Для достижения определенного успеха в современной рыночной экономике решающим элементом должно становиться эффективное использование различных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность, а именно:
- коммуникативная политика компаний-соперников;
- разработка новых товаров и присвоение торговых брендов и марок;
- привлекательность и качество упаковки товаров;
- эффективность и организация сервисной политики фирм-конкурентов;
- организация сбыта продукции у соперников и его основные показатели;
- рациональность каналов движения товаров у аналогичных предприятий на рынке» [1].
Иначе говоря, факторы конкурентоспособности организации позволяют рассматривать показатели, которые участвуют в конкурентной борьбе фирм за расширение рынков сбыта, увеличение потребительского спроса на производимые товары и услуги.
Факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности организаций, которые используются для анализа конкурентоспособности фирм и которые являются внешними для предприятия, – это:
- государственные факторы, выраженные через экономические методы (например, амортизационная и налоговая политика, финансовая, кредитная и инвестиционная политика, специальные программы и таможенная политика) и через административно-правовые методы (сертификация, стандартизация в рамках правового поля);
- рыночные факторы, определяемые типом и емкостью рынка, конкурентами, трудовыми ресурсами, рынком труда, уровнем доходов и отраслевыми характеристиками;
- социально-политические факторы в виде социальной организации, политической стабильности, уровня культуры и социального статуса.
Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия можно наблюдать на рисунке.
Рис. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия [2]
Главным образом повышению конкуренции выпускаемой продукции и оказываемых услуг способствуют факторы конкурентоспособности. К ним относятся:
- качество продукции и услуг;
- цена;
- маркетинговая стратегия;
- исследование рынка;
- обслуживание [3]
Кратко опишем эти факторы:
- качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые делают их способными удовлетворять предполагаемые или ожидаемые потребности в соответствии с их целевым назначением. Повышая качество продукции и услуг, предприниматели стимулируют дополнительный спрос на свою продукцию и услуги, тем самым повышая конкурентоспособность фирм.
- цена относится к денежной стоимости товаров и услуг. Цена является не менее важным фактором повышения конкурентоспособности за счет диверсификации и умеренного снижения цен.
- маркетинговая стратегия является одним из элементов общей стратегии компании, которая описывает, как компания должна использовать свои ограниченные ресурсы для максимизации долгосрочных результатов в плане увеличения продаж и прибыльности своей деятельности.
- исследование рынка – это задача анализа рыночной ситуации и рыночных факторов с целью повышения конкурентоспособности фирмы.
- сервис – это обслуживание клиентов, предоставляемое до, во время и после покупки товара или услуги. Улучшая качество обслуживания клиентов, предприниматели могут повысить доверие клиентов и, следовательно, повысить свою конкурентоспособность.
Результатом проведенного анализа актуальных научно-исследовательских публикаций по факторному анализу стала разработка анкеты по оценке влияния внешних и внутренних факторов на конкурентоспособность предприятия и проведение опроса ведущих специалистов в области проводимого исследования.
В ходе опроса были опрошены 22 человек, из которых 9,1% – ППС вуза, 13,6% – руководители, 54,5% – специалисты, 9,1% – предприниматели и 13,7% – другое. Из них 42,9% – относятся к унитарному государственному предприятию, 4,8% – к унитарному муниципальному предприятию, 14,3% – к индивидуальному частному предприятию, 19% – к акционерному обществу и 19% – к обществу с ограниченной ответственностью.
В таблице представлено количество участников, оценивающие по балльной шкале влияние внешних и внутренних факторов на конкурентоспособность предприятия, работающего в сфере ЖКХ в современных условиях и значимости групп и отдельных факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предприятия в сфере ЖКХ.
Таблица
Количество участников оценивающие влияние и значимость факторов
Факторы |
10-балльная шкала | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
Внешние |
2 |
|
|
|
8 |
|
4 |
3 |
1 |
4 |
Внутренние |
1 |
|
|
1 |
7 |
2 |
6 |
1 |
|
4 |
Ресурсные |
1 |
|
1 |
|
4 |
4 |
2 |
1 |
|
9 |
Доступ к качественным материальным ресурсам |
1 |
|
|
|
2 |
5 |
4 |
3 |
|
7 |
Оптимизация использования ресурсов |
1 |
|
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
|
7 |
Обеспеченность современным оборудованием |
1 |
|
|
2 |
2 |
3 |
5 |
2 |
1 |
6 |
Управленческие |
1 |
|
|
|
3 |
5 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Эффективность системы менеджмента компании |
1 |
|
|
1 |
3 |
|
3 |
6 |
|
8 |
Уровень квалификации управленческого персонала |
1 |
|
1 |
|
2 |
|
3 |
4 |
4 |
7 |
Организация бесперебойной поставки сырья, ресурсов |
1 |
|
1 |
2 |
2 |
|
4 |
2 |
2 |
8 |
Рыночные |
1 |
|
|
1 |
4 |
4 |
4 |
|
|
8 |
Качество предоставляемых услуг |
1 |
|
|
|
4 |
2 |
3 |
1 |
2 |
9 |
Доступ к рынку ресурсов |
1 |
|
1 |
|
4 |
2 |
3 |
5 |
1 |
5 |
Рейтинг предприятия на рынке ЖКХ |
1 |
1 |
1 |
1 |
6 |
1 |
2 |
1 |
1 |
7 |
Стабильность политики ценообразования и налогообложения |
1 |
|
1 |
3 |
1 |
3 |
4 |
1 |
3 |
5 |
Эффективность функционирования предприятия |
1 |
|
|
1 |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
8 |
Показатели доходности |
1 |
|
|
1 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
9 |
Оптимизация издержек |
1 |
|
|
4 |
2 |
3 |
5 |
|
1 |
6 |
Финансовая устойчивость |
1 |
|
1 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
1 |
7 |
По итогам экспертной оценки можно сделать вывод, что внешние и внутренние факторы на конкурентоспособность предприятия, работающего в сфере ЖКХ в современных условиях, влияют одинаково. Оба факторы набрали по 142 балла. Это говорит о том, что конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (рыночную эффективность, кадровый потенциал, уровень обслуживания), а с другой стороны – внешних по отношению к нему факторов (меры государственного воздействия, основные характеристики рынка).
Значимости групп и отдельных факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предприятия в сфере ЖКХ: большинство экспертов, считают, что группы «Управленческие» и «Эффективность функционирования предприятия» имеют большую значимость в обеспечении конкурентоспособности предприятия в сфере ЖКХ. В нее входят такие факторы как: эффективность системы менеджмента компании; уровень квалификации управленческого персонала; организация бесперебойного поставки сырья, ресурсов; показатели доходности; оптимизация издержек; финансовая устойчивость.
В целом, исследование показывает, что для повышения конкурентоспособности предприятий в сфере ЖКХ необходима оптимизация использования ресурсов, обеспеченность современным оборудованием, организация бесперебойной поставки сырья и ресурсов, а также улучшение качества предоставляемых услуг.