Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы современности
Методическая разработка: лимерик и иные игры со словами в начальной школе

Методическая разработка: лимерик и иные игры со словами в начальной школе

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

начальная школа
развитие речи
игры
стихи
лимерик
культура общения
творчество

Аннотация статьи

В методической разработке авторы знакомят нас с короткими, шуточными стихотворениями – лимерик. Рассуждают о ценнейшем даре – слове, умении передавать словами чувства, мысли, знания. Приводят примеры приобщения обучающихся начальной школы к современному речевому идеалу. Предлагают разыграть с детьми различные сценки, придумать сказочные истории и поиграть в игры со словами для развития связной речи.

Текст статьи

Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделён человек, – даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать.

Мы учим своих школьников общаться, уметь слушать и говорить так, чтобы их слушали, уметь оценивать чужую и, конечно, свою речь, поддерживаем стремление к совершенствованию речи обучающихся.

Начинать это приближение к современному речевому идеалу надо как можно раньше. В начальной школе мы это вводим с 1 класса. Ведь каждому обучающемуся очень важно научиться передавать информацию, поддержать беседу, пересказать поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, сочинить рекламное объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д.

Первоклассникам интересно разыграть сценки по речевым ситуациям, придумать продолжение сказочной истории. Именно такие регулярные в ненавязчивой форме занятия с обучающимися помогут привить им навыки культуры общения, а также способствуют не только речевому, но и общему развитию личности.

Вот несколько ситуаций:

1. На картинке Волк и Заяц. Обучающимся предлагается рассказать о том, как извинялся перед Волком вежливый Заяц и как ему отвечал невоспитанный Волк.

2. Обучающимся предлагается посмотреть кадры из мультфильма «Кот Леопольд».

Беседа:

– Как вы думаете, почему мирно закончилась эта история?

– Что сказали в своё оправдание мышата?

– Почему Леопольд их простил?

3. Сценка, как Буратино учился писать.

– Что вы посоветуете Буратино?

При работе с обучающимися по развитию речи формируем качества речи:

правильность, точность, чистоту, ясность, логичность, богатство, выразительность и уместность речи. Предлагаем интересные виды деятельности по профилактике нарушений речевого развития.

Обучение через игру – один из продуктивных методических приемов в начальной школе. Начнем с составления веселого, шуточного стихотворения.

1. Лимерик – короткое, весёлое, шуточное стихотворение из пяти строк. Предположительно, название происходит от ирландского города Лимерик (заимствовано из названия хоровой песни ирландских солдат восемнадцатого века). Так же неразрывно с лимериком имя английского поэта Эдварда Лира.

 

Жила-была дама приятная,

На вид совершенно квадратная.

Кто бы с ней ни встречался,

От души восхищался:

«До чего же та дама приятная!»

(Перевод Григория Кружкова)

Много прекрасных образчиков мы можем встретить и у других английских поэтов, в частности у Льюиса Кэрролла.

С помощью лимерика можно разнообразить работу по изучению новых слов, а также запоминания правильного ударения в словах. В работе над культурой речи младших школьников лимерики помогают вызвать интерес к изучаемым словам, добавляют элемент соревнования.

Создание лимерика

В этих стихах всего 5 строчек.

Строки лимерика рифмуются следующим образом: ААВВА.

Джанни Родари для сочинения лимериков предлагает такой способ: первая, вторая и пятая строки рифмуются между собой, четвертая рифмуется с третьей. Дети в два счета овладевают этой техникой.

Первая операция – выбор героя.

К первой строчке можно задать вопросы КТО? и ОТКУДА?

Один старикашка с косою

Вторая операция – указание на черту характера, выраженную действием.

Ко второй строчке обычно подходит вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? ЧТО ДЕЛАЛ?

Гонялся полдня за осою.

Третья операция – реализация сказуемого.

К двум следующим ЧТО ПРОИЗОШЛО?

Но только в четвертом часу

Потерял он косу

Четвертая операция – выбор конечного эпитета.

К последней строчке ЧЕМ ЗАКОНЧИЛОСЬ?

И был крепко укушен осою.

А происходит-то в лимериках как раз что-нибудь нелепое и смешное.

Знамениты лимерики Эдварда Лира.

«Жил-был человек в Амстердаме,

Не чистивший шляпу годами.

Он в ней невзначай

Заваривал чай

И в ней же гулял в Амстердаме».

2. Игра «Пара слов»

На листке бумаги пишется любое слово. Пониже на том же листе пишется другое слово точно с таким же числом букв. Теперь надо шаг за шагом превратить верхнее слово в нижнее.

Муха, мура, тура, тара, кара, каре, кафе, кафр, каюр, крюк, урюк, урок, срок, сток, стон, слон.

3. Игра «Рифма»

Один из играющих говорит любое слово, желательно короткое. Следующий говорит слово, рифмующее с первым... Когда кто-нибудь наберёт три минуса, выходит из игры. Последний выигрывает.

рекорд

багаж

аккорд

блиндаж

лорд

пейзаж

корт

стеллаж

натюрморт

шпионаж

порт

персонаж

4. Игра «Навуходоносор»

Из одного слова (из его букв) составить как можно больше других слов. Слова должны быть только существительными, нарицательными, только в начальной форме. Буквы можно употреблять в любой последовательности, но в придуманных словах ни одна буква не должна повторяться чаще, чем в исходном слове. Вот несколько слов, с которыми интересно играть: «гастроном», «лекарство», «кинематограф», «мясорубка».

5. Игра «Телеграмма»

За основу телеграммы берут любое слово. Каждый из играющих придумывает телеграмму, в которой каждое слово начинается с одной из букв «главного» слова. Например, взяли слово СУМКА.

Телеграмма «Сегодня Убежал Медведь. Караул! Администрация».

6. Стихотворения «Стишата»

Маленькие весёлые стихотворения, которые не только хорошо читать, но и прохлопать в ладоши. Прочитай и прохлопай стихотворение.

7. Игра «Кубики»

Упражнять детей в определении количества звуков (слогов) в слове.

Педагог предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске (на индивидуальном листе) он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков (слогов), сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

8. Игра «Заколдованные слова»

Обучающийся должен назвать лишний слог и узнать слово: Сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, пинарожки, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, балиранки.

9. Игра «Летела корова»

Игроков должно быть не меньше трех. Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – «т», следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего «а». Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.

10. Игра «Предлоги»

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги – «на», «в», «под», «над», «с» и др. Играть можно как в рулетку – бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же – на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Учите детей через игру, развивайте умения пользоваться речью, общаться, оценивать чужую и свою речь, творчески подходить к любому заданию, стремитесь к совершенствованию речи обучающихся начальной школы.

Список литературы

  1. Лир Э. Книги нонсенса. – М.: Ретро, 200
  2. Книга NONсенса. Английская поэзия абсурда в переводах Григория Кружкова. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2003.
  3. Родари Джанни. Грамматика фантазии. – М.: Самокат, 2017.

Поделиться

5203

Королева М. Н., Симкина О. А., Челышова Н. И. Методическая разработка: лимерик и иные игры со словами в начальной школе // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 86-89. URL: https://apni.ru/article/648-metodicheskaya-razrabotka-limerik-i-inie-igri

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря