Главная
АИ #23 (153)
Статьи журнала АИ #23 (153)
Исследование конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения в сфере ЖКХ

Исследование конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения в сфере ЖКХ

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

конкурентоспособность
анализ факторов
внешние и внутренние факторы
повышение конкурентоспособности

Аннотация статьи

В статье исследование конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения рассматривается в качестве одного из приоритетных факторов развития предприятия.

Текст статьи

Для достижения определенного успеха в современной рыночной экономике решающим элементом должно становиться эффективное использование различных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность, а именно:

  • коммуникативная политика компаний-соперников;
  • разработка новых товаров и присвоение торговых брендов и марок;
  • привлекательность и качество упаковки товаров;
  • эффективность и организация сервисной политики фирм-конкурентов;
  • организация сбыта продукции у соперников и его основные показатели;
  • рациональность каналов движения товаров у аналогичных предприятий на рынке» [1].

Иначе говоря, факторы конкурентоспособности организации позволяют рассматривать показатели, которые участвуют в конкурентной борьбе фирм за расширение рынков сбыта, увеличение потребительского спроса на производимые товары и услуги.

Факторы, влияющие на эффективность хозяйственной деятельности организаций, которые используются для анализа конкурентоспособности фирм и которые являются внешними для предприятия, – это:

  • государственные факторы, выраженные через экономические методы (например, амортизационная и налоговая политика, финансовая, кредитная и инвестиционная политика, специальные программы и таможенная политика) и через административно-правовые методы (сертификация, стандартизация в рамках правового поля);
  • рыночные факторы, определяемые типом и емкостью рынка, конкурентами, трудовыми ресурсами, рынком труда, уровнем доходов и отраслевыми характеристиками;
  • социально-политические факторы в виде социальной организации, политической стабильности, уровня культуры и социального статуса.

Внутренние и внешние факторы конкурентоспособности предприятия можно наблюдать на рисунке.

Рис. Внешние и внутренние факторы конкурентоспособности предприятия [2]

Главным образом повышению конкуренции выпускаемой продукции и оказываемых услуг способствуют факторы конкурентоспособности. К ним относятся:

  • качество продукции и услуг;
  • цена;
  • маркетинговая стратегия;
  • исследование рынка;
  • обслуживание [3]

Кратко опишем эти факторы:

  • качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые делают их способными удовлетворять предполагаемые или ожидаемые потребности в соответствии с их целевым назначением. Повышая качество продукции и услуг, предприниматели стимулируют дополнительный спрос на свою продукцию и услуги, тем самым повышая конкурентоспособность фирм.
  • цена относится к денежной стоимости товаров и услуг. Цена является не менее важным фактором повышения конкурентоспособности за счет диверсификации и умеренного снижения цен.
  • маркетинговая стратегия является одним из элементов общей стратегии компании, которая описывает, как компания должна использовать свои ограниченные ресурсы для максимизации долгосрочных результатов в плане увеличения продаж и прибыльности своей деятельности.
  • исследование рынка – это задача анализа рыночной ситуации и рыночных факторов с целью повышения конкурентоспособности фирмы.
  • сервис – это обслуживание клиентов, предоставляемое до, во время и после покупки товара или услуги. Улучшая качество обслуживания клиентов, предприниматели могут повысить доверие клиентов и, следовательно, повысить свою конкурентоспособность.

Результатом проведенного анализа актуальных научно-исследовательских публикаций по факторному анализу стала разработка анкеты по оценке влияния внешних и внутренних факторов на конкурентоспособность предприятия и проведение опроса ведущих специалистов в области проводимого исследования.

В ходе опроса были опрошены 22 человек, из которых 9,1% – ППС вуза, 13,6% – руководители, 54,5% – специалисты, 9,1% – предприниматели и 13,7% – другое. Из них 42,9% – относятся к унитарному государственному предприятию, 4,8% – к унитарному муниципальному предприятию, 14,3% – к индивидуальному частному предприятию, 19% – к акционерному обществу и 19% – к обществу с ограниченной ответственностью.

В таблице представлено количество участников, оценивающие по балльной шкале влияние внешних и внутренних факторов на конкурентоспособность предприятия, работающего в сфере ЖКХ в современных условиях и значимости групп и отдельных факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предприятия в сфере ЖКХ.

Таблица

Количество участников оценивающие влияние и значимость факторов

Факторы

10-балльная шкала

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Внешние

2

 

 

 

8

 

4

3

1

4

Внутренние

1

 

 

1

7

2

6

1

 

4

Ресурсные

1

 

1

 

4

4

2

1

 

9

Доступ к качественным материальным ресурсам

1

 

 

 

2

5

4

3

 

7

Оптимизация использования ресурсов

1

 

1

3

2

3

3

2

 

7

Обеспеченность современным оборудованием

1

 

 

2

2

3

5

2

1

6

Управленческие

1

 

 

 

3

5

4

3

3

3

Эффективность системы менеджмента компании

1

 

 

1

3

 

3

6

 

8

Уровень квалификации управленческого персонала

1

 

1

 

2

 

3

4

4

7

Организация бесперебойной поставки сырья, ресурсов

1

 

1

2

2

 

4

2

2

8

Рыночные

1

 

 

1

4

4

4

 

 

8

Качество предоставляемых услуг

1

 

 

 

4

2

3

1

2

9

Доступ к рынку ресурсов

1

 

1

 

4

2

3

5

1

5

Рейтинг предприятия на рынке ЖКХ

1

1

1

1

6

1

2

1

1

7

Стабильность политики ценообразования и налогообложения

1

 

1

3

1

3

4

1

3

5

Эффективность функционирования предприятия

1

 

 

1

3

3

2

3

1

8

Показатели доходности

1

 

 

1

2

3

3

1

2

9

Оптимизация издержек

1

 

 

4

2

3

5

 

1

6

Финансовая устойчивость

1

 

1

1

3

3

3

2

1

7

По итогам экспертной оценки можно сделать вывод, что внешние и внутренние факторы на конкурентоспособность предприятия, работающего в сфере ЖКХ в современных условиях, влияют одинаково. Оба факторы набрали по 142 балла. Это говорит о том, что конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия (рыночную эффективность, кадровый потенциал, уровень обслуживания), а с другой стороны – внешних по отношению к нему факторов (меры государственного воздействия, основные характеристики рынка).

Значимости групп и отдельных факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности предприятия в сфере ЖКХ: большинство экспертов, считают, что группы «Управленческие» и «Эффективность функционирования предприятия» имеют большую значимость в обеспечении конкурентоспособности предприятия в сфере ЖКХ. В нее входят такие факторы как: эффективность системы менеджмента компании; уровень квалификации управленческого персонала; организация бесперебойного поставки сырья, ресурсов; показатели доходности; оптимизация издержек; финансовая устойчивость.

В целом, исследование показывает, что для повышения конкурентоспособности предприятий в сфере ЖКХ необходима оптимизация использования ресурсов, обеспеченность современным оборудованием, организация бесперебойной поставки сырья и ресурсов, а также улучшение качества предоставляемых услуг.

Список литературы

  1. Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова. – М.: Ника-Центр, 2017. – 315 с.
  2. Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учеб. Пособие / Р.А. Фатхутдинов. – М.: ЭКСМО, 2005. – 544 с.
  3. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб.пособие / под ред. Т.Г. Философовой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. С. 58–59.

Поделиться

1015

Брянцева И. В., Широких А. А. Исследование конкурентоспособности предприятия и путей ее повышения в сфере ЖКХ // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.II.С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/6480-issledovanie-konkurentosposobnosti-predpriyat

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января