работниками, их семьями, клиентами, поставщиками, партнерами, правительственными и неправительственными организациями и иными стейкхолдерами. Стандарты, регламентирующие отношения компании с обществом, предъявляют высокие требования вне зависимости от должности сотрудника или подразделения компании.
Целью своего бизнеса компания считает предоставление высококлассного сервиса развлечений детям и их родителям и ответственное и этичное ведение бизнеса. Корпоративные стандарты охватывают политику найма персонала, вопросы безопасности и охраны здоровья, вопросы предоставления лучшего сервиса в индустрии развлечений и создания положительного клиентского опыта, обучения и развития сотрудников, поддержки членов семей сотрудников компании, а также многие другие.
Компания предъявляет жесткие требования ко всем партнерам в части соблюдения стандартов, принятых в компании, и принципов стейкхолдерского подхода. Так, к производителям материалов предъявляются требования по высокому уровню безопасности продукции для окружающей среды в целом и для людей и домашних животных, в частности. Компания тесно взаимодействует с правительствами по проблемам охраны окружающей среды, защиты прав человека, противодействия загрязнению территорий, отказа от курения, использования безопасных для природы и человека материалом, а также экономии энергии.
Вот уже около века Walt Disney сохраняет имидж компании, которая делает «любимые семейные мультфильмы», продвигает идеи семейных ценностей и общего благополучия. Достигнутые компанией результаты доказывают действенность стейкхолдерского подхода, его ценность для компании и всех взаимодействующих сторон.
Безусловным лидером по применению и развитию стейкхолдерского подхода в России является Сбербанк, крупнейший государственный банк в РФ и Восточной Европе. Необходимо отметить, что серьезные, революционные изменения в кратчайшие сроки, превратившие Сберкассу в современный технологичный банк с сильной корпоративной культурой, стали возможны с приходом к руководству компетентных и жестких менеджеров во главе с харизматичным лидером, а также огромными ресурсами, которыми располагает банк. В качестве составляющих корпоративной стратегии банк выделяет корпоративную культуру, систему управления и процессы. Ни одна из составляющих устойчивого развития невозможна без стейкхолдерского подхода к стратегическому и операционному управлению банком.
Сбербанк определяет стейкхолдеров как физических и юридических лиц или группы лиц, влияющих на банк и его деятельность и (или) испытывающих на себе влияние со стороны банка (клиенты, сотрудники, акционеры, органы государственной власти, правительственные и неправительственные общественные организации, союзы и ассоциации и т.п.).
На протяжении всей истории банка успех его развития был связан с активным участием в жизни страны и общества, банк всегда выполнял свои функции и как экономический, и как социальный финансовый институт. Поэтому цели развития отношений банка с заинтересованными сторонами определяются миссией, общей корпоративной культурой, а также экспертными оценками степени возможного влияния того или иного лица или группы лиц на деятельность банка или его репутацию [4, c. 221].
На основании изученного опыта практики управления стейкхолдерами в IT-проектах допустимо сформулировать возникающие противоречия:
Рекомендации
Можно выделить следующие рекомендации по управлению стейкхолдерами, которые помогут вам эффективно взаимодействовать с заинтересованными сторонами и достичь поставленных целей.
Заключение
Идентификация и анализ интересов и потребностей стейкхолдеров являются фундаментальными шагами. Понимание, кто является заинтересованной стороной и какие ожидания они имеют по отношению к проекту, помогает в планировании и принятии решений. Вовлечение стейкхолдеров с самого начала проекта способствует созданию поддержки и понимания. Регулярное общение и прозрачность в информировании стейкхолдеров о прогрессе проекта помогает снизить риск недоразумений и конфликтов. Коммуникация является ключевым инструментом управления стейкхолдерами. Необходимо устанавливать эффективные каналы связи и активно обмениваться информацией с заинтересованными сторонами. Это помогает создать доверие, снять препятствия и снизить риск непонимания.
Важно учитывать интересы и потребности стейкхолдеров при принятии решений. Разработка гибкой стратегии управления стейкхолдерами, которая включает обратную связь и учет мнений различных групп, способствует созданию более успешного и приемлемого для всех проекта. Разрешение конфликтов является неотъемлемой частью управления стейкхолдерами. Конструктивный подход к разрешению разногласий, учет интересов разных групп и поиск компромиссов способствуют снижению напряженности и обеспечению продуктивного сотрудничества.
Список литературы
Поделиться
Горбунов В. В. Управление стейкхолдерами в IT-проектах: стратегии и эффективное взаимодействие // Актуальные исследования. 2023. №7 (137). Ч.II.URL: https://apni.ru/article/6458-upravlenie-stejkkholderami-v-it-proektakh-str