Главная
АИ #23 (153)
Статьи журнала АИ #23 (153)
Генезис развития деятельности прокуратуры по надзору за деятельностью органов до...

Генезис развития деятельности прокуратуры по надзору за деятельностью органов дознания и предварительного следствия

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

организация прокурорского надзора
органы дознания
органы предварительного следствия
предмет прокурорского надзора
правовые нормы

Аннотация статьи

В статье раскрывается происхождение и основные этапы развития деятельности прокуратуры по надзору за деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Рассматриваются вопросы реализации полномочий органов прокуратуры в процессе осуществления деятельности по надзору. В целях улучшения организации прокурорского надзора в стадии проверки процессов органов дознания и следствия предлагаются комплексные меры по улучшению функционала и эффективности деятельности органов прокуратуры.

Текст статьи

Современные тенденции России к демократическим преобразования, происходящие в нашей стране, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа по укреплению законности, справедливости и правопорядка в стране.

В связи с этим, прокурорский надзор за органами предварительного расследования занимает ведущее место среди иных направлений прокурорского надзора, потому что именно на данной стадии наиболее остро затрагиваются гарантированные Конституцией РФ права и интересы человека.

Рассматривая процесс оформления правовых основ деятельности прокурорского надзора, следует уделить внимание некоторым аспектам. Так, например, после распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований органы прокурорского надзора окончательно сформировались структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Связь времен продолжается.

Рассмотрим понятие «прокурорский надзор» детальнее. В методологии уголовно-процессуального можно выделить два основных аспекта:

  • как основная функция прокуратуры — определенный вид деятельности;
  • совокупность правовых отношений, которые складываются в ходе реализации данной деятельности [4].

Так, в федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] закрепились важные и приоритетные направления надзорной деятельности прокуратуры в РФ, в том числе и прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Осуществляя данный надзор, прокурор исполняет одну из основных своих процессуальных функций в досудебном производстве по уголовным делам.

Осуществление уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются взаимосвязанными составляющими деятельности органов прокуратуры.

Соответственно, надзорные полномочия в досудебном производстве предоставлены ему для того, чтобы обеспечить эффективность предварительного расследования, его всесторонность, полноту и объективность и в последующем – успешное поддержание государственного обвинения в суде (в соответствии с изменениями в Уголовно-процессуальном кодексе РФ представлять уголовное преследование в суде вправе только прокурор).

В современных условиях правового регулирования на досудебных стадиях судопроизводства из ранее существовавших за прокурором сохранена лишь функция процессуального руководства дознанием, а также, в сокращенном виде – функция надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания [3].

При реализации органами надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия максимально комплексно и взвешенно необходимо подчиняться нормами УПК РФ, в том числе и привлечением различных наук, функционалу экспертной и оперативной деятельности, рекомендациями криминалистов.

Именно такой подход будет способствовать более качественному и оперативному надзору, от результатов которого во многом зависит повышение уровня эффективности деятельности органов предварительного следствия и судов, что в итоге напрямую влияет на состояние законности и степень защищенности конституционных прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.

В части касающегося полномочий прокурора за соблюдением законов органами, осуществляющими дознание можно сделать следующие выводы, что эффективность прокурорского надзора может быть достигнута только путем тщательной̆ и всесторонней̆ проверки соблюдения и исполнения, установленного уголовно-процессуальным законом, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами норм и требований.

При этом органы надзора обязаны проводить проверки с целью выявления нарушений закона и принимать соответствующие меры к их устранению, пресечению и предупреждению в дальнейшем.

Органы надзора, осуществляя свои полномочия по ознакомлению материалов предварительного расследования, обобщению практики по расследованию преступлений, рассмотрению жалоб граждан РФ на действия должностных лиц и государственных органов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность.

В том числе должен осуществлять контроль за лицами, которые координируют деятельность правоохранительных органов при осуществлении деятельности по расследованию преступлений, обязан выявлять нарушения законодательства, допущенные следователем и дознавателем.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и органам надзора в целом, ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Так, от степени эффективности реализации надзорных полномочий зависит результат следствия. Необходимо делать акцент на несколько факторов: достаточности и достоверности имеющихся в уголовных делах доказательств, обосновывающих заявленные иски.

Требуется также акцентировать внимание на обязательной и полной проверки процесса подготовки исков в защиту интересов лиц, которые сами не могут отстаивать свои права.

В том числе наблюдать за процессом работы государственных обвинителей по продвижение и осуществлению принципов на полное способствование принятию судом законного, обоснованного и справедливого Решения.

Список литературы

  1. «О прокуратуре Российской Федерации»: федеральный закон Российской Федерации №2202-1 от 17.01.1992 г. // Российская газета, №229, 1995.
  2. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия»: приказ Генеральной прокуратуры РФ №826 от 28.12.2016 г. // Законность, №3, 2017.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19. 02.2018) //Собрание законодательства РФ. 2001. №52 (ч. 1). Ст.4921.
  4. Синельщиков Ю. Полномочия прокурора в досудебном производстве по новому Уголовно-процессуальному кодексу // Законность. 2012. № 3.
  5. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учеб. / отв. ред. П. А. Лупинская, В. А. Воскобитова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2014.
  6. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учеб. / С. В. Некрасов. М., 2014.

Поделиться

682

Романенко А. Ю. Генезис развития деятельности прокуратуры по надзору за деятельностью органов дознания и предварительного следствия // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.II.С. 28-30. URL: https://apni.ru/article/6471-genezis-razvitiya-deyatelnosti-prokuraturi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря