Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать.
Мы учим своих школьников общаться, уметь слушать и говорить так, чтобы их слушали, уметь оценивать чужую и, конечно, свою речь, поддерживаем стремление к совершенствованию речи обучающихся.
Начинать это приближение к современному речевому идеалу надо как можно раньше. В начальной школе мы это вводим с 1 класса. Ведь каждому обучающемуся очень важно научиться передавать информацию, поддержать беседу, пересказать поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, сочинить рекламное объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д.
Первоклассникам интересно разыграть сценки по речевым ситуациям, придумать продолжение сказочной истории. Именно такие регулярные в ненавязчивой форме занятия с обучающимися помогут привить им навыки культуры общения, а также способствуют не только речевому, но и общему развитию личности.
Вот несколько ситуаций:
1. На картинке Волк и Заяц. Обучающимся предлагается рассказать о том, как извинялся перед Волком вежливый Заяц и как ему отвечал невоспитанный Волк.
2. Обучающимся предлагается посмотреть кадры из мультфильма «Кот Леопольд».
Беседа:
– Как вы думаете, почему мирно закончилась эта история?
– Что сказали в своё оправдание мышата?
– Почему Леопольд их простил?
3. Сценка, как Буратино учился писать.
– Что вы посоветуете Буратино?
При работе с обучающимися по развитию речи формируем качества речи:
правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, богатство, выразительность и уместность речи. Предлагаем интересные виды деятельности по профилактике нарушений речевого развития.
Обучение через игру – один из продуктивных методических приемов в начальной школе. Начнем с составления веселого, шуточного стихотворения.
1. Лимерик – короткое, весёлое, шуточное стихотворение из пяти строк. Предположительно, название происходит от ирландского города Лимерик (заимствовано из названия хоровой песни ирландских солдат восемнадцатого века). Так же неразрывно с лимериком имя английского поэта Эдварда Лира.
Жила-была дама приятная,
На вид совершенно квадратная.
Кто бы с ней ни встречался,
От души восхищался:
«До чего же та дама приятная!»
(Перевод Григория Кружкова)
Много прекрасных образчиков мы можем встретить и у других английских поэтов, в частности у Льюиса Кэрролла.
С помощью лимерика можно разнообразить работу по изучению новых слов, а также запоминания правильного ударения в словах. В работе над культурой речи младших школьников лимерики помогают вызвать интерес к изучаемым словам, добавляют элемент соревнования.
Создание лимерика
В этих стихах всего 5 строчек.
Строки лимерика рифмуются следующим образом: ААВВА.
Джанни Родари для сочинения лимериков предлагает такой способ: первая, вторая и пятая строки рифмуются между собой, четвертая рифмуется с третьей. Дети в два счета овладевают этой техникой.
Первая операция – выбор героя.
К первой строчке можно задать вопросы КТО? и ОТКУДА?
Один старикашка с косою
Вторая операция – указание на черту характера, выраженную действием.
Ко второй строчке обычно подходит вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЛ?
Гонялся полдня за осою.
Третья операция – реализация сказуемого.
К двум следующим ЧТО ПРОИЗОШЛО?
Но только в четвертом часу
Потерял он косу
Четвертая операция – выбор конечного эпитета.
К последней строчке ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ?
И был крепко укушен осою.
А происходит-то в лимериках как раз что-нибудь нелепое и смешное.
Знамениты лимерики Эдварда Лира.
«Жил-был человек в Амстердаме,
Не чистивший шляпу годами.
Он в ней невзначай
Заваривал чай
И в ней же гулял в Амстердаме».
2. Игра «Пара слов»
На листке бумаги пишется любое слово. Пониже на том же листе пишется другое слово точно с таким же числом букв. Теперь надо шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее.
Муха, мура, тура, тара, кара, каре, кафе, кафр, каюр, крюк, урюк, урок, срок, сток, стон, слон.
3. Игра «Рифма»
Один из играющих говорит любое слово, желательно короткое. Следующий говорит слово, рифмующее с первым... Когда кто-нибудь наберёт три минуса, выходит из игры. Последний выигрывает.
рекорд |
багаж |
аккорд |
блиндаж |
лорд |
пейзаж |
корт |
стеллаж |
натюрморт |
шпионаж |
порт |
персонаж |
4. Игра «Навуходоносор»
Из одного слова (из его букв) составить как можно больше других слов. Слова должны быть только существительными, нарицательными, только в начальной форме. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах ни одна буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове. Вот несколько слов, с которыми интересно играть: «гастроном», «лекарство», «кинематограф», «мясорубка».
5. Игра «Телеграмма»
За основу телеграммы берут любое слово. Каждый из играющих придумывает телеграмму, в которой каждое слово начинается с одной из букв «главного» слова. Например, взяли слово СУМКА.
Телеграмма «Сегодня Убежал Медведь. Караул! Администрация».
6. Стихотворения «Стишата»
Маленькие весёлые стихотворения, которые не только хорошо читать, но и прохлопать в ладоши. Прочитай и прохлопай стихотворение.
7. Игра «Кубики»
Упражнять детей в определении количества звуков (слогов) в слове.
Педагог предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске (на индивидуальном листе) он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков (слогов), сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.
8. Игра «Заколдованные слова»
Обучающийся должен назвать лишний слог и узнать слово: Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.
9. Игра «Летела корова»
Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – «т», следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
10. Игра «Предлоги»
Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги – «на», «в», «под», «над», «с» и др. Играть можно как в рулетку – бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же – на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.
Учите детей через игру, развивайте умения пользоваться речью, общаться, оценивать чужую и свою речь, творчески подходить к любому заданию, стремитесь к совершенствованию речи обучающихся начальной школы.