Главная
АИ #23 (153)
Статьи журнала АИ #23 (153)
Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию родного края

Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию родного края

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

отторжение подрастающего поколения
культурное наследие
духовно-нравственное воспитание
дошкольный возраст
традиционные ценности
социализация
патриотические чувства
образовательный стандарт

Аннотация статьи

Данная статья обсуждает проблему отторжения подрастающего поколения от отечественной культуры и общественно-исторического опыта предыдущих поколений. Подчеркивается необходимость формирования у детей понимания культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему уже с дошкольного возраста. Автор акцентируют внимание на значимости роли родителей, педагогов и окружающих взрослых в формировании духовно-нравственных качеств у детей.

Текст статьи

«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал» 
К. Симонов

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Формирование у детей понимания культурного наследия и воспитание бережного отношение к нему необходимо начинать с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа если не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа», – писал известный русский философ В.В. Зеньковский. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие духовно-нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.  Система нравственного воспитания в нашем образовательном учреждении направлена на поддержку традиционных ценностей, таких как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям, воспитываем у детей стремление в своих поступках следовать положительному примеру строится через приобщение воспитанников к культурному наследию своего народа. Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие душевно и духовно здорового человека. Мы знакомим детей с историей и культурой родного города, прививаем замечательные душевные качества, которыми всегда по праву гордился наш многонациональный народ. Через приобщение к сокровищам родной культуры наши маленькие воспитанники «дорастут», «поднимутся» до прогрессивной культуры Человечества.

В новом регламентирующем работу ДОУ документе ФГОС и в рамках его реализации более пристальное внимание уделяется позитивной социализации детей дошкольного возраста, приобщению детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Воспитательно-образовательная работа с воспитанниками проводится на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

В нашем структурном подразделении «Золотой ключик» духовно-нравственное воспитание дошкольников является приоритетным направлением. В своей деятельности педагоги нашего детского сада решают следующие задачи:

  • Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране; к культурному наследию своего народа; к природе родного края; к православию.
  • Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития. Выявление ранней одаренности.

Поставленные задачи реализуются через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

  • занятия;
  • педагогические проекты («Генеалогическое древо семьи», «Чудеса с осенней грядки», «Пасхальный благовест», «Яблочный спас», «Кормушки и скворечники»),
  • мастер-классы;
  • творческие объединения педагогов:
  • кружковая деятельность («Умелые ручки», «Экология»);
  • досуги, развлечения;
  • экскурсии;
  • конкурсы, выставки.

Работа с детьми проводится на занятиях по познавательной деятельности, музыкальному воспитанию, ознакомлению с художественной литературой, физкультурному воспитанию, кружковых занятиях. В детском саду создан мини-музей «Любо», где бережно хранятся подлинные предметы русского народного(казачьего) быта, с любовью переданные нам из семей наших воспитанников. Здесь мы можем познакомить детей, а порой и взрослых, с ухватом, прялкой, чугуном, крынками, рушником, люлькой и зыбкой. Научить детей играть в «бирюльки», «лапту». Познакомить с основами православных традиций. Почитание православных святынь, поведение в храме, подготовка и проведение православных календарно-обрядовых праздников.

Совместно с родителями мы ежегодно проводим календарно-обрядовые праздники: «Покров», «Святки», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица», «Спас», которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества. На проект «Генеалогическое древо своей семьи», уже через месяц после объявления конкурса, к нам начали приносить первые работы. Их было много – самых разнообразных по стилю, содержанию, манере исполнения, объему. Все они были сделаны с огромной любовью, большим желанием и неподдельным интересом. Родители, приносившие работы, говорили: «Спасибо». Многие семьи пересмотрели старые альбомы с фотографиями, выясняя, кто кому родственник. Многие навестили своих бабушек и дедушек в деревне, в поисках информации. Многие семьи смогли восстановить утраченные родственные связи. А главное – вместе с детьми открыли новые страницы истории семьи.

Опираясь на основные направления «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», мы поставили цель - повышение качества образовательного процесса через создание единого целостного образовательного пространства для обеспечения всестороннего развития детей, воспитание нравственности дошкольников средствами музейной педагогики.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать сложно. Но мы создали музей казачьего быта «Любо», посредством которого решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.

С помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым. К тому же нами был разработан проект «Школа маленького экскурсовода», где дети сами проводили экскурсии.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями. Поэтому они активно принимали участие в создании нашего музея, в проведении экскурсий, обрядовых праздников. При этом решаются приоритетные задачи:

  • повышение педагогической культуры родителей;
  • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
  • приобщение родителей к участию в жизни детского сада, через поиск и внедрение эффективных форм работы.

Целенаправленное ознакомление ребёнка с историей и культурой родного края формирует гражданскую позицию, позволяет сформировать патриотические чувства. Ведь чувство Родины, как малышей, так и взрослых связано с местом, где родился, т.е. с малой Родиной. Нужно углубить эти чувства, расширить представления о родном крае, истории и культуре, показать, что свято и дорого каждому человеку.

Для определения компетентности родителей по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края использовался метод анкетирования. В результате обработки данных по вопросу приобщения детей к истории и культуре родного края получили:

  • 12% родителей знают историю и культуру родного края;
  • 24% родителей интересует данная проблема;
  • 42% родителей поддерживают проводимую в ДОУ работу по данному направлению;
  • 22% родителей нуждаются в помощи ДОУ по данной проблеме.

Безусловной заслугой педагогического коллектива является соединение в работе этнической педагогики с современными тенденциями дошкольной дидактики. Реализация данной работы помогает воспитанию человека и гражданина, интегрированного в национальную и мировую культуру современного общества.

Список литературы

  1. Алексеева Н. Д., Рябова Е. В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С 14–17.
  2. Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества, Вестник Томского государственного университета. № 364. 2012. С.49–53.
  3. Гранд-макет Россия // URL. https://grandmaket.ru/ – (дата обращения 29.09.2016).
  4. Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016.
  5. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в образовании. Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016.
  6. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Биксалеев А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея // Молодой ученый. – 2016. – №22. – С. 236-238. – URL https://moluch.ru/archive/126/34966/ (дата обращения: 11.09.2018).
  7. Евдокимова Е. С. Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ. Управление ДОУ 2002 №6.
  8. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Управление ДОУ 2005 №1.

Поделиться

1581

Мордвинкина Е. В. Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию родного края // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.II.С. 96-98. URL: https://apni.ru/article/6475-priobshchenie-detej-doshkolnogo-vozrasta-k-ku

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января