Главная
АИ #23 (153)
Статьи журнала АИ #23 (153)
Подготовка будущих педагогов к командной дистанционной работе

Подготовка будущих педагогов к командной дистанционной работе

Автор(-ы):

Полушкина Марина Алексеевна

9 июня 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

дистанционная работа
подготовка педагогов
профессиональные конкурсы
дистанционная помощь
взаимопомощь коллег

Аннотация статьи

В статье отображена роль подготовки будущих педагогов к командной дистанционной работе. Тема актуальна по причине того, что дистанционная деятельность все больше распространяется среди учебных заведений России. Несмотря на это, в этом направлении существует множество нерешенных проблем, одна из которых – недостаточность подготовки педагогов к командной дистанционной работе, что в нынешних условиях недопустимо. В заключении автор статьи указывает на необходимость изучения возможности распространения предложенного инструмента решения проблемы на практике.

Текст статьи

Дистанционное обучение все больше распространяется в России. В некоторых случаях оно временно является обязательным, как это было во время пандемии коронавируса, в иных ситуациях некоторые образовательные учреждения по своему желанию частично применяют дистанционные технологии, как для проведения занятий, так и для коммуникации с учениками и коллегами. В результате все компетенции, связанные с дистанционной работой, должны быть достаточно развиты у будущих педагогов, иначе при дальнейшем усилении этой тенденции, они не смогут сразу быть эффективными на своем рабочем месте. При этом командной дистанционной работе уделяется недостаточно внимания при обучении будущих педагогов. Причина – отсутствие полного осознания важности этого направления. Проблема должна быть решена, потому тема работы актуальна.

Командная работа на данный момент является основой высокой эффективности всего педагогического коллектива. Причина заключается в том, что потоки информации сейчас стремительны, ежегодно происходит введение новых образовательных инструментов, обновления норм, стандартов и так далее. Такая постоянная турбулентность требует от индивида высокого уровня адаптации, что нехарактерно для всех лиц. В таком случае, педагогический коллектив, являясь командой, должен предоставлять помощь всем нуждающимся коллегам, иначе общие образовательные цели не будут достигнуты. При этом, если за последние десятилетия в очном формате многие педагоги научились, как адаптироваться к изменениям, так и предоставлять помощь коллегам, то дистанционный формат для многих до сих пор остается сложным, неизведанным, а потому командная работа здесь наиболее важна.

Можно выделить следующие стандарты, которым необходимо обучать будущих педагогов для достижения высокого уровня командной работы, как при дистанционной, так и при очной деятельности:

  1. Высокий уровень эмпатии [1, c. 282]. Если он отсутствует, проблемы педагога, особенно психологические, остаются его личными трудностями, с которым ему приходится справляться самостоятельно. Именно дистанционный режим формирует существенные проблемы у педагогов, особенно опытных – использование относительно сложных для них технологий формирует страх, неудобства, ошибки, что трансформируется в психологический дискомфорт. Если молодые или технологически продвинутые коллеги проявляются достаточную эмпатию, то педагогу уже будет проще освоить новые для него технологии и быть не менее эффективным;
  2. Взаимопомощь. Пункт частично следует из предыдущего – некоторым педагогам необходима не психологическая поддержка, основанная на эмпатии, а техническая. Речь идет о помощи в подготовки цифровых материалов, настраивании оборудования, выборе подходящих платформ для проведения занятий и так далее. В случае отсутствия такой поддержки, педагог, либо будет неэффективно проводить занятия, либо в целом будет не готов к нововведениям, что недопустимо;
  3.  Совместное экспериментирование [3, c. 176]. Создавая собственные методические материалы, может сформироваться необходимость в сторонней помощи, например, для их тестирования. Аналогичная ситуация и в отношении форматов проведения занятий – зачастую преподаватель желает сначала изучить их эффективность, получив критику от коллеги, прежде чем вводить их на практике;
  4. Соблюдение временных нормативов [2, c. 79]. Некоторые члены педагогического коллектива считают, что, в случае существования дистанционного формата обучения, коллега может и должен всегда оперативно отвечать на любые запросы, что неверно. Важно заранее определить, какой режим у каждого педагога и предоставить эту информацию иным преподавателям для сохранения баланса между работой и отдыхом. Если это не будет реализовано, конфликты неизбежны;
  5. Верная организация встреч. Пункт важен потому, что многие педагоги, функционирующие долгое время на дистанционном режиме, отмечают проблемы в коммуникации с коллегами. Они считают, что необходимо живое общение, передающее эмоции. В результате нужно верно выбирать каналы коммуникации, так, например, нельзя постоянно общаться с учениками и коллегами асинхронно, важно регулярно применять синхронные каналы, например, видеоконференции. Они не смогут полностью решить проблему, однако, положительно повлияют на нее. В итоге необходимо обучать педагогов корректному общению в виртуальном пространстве, знанию разных каналов коммуникации.

Именно на формирование этих стандартов важно для создания у будущего педагога пунктов, важных для командной дистанционной работы. Если он будет не только знать о них, но и соблюдать в дальнейшем, что требует достаточных тренировок и обучения, командная работа будет результативной. Необходимо реализовывать элементы дистанционной командной работы уже с момента обучения, например, предоставлять задания, которые будут решаться удаленно. Особенно важно уделить внимание психологической и технической подготовке будущих педагогов.

Среди множества возможных вариантов подготовки будущих педагогов к командной работе в дальнейшей их деятельности, необходимо особенно выделить привлечение всех к конкурсной и олимпиадной деятельности. Речь идет о следующем, университеты ежегодно приглашают к участию в различных профессиональных конкурсах, например, создание образовательного проекта. Необходимо привлекать всех студентов к таким мероприятиям для того, чтобы бы они тренировались функционировать в команде коллег, а также наблюдать, как должен вести себя педагог по отношению к ученикам при такой деятельности. Обычно участие в конкурсах предполагает отправку материалов и дистанционное выступление. Это будет формировать технические элементы подготовки. При создании проекта студент будет постоянно контактировать с педагогом, это продемонстрирует ему навыки, приемы и инструменты, которые необходимо использовать в таких случаях. Впервые участвуя в таком конкурсе, практически у любого студента будет психологический дискомфорт, что, во-первых, даст возможность в дальнейшем понять своих учеников, во-вторых, сформирует возможность для педагога продемонстрировать методы помощи в таких ситуациях. При этом, в ходе выполнения проекта, педагог будет учить студента соблюдать временные нормативы относительно своего рабочего времени, обучать корректно организовывать дистанционные встречи, реализовывать ему помощь и указывать на ее значимость, проводить совместные эксперименты и так далее. В итоге, участие педагога и студентов в конкурсах позволяет подготовить к дальнейшей дистанционной командной работе, как с коллегами, так и со своими учениками.

Дополнительным преимуществом участия в конкурсах будет развитие профессиональных качеств, систематизация знаний, совершенствование психологической устойчивости и так далее. В результате именно это направление позволяет наилучшим образом обучить будущих педагогов командной дистанционной работе и развить у них иные важные для преподавателя качества.

Таким образом, на данный момент все будущие педагоги должны быть обучены важным стандартам в сфере командной дистанционной работы. Если они не прошли соответствующие важное обучение, они не смогут в достаточной степени реализовать командную работу при дистанционном формате обучения. Автором статьи были выделены основные пункты, на которых необходимо акцентировать ключевое внимание. При этом был отображен наиболее эффективный инструмент достижения всех ключевых компетенций – участие педагогов и студентов в конкурсах. Если данная рекомендация будет распространена на практике, обучение будущих педагогов усовершенствуется, что положительно скажется на всей системе образования, что отображает необходимость изучения возможности внедрения предложений.

Список литературы

  1. Корепанова, М. В. Подготовка будущих педагогов к командной дистанционной работе / М. В. Корепанова // Вестник науки. – 2023. – Т. 4, № 5(62). – С. 280-283.
  2. Панина, А. Ю. Подготовка будущих педагогов к командной дистанционной работе / А. Ю. Панина // Научный Лидер. – 2023. – № 18(116). – С. 78-80.
  3. Широких, Е. А. Подготовка будущих педагогов к дистанционной командной работе / Е. А. Широких // Вестник науки. – 202 – Т. 2, № 5(62). – С. 173-183.

Поделиться

354

Полушкина М. А. Подготовка будущих педагогов к командной дистанционной работе // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.II.С. 102-104. URL: https://apni.ru/article/6472-podgotovka-budushchikh-pedagogov-k-komandnoj

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля