В современном мире главным показателем эффективной работы образовательной организации является команда специалистов. Способность работать в команде определяют, как базовую компетентность человека, так как она влияет на качество совместно-проделанной работы, определяет результаты и успех работы. Поэтому в настоящее время большой интерес к проблеме командообразования.
Способность специалиста работать в команде, является наиболее востребованным качеством личности. В процесс формирования крепкой, сплоченной команды входит создание рабочей атмосферы, т.е. каждый педагог ценит совместную работу, умеет сотрудничать между собой.
В таком сотрудничестве увеличивается роль каждой личности, осуществляющей процесс управления. Перспективы развития общества в целом зависят от квалификации, активности, взаимодействовать между собой и достижении значимого результата.
Однако на практике мы можем наблюдать, что педагоги забывают о результате и все переходит в пользу межличностной конкуренции, которая приводит к напряжению внутри коллектива, а в следствии спаду эффективности образовательной организации. Таким образом, тенденция к целенаправленному командообразованию становится все более актуальной в условиях современности и постоянных перемен, в обновлении процессов деятельности.
В отечественной литературе понятие команда, по мнению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Р.Л. Кричевского, Е.М. Дубовской, определяется как несколько человек (от 2 до 7 человек), заинтересованных в достижении цели, распределяя между собой рабочие операции [4, с.19].
Как отмечает Гленн М. Паркер, важность командной работы в наше время стабильно растет, как «сильного средства с целью повышения эффективности деятельности организации» [7, с. 24].
Такие авторы, как А.В. Журавлев, Е.Н. Павлова утверждают, что полноценной командой стоит называть группу людей, взаимозаменяющих друг друга в ходе достижения общих результатов, использующих особую форму организации совместной деятельности, которая основана на продуманном позиционировании участников, имеющих согласованное видение ситуации и владеющих отработанными процедурами взаимодействия [3, с. 138].
С. ДеМюсе описывает команду как группу людей, совместно отвечающих перед организацией за полученные результаты. Автор акцентирует внимание на взаимной ответственности между членами команды [9, с.48].
В интеллектуальной сфере команде присущ коммуникативный дух, стиль взаимодействия единомышленников. Там команды складываются не только для решения конкретной проблемы, но и для длительного совместного сотрудничества. Авторы практического пособия «Технология создания команды» Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская, Е.Ю.Безрукова, В.Г.Куликов, Т.Д. Зинкевич, Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко, Н.Б. Крылова, О.М. Леонтьева, разрабатывают вопросы организации эффективного взаимодействия в команде специалистов как на промышленных предприятиях [6, с.33].
Современные подходы к формированию команды как ресурсу развития школы так и в сфере интеллектуального труда. Они описывают команду как автономный самоуправляемый коллектив, созданный с целью оперативного решения поставленной задачи. Авторы этого пособия провели анализ термина «команда» в психологии, социологии, менеджменте, педагогике. Основные характеристики, выявленные разными авторами, представлены в таблице. Самое емкое определение команды предложено Е.Ю. Безруковой. В ее трактовке команда – это группа людей, взаимодополняющих друг друга в ходе достижения поставленных целей.
Таблица
Интерпретация термина команда
Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская |
Е.Ю.Безрукова |
В.Г.Куликов |
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Ф. Фролов, Т.М. Грабенко |
Н.Б. Крылова, О.М. Леонтьева |
---|---|---|---|---|
Команда – группа, построенная на принципе взаимозависимости и ориентированная на достижение конкретных результатов. |
Команда – группа взаимодополняющих друг друга в ходе достижения поставленных целей людей, имеющих общее видение ситуации и владеющих отработанными процедурами взаимодействия |
Команда – особая модель поведения индивидов на основе общей цели, ответственности и единства действий |
Команда – автономный самоуправляемый коллектив, созданный с целью решения поставленной задачи более оперативно, эффективно и качественно, чем при традиционной организации работ |
Команда – группа, достигшая высокого уровня взаимопонимания и слаженности в работе |
Источник: составлено автором на основе [4, с 135]
Можно сделать вывод, что в отечественной и зарубежной теории управления понятие «команда» получило довольно разнообразное представление. Во всех определениях есть что-то общее и что-то совершено разное.
При этом совершено все утверждают, что технологи командной работы является более эффективной в управлении организацией.
Команды играют важную роль в нашей профессиональной и личной жизни. Но не каждая группа является командой, и не каждая команда является эффективной. Эффективность группы и команды можно оценивать с точки зрения полученных результатов. Результат может быть количественным, выраженным в числовой форме, и качественным. Между качественными и количественными показателями эффективности существует тесная взаимосвязь.
Команда выступает в качестве особой формы организации, основанной на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей команды и владеющих отработанными процедурами взаимодействия. Автор обращает внимание не только на направленность на достижение общезначимой цели, но и указывает, что необходимо специально отрабатывать особые процедуры взаимодействия членов команды между собой. Исследователи соглашаются в том, что команда и группа – родственные понятия, причем команда является высшим уровнем развития группы. Однако в психолого-педагогических исследованиях 20–80-х годов прошлого века высшим уровнем развития группы называли коллектив. В нашем понимании, между коллективом и командой есть, по меньшей мере три существенных различия.
Первое различие – имеют разную направленность. Деятельность коллектива направлена на формирование консолидированного мнения, утверждение коллективных интересов, подчинение интересов отдельной личности. Созданная А.С. Макаренко парадигма образования заключается в воспитании личности «в коллективе, через коллектив и для коллектива». Команда направлена на совмещение личностно и профессионально значимых целей ее участников. Общность интересов определяет характер команды. Каждый ее член имеет возможность развивать свои интересы и посредством совместной деятельности решать личностно значимые задачи.
Второе различие – имеют разную структуру. Коллектив представляет собой иерархически организованную, многоуровневую систему общественно полезной деятельности людей. Он закрепляет четкие обязанности, конкретную социальную роль за каждым его членом. Главная задача лидера – сплотить коллектив ради его дальнейшего развития. Структура команды более подвижна, и речь идет не о закреплении конкретного места каждого из ее членов, а о выполняемых ими функциях. Команда дает большую свободу отношений, поэтому ее члены могут попробовать свои силы в разных «ролях», испытать себя в осуществлении различных функций, проявить свой творческий потенциал. Задача лидера команды – координировать работу, предупредить дублирование заданий или появление неохваченных областей ответственности.
Третье различие заключается в том, что эти два понятия различаются по отношению их членов между собой. Вспомним «коллективистские взаимоотношения» или «коллективистскую самоорганизованность». Это необходимость соответствия членов коллектива общественным ожиданиям и интересам, постоянная примерка некого эталона и равнение на него. Команда также делает человека более организованным. Однако в основе этой организованности ресурсу развития школы не равнение на внешний стандарт, а осознанная необходимость учета интересов и намерений всех членов команды при достижении личностных и профессиональных целей. Взаимоуважение и взаимозависимость – условие эффективной работы. Главное, что отличает команду от коллектива, – это высокая сплоченность и консолидированность коллектива, его однозначная направленность на общественно значимый результат; свободный выбор членов команды и их возможность получать личностно значимые результаты в процессе совместной деятельности. Таким образом, команда – производное коллектива в силу того, что теория командообразования отпочковалась от теории коллектива. Однако они не тождественны. Работа в команде, группе и коллективе имеет свои особенности [4, с.35].
Прогрессивный педагогический опыт экономически развитых стран показывает, что создание команд и организация командной работы представляют собой перспективную модель организации воспитательного процесса в современной школе как социально-активной открытой организации и являются эффективным инструментом повышения качества социального воспитания растущей личности.
Эффективная работа команды ведет к снижению текучести кадров, сокращению численности работников и руководителей, объединение специалистов повышает кадровый потенциал и качество всей системы управления, что является ключевым элементом, основой жизнеспособности сети сообществ. В деятельности успешной командной работы предполагается развитие лидерских качеств в каждом из ее участников, добиваясь того, что все члены команды больше берут на себя ответственности и достигают поставленных целей, что стимулирует участие персонала в капитале компании.
Работа в команде вызывает у каждого участника ощущение того, что они являются собственниками. Следовательно, эффективная управленческая команда создает среду, максимально благоприятствующую сотрудничеству, которая позволяет проводить перекрестную подготовку и обеспечивает взаимную поддержку, гарантирующую рост эффективности и производительности. Также с помощью коллективной мыслительной деятельности эффективная команда в состоянии обеспечить выполнение задания в условиях дефицита тех или иных ресурсов и находить решения по предотвращению дефицита.
Необходимо понимать, что участники, которые обладают умением внимательно выслушать, оказать поддержку и помочь другим членам команды, реализовать эффективную работу внутри группы, коммуникацию, приходить на помощь в нужный момент и поддерживать командный дух. Важное место занимает правильная совместимость участников команды, поскольку обладание большим количеством знаний, навыков и умений одного из типов может приносить пользу, а также привести к значительному снижению эффективности работы каждого из участников команды [1, с. 9].
Итак, эффективной командой называют команду, у которой присутствует сила воли, дружные взаимоотношения участников, каждый из которых ощущает свой собственный вклад в общее дело, понимает глубокий смысл своей работы и наделен собственной волей для достижения поставленных целей и преодоления возникающих трудностей. Общий благожелательный настрой всей команды дает возможность поддерживать в сложной ситуации слабых участников и является сильным источником мотивации, концентрирует внимание, придает большую решительность, а также устойчивость, оказывает влияние на другие стороны работы в команде, а именно предназначение, задачи, интересы, правила и распределение ответственности [10, с. 308].