Каждый народ в ходе своего исторического развития для передачи социального опыта подрастающим поколениям вырабатывает определенную упорядоченность, единую совокупность идей, взглядов, идеалов на процесс развития, воспитания и обучения детей – народную педагогику.
Народные традиции, передаваясь из поколения в поколение, храня в себе опыт и народную мудрость, несут замечательный пример подрастающему поколению.
Поэтому можно смело сказать, что традиционная народная культура – это основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества и важно сохранить богатейшее историко-культурное наследие нашей страны.
Печально, что разрыв ценностных связей между старшими и новыми поколениями вследствие натиска очередной культурной революции стал глубоким как никогда в истории нашего государства. Подрастающее поколение утратило интерес к своему национальному прошлому, к своей национальной культуре и перестало ощущать себя как часть своего народа, часть общей культуры.
Важно восстановить естественный процесс передачи и сохранения национальных духовных ценностей, ведь это может привести к потере национального языка – появляется примитивность образов и средств выражения. Теряется музыкальная культура – люди больше не испытывают потребности в пении и музицировании, что ведет к исчезновению национальных особенностей народа, потере эстетического вкуса. Дефицит доброты, благородства, верности, мужественности приводит к потере взаимоотношений между людьми.
Детям необходимо знать и изучать свой родной край, его культуру, историю, традиции. Это не только формирует любовь к малой Родине, но и способствует развитию личности ребенка в духе патриотизма. Великий русский педагог К.Д. Ушинский в своих трудах о воспитании подрастающего поколения указывал, «чтобы воспитать молодое поколение в духе патриотизма к Отечеству, следует начинать с того, чтобы воспитать и развить интерес к родному краю, ибо в народе говорят: где родился, там и пригодился» [5, с. 27].
Народная культура ярко проявляет себя через знакомство с традициями народа. В работах К.И. Султанбаевой указываются такие способы их проявления, как: семейно-бытовые обычаи и обряды, обычаи организации празднования знаменательных событий семьи и народа, народные песни и их исполнение [4, с.161]
Ч.М. Ондар, изучая представления дошкольников о пространстве и времени, в числе народных традиций, используемых для знакомства детей с культурой народа, включает убранство юрты и связанных с ней понятий. Она пишет: «Тувинская семья воспитывала детей на традициях и обычаях, выраженных в этикете, принятом в жилой среде – юрте» [3, с. 41].
Национально-психологические особенности тувинского народа, проживающего в суровых природно-климатических условиях, способствовали созданию у них системы национального воспитания детей. На протяжении многих исторических эпох созданная тувинским народом система образования по-прежнему служит средством передачи социального опыта. Народная педагогика тувинцев применяла различные формы, методы и средства воспитания. Особое место занимают убеждения, разъяснения, предложения, советы, требования. Важны игры, личный пример, соревнования, а также упражнения и продуктивная работа, где создаются проблемные ситуации и задачи.
В тувинском народе бытует огромное количество пословиц и поговорок. Многие тувинские пословицы и поговорки имеют целью привить детям высокие моральные качества. Одни из них, внушая детям любовь к родному краю, учат их быть честными, трудолюбивыми, смелыми, гуманными и правдивыми, приучают к нормам поведения в семье и обществе. Например: «от работы убежишь – в нужду попадешь, от знаний убежишь – в беду попадешь», «дай приют старому, вытри слезы малому», «в паводок нет рыбы, в пословице – лжи», «мать моя – земля родная, мачеха – земля чужая», «растение любит весну, народ любит правду» [2, с.14].
Другие пословицы призывают детей к мужеству, удали, смелости и героизму: «лучше смерть принять, нежели честь потерять», «пугливому коню все чудится, трусливому – везде мерещится». Пословицы и поговорки воспитывают у детей чувства дружбы, товарищества, сознания общественного долга: «слово дал – хозяином будь», «с другом в ладу, в согласье живи, последний кусок пополам раздели», «в дружбе – сила, с другом – веселье».
Среди тувинских народных сказок особое распространение имеют бытовые сказки. Одной из популярных сказок является произведение об Оскюс-ооле, парне-сироте. В основу сказки легла ненависть тувинского народа к ханам, а также вера в завтрашний день. Герой тувинских сказок – простой народ, всегда наделен положительными качествами: умом, добротой, простотой и трудолюбием, силой и отвагой.
В тувинской народной сказке «Искусница Шевер-Кыс» рассказывается о девушке Шевер-Чечен (шевер – искусный, умелый; чечен – изящный). Шевер-Чечен умелая была искусница, тем самым в этом произведении восхвалялось мастерство, трудолюбие. Однако в этой же сказке показана и реальная жизненная картина того времени, а именно бесправное положение женщины в феодальной Туве [1, с. 87].
Особую нишу занимают сказки о животных, которые содержат в себе наблюдения над жизнью и повадками животных, опыт, накопленный многими веками. В них в метафорической форме осуждаются человеческие пороки и восхваляются положительные черты характера. Как и в сказках других народов, животные в тувинских сказках наделены человеческими чертами и качествами, умеют разговаривать. В сказках отражены элементы древних верований, мировоззрение тувинского народа, его традиции, обычаи и обряды.
Тувинские народные сказки имеют большое научно-познавательное и воспитательное значение.
Педагогическая ценность народного творчества заключается в том, что его простые и образные произведения легко воспринимаются детьми, способствуют формированию у них первоначальных нравственных представлений, развивают фантазию и вызывают стремление к творчеству. Изучая народную педагогику, трудно отдать предпочтение одному какому-нибудь жанру устного народного творчества: все они имеют педагогическую ценность и отражают духовно-нравственную мудрость народных масс – этот важнейший источник народной педагогики.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, поведением птиц, погодными изменениями, растений, насекомых. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всем их многообразии и целостности.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель всей работы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от танца, сказки и музыки до театра. При этом, с одной стороны, знакомство детей с народными традициями происходит через погружение ребенка во все компоненты народной культуры, и, с другой стороны, традиции, аккумулируя в себе черты национальной культуры, являются основой для ее постижения детьми. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине.