Главная
АИ #23 (153)
Статьи журнала АИ #23 (153)
Оценка конкурентоспособности и сравнительный анализ деятельности предприятий в с...

Оценка конкурентоспособности и сравнительный анализ деятельности предприятий в сфере ЖКХ

Автор(-ы):

Брянцева Ирина Витальевна

Широких Анастасия Альфредовна

9 июня 2023

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

конкурентоспособность
ЖКХ
анализ факторов
оценка конкурентоспособности

Аннотация статьи

В статье рассматривается система оценки конкурентоспособности предприятий в сферах ЖКХ в качестве методики оценки.

Текст статьи

Предлагаемый порядок оценки конкурентоспособности организаций жилищно-коммунального хозяйства включает 6 этапов, включая отбор показателей, сбор информации, установление критериальных значений, технико-экономические расчеты, сравнение с конкурентами и анализ факторов повышения конкурентоспособности.

Перечень предлагаемых показателей, характеризующих выделенные подсистемы представлен в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Показатели оценки подсистем, обеспечивающих конкурентоспособность организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства

Показатель

Формула расчета показателя

Условные обозначения

1. Управленческие показатели

1.1 Доля управленческого персонала (qуп)

АУП – административно-управленческий персонал;

 – среднесписочная численность

2. Маркетинговые показатели

2.1 Доля рынка ЖКУ (qжку)

Vорг – объем продаж организации;

 – объем продаж общий на рынке

3. Финансово-экономические показатели

3.1 Коэффициент текущей ликвидности тл)

ОА – оборотные активы;

КО – краткосрочные обязательства

3.2 Коэффициент автономности авт)

КиР – капитал и резервы;

Bбал – валюта баланса

3.3 Рентабельность услуг усл)

Пр – прибыль от реализации продукции;

Су – себестоимость услуг

4. Производственные показатели

4.1 Фондоотдача отд)

В – выручка;

 – среднегодовая стоимость ОС

5. Показатели качества

5.1 Объём ЖКУ, выполненных на конкурсной основе (VЖКУ)

ВЖКУ – выручка от ЖКУ на конкурсной основе;

 – общая выручка

5.2 Качество ЖКУ (КЖКУ)

n, m, k – количество потребителей услуг, давших соответственно, оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»

6. Показатели развития

6.1 Уровень диспетчеризации и автоматизации эксплуатационных и ремонтных процессов (Уавт)

Qобн – количество оборудования, работающего в автоматическом режиме;

 – общее количество оборудования

7. Трудовые показатели

7.1. Уровень заработной платы (Узпл)

 – средняя заработная плата по организации;

 – средняя заработная плата по отрасли

Расчет комплексного показателя конкурентоспособности организаций сферы жилищно-коммунальных услуг предлагается определять по формуле 1 средней взвешенной арифметической:

КЖКХ=0,2Коу+0,15Км+0,15Кф+0,1Кпр+0,16Кк+0,12Кр+0,12Ктр     (1)

где КЖКХ – коэффициент конкурентоспособности организации сферы жилищно-коммунального хозяйства;

Коу – оценка конкурентоспособности организационно-управленческой подсистемы;

Км – оценка конкурентоспособности маркетинговой подсистемы;

Кф – финансово-экономический потенциал;

Кпр – производственный потенциал;

Кк – оценка качества;

Кр – потенциал развития;

Ктр – трудовой потенциал;

0,2; 0,15; 0,15; 0,1; 0,16; 0,12; 0,12 – коэффициенты весомости подсистем Коу, Км, Кф, Кпр, Кк, Кр, Ктр соответственно.

При оценке конкурентоспособности важно рассматривать все приведенные подсистемы в совокупности. Оценка показателей, характеризующих конкурентоспособность организаций жилищно-коммунального хозяйства, должна осуществляться путем сравнения со среднеотраслевым (критериальным) значением или показателем основного конкурента. Среднеотраслевое значение того или иного показателя может быть принято на уровне среднего значения, сложившегося на муниципальном рынке жилищно-коммунальных услуг. Необходимо различать прямые и обратные показатели. Прямыми называются показатели, с ростом которых конечный результат улучшается, а для обратных – уменьшается. Весовые коэффициенты определяются экспертным способом.

Используя полученную величину комплексного показателя, можно определить уровень конкурентоспособности организации. Если величина показателя находится:

от 0 до 0,3 – неудовлетворительный уровень конкурентоспособности;

от 0,3 до 0,6 – удовлетворительный уровень конкурентоспособности;

от 0,6 до 0,8 – хороший уровень конкурентоспособности;

от 0,8 до 1 – высокий уровень конкурентоспособности.

Уровни конкурентоспособности организаций были заимствованы из научной статьи, автором которой является Хакимова Е.А. [1].

Далее по графической модели можно увидеть показатели конкурентоспособности сферы ЖКХ наиболее слабых и сильных сторон предприятия и из этого выявить слабые подсистемы, для того, чтобы разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности.

Проведем оценку конкурентоспособности предприятия по выше предложенной методике.

Она включает следующие подсистемы: организационно-управленческую, маркетинговую, финансово-экономическую, производственную, качества, развития и трудовую.

Ниже представлен расчет показателей ГУП «ЖКХ РС (Я)», характеризующих конкурентоспособность исследуемого предприятия за 2022 год.

1. Управленческие показатели

1.1 Доля управленческого персонала (qуп)

где АУП – административно-управленческий персонал;  – среднесписочная численность.

2. Маркетинговые показатели

где Vорг – объем продаж организации;  – объем продаж общий на рынке.

3. Финансово-экономические показатели

3.1 Коэффициент текущей ликвидности тл)

где ОА – оборотные активы; КО – краткосрочные обязательства.

3.2 Коэффициент автономности авт)

где КиР – капитал и резервы; Bбал – валюта баланса.

3.3 Рентабельность услуг усл)

где Пр – прибыль от реализации продукции; Су – себестоимость услуг.

4. Производственные показатели

4.1 Фондоотдача отд)

где В – выручка;  – среднегодовая стоимость ОС.

5. Показатели качества

5.1 Объём ЖКУ, выполненных на конкурсной основе (VЖКУ)

где ВЖКУ – выручка от ЖКУ на конкурсной основе;  – общая выручка.

5.2 Качество ЖКУ (КЖКУ)

где n, m, k – количество потребителей услуг, давших соответственно, оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Среди опрошенных оценку «отлично» дали 11 человек, «хорошо» - 10 чел. и «удовлетворительно» - 1 чел.

6. Показатели развития

6.1 Уровень диспетчеризации и автоматизации эксплуатационных и ремонтных процессов (Уавт)

где Qоб – количество оборудования, работающего в автоматическом режиме;  – общее количество оборудования

7. Трудовые показатели

7.1. Уровень заработной платы (Узпл), тыс. р.

где  – средняя заработная плата по организации;  – средняя заработная плата в муниципальном образовании.

Для определения эталонной (критериальной) значимости были произведены расчеты показателей, отражающих конкурентоспособность двух организаций: ГУП «ЖКХ РС (Я)» за период с 01.01.2020 по 31.12.2022 годы и АО «Теплоэнергосервис» за 2022 год. Результаты расчетов представлены в таблице (табл. 2).

Таблица 2

Значения и критерии показателей подсистем конкурентоспособности

Показатели конкурентоспособности 

АО «Теплоэнергосервис»

ГУП "ЖКХ РС (Я)"

Эталонный (критериальный) показатель

2022

2020

2021

2022

 

Управленческие показатели

0,15

Доля управленческого персонала

0,12

0,15

0,14

0,12

0,15

Маркетинговые показатели

0,67

Доля рынка

0,18

0,67

0,60

0,67

0,67

Финансово-экономические показатели

0,61

Коэффициент текущей ликвидности

1,42

1,10

1,00

0,99

1,42

Коэффициент автономности

0,06

0,33

0,32

0,27

0,33

Рентабельность услуг

0,06

0,06

0,06

0,02

0,06

Производственные показатели

0,74

Фондоотдача

0,74

0,65

0,63

0,64

0,74

Показатели качества

0,93

Объём ЖКУ, выполненных на конкурсной основе

0,74

0,95

0,96

0,94

0,96

Качество ЖКУ

   

0,89

0,89

Показатели развития

0,34

Уровень диспетчеризации и автоматизации эксплуатационных и ремонтных процессов

0,34

0,02

0,03

0,04

0,34

Трудовые показатели

0,71

Уровень заработной платы

0,66

0,69

0,71

0,70

0,71

Далее находим показатели конкурентоспособности Кn по формуле 2:

     (2)

Результаты расчета представлены в таблице (табл. 3).

Таблица 3

Результаты расчета показателей конкурентоспособности

Показатели конкурентоспособности

АО «Теплоэнергосервис»

ГУП «ЖКХ РС (Я)»

Управленческие показатели (Коу)

0,79

0,80

Маркетинговые показатели (Км)

0,27

1,00

Финансово-экономические показатели (Кф)

1,00

0,83

Производственные показатели (Кпр)

1,00

0,87

Показатели качества (Кк)

0,88

0,99

Показатели развития (Кр)

1,00

0,11

Трудовые показатели (Ктр)

0,93

0,99

Далее рассчитаем коэффициент конкурентоспособности ГУП «ЖКХ РС (Я)» по формуле 10.

КЖКХ=0,2Коу+0,15Км+0,15Кф+0,1Кпр+0,16Кк+0,12Кр+0,12Ктр=

=0,2∙0,8+0,15∙1+0,15∙0,83+0,1∙0,87+0,16∙0,99+0,12∙0,11+0,12*0,99=0,81

Соответственно, также рассчитаем АО «Теплоэнергосервис».

КЖКХ=0,2∙0,79+0,15∙0,27+0,15∙1+0,1∙1+0,16∙0,88+0,12∙1+0,12*0,93=0,82

Следовательно, исходя из расчетов, коэффициент конкурентоспособности для ГУП «ЖКХ РС (Я)» составляет 0,81, в то время как для АО «Теплоэнергосервис» – 0,82. Это свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности обоих предприятий.

Также, для оценки конкурентоспособности показателя и его продукции может быть использована методика, суть которой заключается в построении профилей конкурентоспособности, которые в графическом виде могут быть представлены в виде многоугольника. Метод «многоугольника конкурентоспособности» является достаточно простым, но в то же время эффективным, что делает целесообразным его применение для оценки конкурентоспособности показателей.

Таким образом, «суть данного метода – сравнительная оценка ключевых свойств товара фирмы и товаров конкурентов с последующей визуализацией результатов в форме многоугольника. Каждая вершина многоугольника представляет отдельную характеристику, по которой проводилось сравнение».

Для отображения многоугольника конкурентоспособности, учитывая весовые коэффициенты соответствующих параметров конкурентоспособности (см. рис.), необходимо создать диаграмму на основе информации, представленной в таблице (табл. 4).

Таблица 4

Показатели конкурентоспособности с учетом весовых коэффициентов

Показатели конкурентоспособности

АО «Теплоэнергосервис»

ГУП «ЖКХ РС (Я)»

Управленческие показатели

0,16

0,16

Маркетинговые показатели

0,04

0,15

Финансово-экономические показатели

0,15

0,12

Производственные показатели

0,10

0,09

Показатели качества

0,14

0,16

Показатели развития

0,12

0,01

Трудовые показатели

0,11

0,12

Далее изображен многоугольник конкурентоспособности двух конкурирующих предприятий.

Рис. Сравнительная оценка показателей методом многоугольника конкурентоспособности

Из рис. можно сделать вывод, что конкурентоспособность АО «Теплоэнергосервис» выше, чем у ГУП «ЖКХ РС (Я)», почти по всем показателям, кроме маркетинговых показателей и показателей качества. Наиболее высокие показатели у обеих организаций относятся к управленческим и показателям производства. Однако, АО «Теплоэнергосервис» имеет более высокие финансово-экономические показатели и показатели развития, что говорит организация более успешна в планировании и управлении своей деятельностью, а также более готова к развитию и инвестированию в свои проекты.

Список литературы

  1. Хакимова Е.А. Методические основы оценки конкурентоспособности организаций сферы ЖКХ // Вестник Челябинского государственного университета.

Поделиться

289

Брянцева И. В., Широких А. А. Оценка конкурентоспособности и сравнительный анализ деятельности предприятий в сфере ЖКХ // Актуальные исследования. 2023. №23 (153). Ч.II.С. 57-62. URL: https://apni.ru/article/6481-otsenka-konkurentosposobnosti-i-sravnitelnij

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня