Современные тенденции России к демократическим преобразования, происходящие в нашей стране, провозглашение приоритета личности создают предпосылки для повышения роли прокуратуры как федерального централизованного надзорного органа по укреплению законности, справедливости и правопорядка в стране.
В связи с этим, прокурорский надзор за органами предварительного расследования занимает ведущее место среди иных направлений прокурорского надзора, потому что именно на данной стадии наиболее остро затрагиваются гарантированные Конституцией РФ права и интересы человека.
Рассматривая процесс оформления правовых основ деятельности прокурорского надзора, следует уделить внимание некоторым аспектам. Так, например, после распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.
В результате законодательных преобразований органы прокурорского надзора окончательно сформировались структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.
В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Связь времен продолжается.
Рассмотрим понятие «прокурорский надзор» детальнее. В методологии уголовно-процессуального можно выделить два основных аспекта:
- как основная функция прокуратуры — определенный вид деятельности;
- совокупность правовых отношений, которые складываются в ходе реализации данной деятельности [4].
Так, в федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [1] закрепились важные и приоритетные направления надзорной деятельности прокуратуры в РФ, в том числе и прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.
Осуществляя данный надзор, прокурор исполняет одну из основных своих процессуальных функций в досудебном производстве по уголовным делам.
Осуществление уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются взаимосвязанными составляющими деятельности органов прокуратуры.
Соответственно, надзорные полномочия в досудебном производстве предоставлены ему для того, чтобы обеспечить эффективность предварительного расследования, его всесторонность, полноту и объективность и в последующем – успешное поддержание государственного обвинения в суде (в соответствии с изменениями в Уголовно-процессуальном кодексе РФ представлять уголовное преследование в суде вправе только прокурор).
В современных условиях правового регулирования на досудебных стадиях судопроизводства из ранее существовавших за прокурором сохранена лишь функция процессуального руководства дознанием, а также, в сокращенном виде – функция надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и органов дознания [3].
При реализации органами надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия максимально комплексно и взвешенно необходимо подчиняться нормами УПК РФ, в том числе и привлечением различных наук, функционалу экспертной и оперативной деятельности, рекомендациями криминалистов.
Именно такой подход будет способствовать более качественному и оперативному надзору, от результатов которого во многом зависит повышение уровня эффективности деятельности органов предварительного следствия и судов, что в итоге напрямую влияет на состояние законности и степень защищенности конституционных прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов общества и государства.
В части касающегося полномочий прокурора за соблюдением законов органами, осуществляющими дознание можно сделать следующие выводы, что эффективность прокурорского надзора может быть достигнута только путем тщательной̆ и всесторонней̆ проверки соблюдения и исполнения, установленного уголовно-процессуальным законом, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами норм и требований.
При этом органы надзора обязаны проводить проверки с целью выявления нарушений закона и принимать соответствующие меры к их устранению, пресечению и предупреждению в дальнейшем.
Органы надзора, осуществляя свои полномочия по ознакомлению материалов предварительного расследования, обобщению практики по расследованию преступлений, рассмотрению жалоб граждан РФ на действия должностных лиц и государственных органов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность.
В том числе должен осуществлять контроль за лицами, которые координируют деятельность правоохранительных органов при осуществлении деятельности по расследованию преступлений, обязан выявлять нарушения законодательства, допущенные следователем и дознавателем.
Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и органам надзора в целом, ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.
В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.
В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.
Так, от степени эффективности реализации надзорных полномочий зависит результат следствия. Необходимо делать акцент на несколько факторов: достаточности и достоверности имеющихся в уголовных делах доказательств, обосновывающих заявленные иски.
Требуется также акцентировать внимание на обязательной и полной проверки процесса подготовки исков в защиту интересов лиц, которые сами не могут отстаивать свои права.
В том числе наблюдать за процессом работы государственных обвинителей по продвижение и осуществлению принципов на полное способствование принятию судом законного, обоснованного и справедливого Решения.