В самом широком понимании, по В.С.Агееву, управление «… есть элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддерживание режима деятельности, реализацию программ, цели деятельности» [1]. В привычной нам теории управления термин «управление» описан как процесс реализации определенного перечня управленческих функций, соответственно, как управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для достижения цели организации.
Исследователи по-разному трактовали процесс управления. Так, В.П. Беспалько описал термин «управление» как систему, которая обеспечивает взаимодействие управляющего и управляемого объектов, при котором управляющий объект контролирует работу управляемого объекта относительно ранее расставленных приоритетов [2]. В.Г. Афанасьев считал, что сущность изучаемого процесса заключается не только в стабилизации системы управления, но и в ее непрерывном развитии при помощи ее перехода из одного состояния в другое [3]. По мнению В.С. Лазарева, деятельность по управлению сводится к непрерывной последовательности действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, определяются цели совместной работы, определяются способы их достижения [4].
Современные же подходы к управлению персоналом направлены на решение задач инновационного развития экономики. Они подразумевают: мобильность и разнообразие форм предоставления оказываемых услуг; обеспечение поддержки и максимального использования образовательных возможностей семей, процесс индивидуализации, направленность на получение практического результата. В этом случае особое значение для решения поставленных задач приобретает профессиональная компетентность, которая основана на личностном и профессиональном развитии педагогов и администрации. Трансформация образовательной системы реализуется людьми, в нашем случае педагогическими коллективами. При помощи исследований было выявлено, что только в профессиональном коллективе педагогов, в котором царит атмосфера сотрудничества и взаимопонимания, формируются и реализуются требования для эффективной деятельности каждого его члена, что повышает уровень и качество предоставляемых образовательных услуг. Помимо этого, исследователи изучали вопрос управления рисками в образовательных учреждениях. Так, Е.А. Александрова и Е.А. Максимова прямо указывают, что «Управление рисками является одним из направлений деятельности руководителей образовательных организаций и объединений» [5].
Таким образом, сейчас мы можем наблюдать противоречивую картину между необходимостью в условиях современной модели образования развития персонала и недостаточно эффективным управлением этим процессом.
Современный подход к управлению образовательных организаций заключается в научно обоснованных действиях администрации и педагогических работников. Их работа направлена рациональное использование таких ресурсов как временя и силы педагогов и учащихся в учебно-воспитательном процессе для более углублённого освоения образовательных дисциплин, нравственного воспитания, разностороннего развития личности и подготовки к профессиональной деятельности в будущем. Эти задачи будут успешно реализованы благодаря навыкам руководителя и преподавателей безошибочно применять современные открытия науки и многолетнего опыта, от обстановки в коллективе, от инициативности педагогов и учеников в учебной и воспитательной работе.
Мы живем во время, направленное на формирование условий для реализации потенциала человека, повышения значимости защиты его прав и свобод, усовершенствования рыночных отношений, формирования новых социальных систем и форм управления, поэтому вопрос о процессе управления коллективом выходит на центральную позицию. Вследствие этого, руководителю необходимо глубоко освоить базовые знания об организации и управлении, современные подходы к решению данных вопросов для того, чтобы эффективно влиять на работу подчиненных, чтобы те, в свою очередь, четко выполняли план намеченных целей и задач. И пусть данных о них в современном управлении образовательной организацией пока немного, но уже известные достижения научных исследований позволяют руководителю создавать условия, благоприятствующие формированию у членов коллектива интереса в продуктивной и эффективной работе образовательной организации.
Исследуем общие и специфические принципы управления образовательной организацией. Принцип управления заключается в системообразующих, фундаментальных правилах, соблюдение которых необходимо при реализации управления, обеспечения достижения заданных целей. Всякий труд, в том числе и преподавательский, вне зависимости от его области, структуры и содержания, подчиняется конкретным принципам, базируется на ряде общих положений. Этими принципами являются: нормативность, объективность, сочетание государственных и общественных начал.
Принцип нормативности. Процесс управления построен на общепринятой определенной документально-нормативной базе, в соответствии с рекомендациями, согласовывающими всестороннюю учебно-воспитательную работу, положения, устав, инструкции, методические указания, письма министерств образования и здравоохранения.
Согласно принципу объективности необходимо четко выполнять все требования и предписания учебно-воспитательной работы, учитывать осуществимые возможности педагогических работников в исходных условиях, реальный вклад каждого члена коллектива.
Принцип сочетания государственных и общественных начал. Необходимо исключить не только обособленность образовательного учреждения от процессов, протекающих в общественной жизни, но и узость корпоративности профессиональных интересов педагогических работников. Для этого необходимо прививать сотрудникам ценность непрерывного развития в профессиональной области, поощрять участие в различных конкурсах и мероприятиях, организованных во внешней среде.
Современный управленческий подход можно представить в виде сбалансированного сочетания человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывной адаптации к преобразованиям внешней среды. В настоящее время система управления должна отличаться простотой и мобильностью. Система управления должна соответствовать следующим требованиям: иметь минимальный набор уровней управления; иметь в составе компактные подразделения, которые укомплектованы квалифицированными специалистами; основываться на гибких структурах, базирующихся на ряде команд специалистов. При помощи обоснованности методологии решения проблем, подходов, принципов и методов можно определить эффективность и качество управления, что помогает руководителю сделать анализ управляемой организации. В настоящее время на помощь руководителю приходит более четырнадцати научных подходов. На основе данных позиций изучим основные положения управления персоналом.
Комплексный подход предусматривает в процессе принятия управленческих решений учет значимых взаимосвязанных и взаимозависимых факторов внешней и внутренней среды организации – технологические, экономические, экологические, организационные, демографические, социальные, психологические, политические.
Направленность интеграционного подхода в управлении заключается в исследовании и усилении взаимосвязей и взаимодействий между:
- отдельными подсистемами и элементами системы управления;
- стадиями жизненного цикла объекта менеджмента;
- уровнями управления по вертикали и горизонтали.
Интеграция – это углубление в сотрудничестве между субъектами, управление компонентами системы управления, их взаимодействием и взаимосвязями. Интеграцию можно так же охарактеризовать как взаимообмен компонентов одной организации с другой.
Согласно маркетинговому подходу, управляющая подсистема при решении задач должна быть направлена на потребителя, поскольку чаще всего всякий выполняемый труд направлен на удовлетворение человеческих потребностей.
Функциональный подход к менеджменту заключается в рассмотрении потребности в виде совокупности функций, необходимых для выполнения ее удовлетворения. Как только они были выявлены руководителем, ему необходимо создать некоторое количество альтернативных объектов для выполнения этих функций. Выбор осуществляется в пользу того из них, в котором минимальны совокупные затраты за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.
В динамическом подходе объект управления изучается в постоянном непрерывном динамическом развитии, причинно-следственных связях и соподчиненности, осуществляется ретроспективный анализ как минимум за пять лет и перспективный анализ, т.е. прогноз.
Воспроизводственный подход подразумевает непрерывное возобновление производства товаров или услуг с целью удовлетворения потребностей рынка с меньшими, в сравнении с лучшим технологичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта.
Процессный подход гласит, что управление представляет собой взаимосвязанные и универсальные управленческие процессы (разработка планов, организация, контроль и связующие процессы – процесс коммуникации и процесс принятия решения). Эти процессы в менеджменте именуются как управленческие функции, а процесс управления является суммой перечисленных управленческих функций.
Нормативный подход –это установление нормативов управления во всех подсистемах управления. По таким элементам как целевая подсистема, функциональная подсистема и обеспечивающая подсистема устанавливаются нормативы с целью упорядоченной работы каждой из подсистем.
Количественный подход означает переход от качественных оценок к количественным. Количественный анализ более эффективен, поскольку имея численные данные руководитель может наблюдать прирост или спад в той или иной подсистеме менеджмента, отследить эффективность работы каждого отдела. Этот подход осуществляется при помощи применения математических статистических методов, расчетов, экспертных оценок, балльной системы и других.
Сущность административного подхода состоит в регламентациях, то есть определении функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов систем менеджмента в нормативных актах.
Цель поведенческого подхода – оказать помощь работнику в выявлении и реализации собственных амбиций. Сотрудник и его личностный потенциал – ключевая фигура в этом подходе, поэтому главной задачей подхода является повышение эффективности организации за счет повышения роли человеческих ресурсов.
Ситуационный подход заключается в том, что в конкретной ситуации применяются различные методы управления, поскольку организация – это открытая система, постоянно взаимодействующая с внешней средой, поэтому главные причины того, что происходит внутри организации (во внутренней среде), следует искать в ситуации, в которой эта организация вынуждена действовать.
Теория ситуационного подхода основана на четырех положениях:
- руководитель должен быть ознакомлен и владеть эффективными средствами профессионального управления. Для этого необходимо понимать сущность процесса управления, особенности индивидуального и группового поведения и мышления, владеть навыками системного анализа, знать методы планирования и контроля;
- руководитель должен прогнозировать вероятные последствия от применения в исходной ситуации каждого из управленческих методов, которые имеют как преимущества, так и недостатки, а также определенные сравнительные характеристики;
- руководитель должен верно истолковывать ситуацию, определять самые важные факторы в данной конкретной ситуации, прогнозировать вероятный результат от изменения каких-либо показателей;
- руководитель должен комбинировать конкретные приемы, благодаря которым был получен минимальный негативный эффект, с конкретными ситуациями для того, чтобы обеспечить максимальную результативность в достижении целей организации.
При системном подходе любая система (объект) представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, имеющих выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. Система «вход» перерабатывается в «выход».
Программно-целевой подход базируется на четком определении и выполнении целей учреждения и разработке программ по максимально возможному достижению этих целей с учетом ресурсов, необходимых для их реализации. С помощью данного подхода можно найти ответы на самые важные вопросы развития объекта планирования, если они не могут быть найдены при помощи классических средств планирования и менеджмента.
Фреймовый подход находит применение в процессе воспроизведения общей модели образовательного учреждения. Создать фрейм – значит создать «идеальную картинку» исследуемого объекта, что является отправной точкой для объяснения непосредственно наблюдаемых, «реальных» ситуаций.
В своей статье Е.А. Максимова указала на то, что «Создание руководителем фрейма – это создание «идеальной картинки» образовательного учреждения, которая может являться исходной для интерпретации реальных ситуаций, наблюдаемых и переживаемых в повседневной практике. Фреймовый подход даёт видение структуры объекта, стимулирует генерацию идей, облегчает нахождение различных способов решения проблемы, показывает руководителю, от чего и к чему ему следует двигаться» [6, с. 230]; «Создание фрейма – это создание «идеальной картинки» изучаемого объекта, что служит точкой отсчета для интерпретации непосредственно наблюдаемых, «реальных» ситуаций, имеющих место в действительности» [7, с. 61].
Для того, чтобы познать и выявить закономерности, прогрессивные тенденции в образовательном процессе следует использовать в управленческой деятельности новые методы и подходы к совершенствованию развитием персонала образовательной организации в условиях инноваций. Помимо этого, необходимо учитывать современные тенденции в системе управления персоналом, направлять процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом современных подходов к управлению персоналом, объективных возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать востребованные современной образовательной практикой новшества. Так же большую значимость при этом имеет уровень профессиональной компетенции руководителя образовательной организации, поскольку именно он влияет на процесс управления педагогическим коллективом. Успешным руководителем можно считать такого руководителя, демонстрирующий в процессе осуществления какой-либо управленческой задачи исключительно положительные качества как личности, применяя при этом эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.