Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы современности
Изучение древнерусского зодчества как фактор формирования исторического сознания...

Изучение древнерусского зодчества как фактор формирования исторического сознания у школьников с нарушением слуха

Автор(-ы):

Кораблева Любовь Витальевна

Пенин Геннадий Николаевич

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

русское зодчество
памятники архитектуры
живопись
скульптура
приобщение детей к искусству
слабослышащие дети
духовно-нравственное развитие
Ферапонтов монастырь
фрески
музей
экскурсия
презентация

Аннотация статьи

Авторы статьи знакомят нас с русским зодчеством и рассказывают о памятниках архитектуры X-XVI вв. Считают, что приобщать всех детей к искусству необходимо с раннего детства. А освоение православных ценностей является одним из средств духовно-нравственного развития личности ребенка именно с нарушением слуха. Приводят пример подробного знакомства с ансамблем памятников Ферапонтова монастыря XV – XVII веков, со стенописью Дионисия, филиалом Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Музей фресок Дионисия».

Текст статьи

Русское зодчество является одной из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. Русская архитектура X-XVI вв. – главный вид искусства, подчинивший и включивший в себя многие другие его виды, в первую очередь, живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры. Необходимость приобщения к искусству проистекает из внутренней потребности человека в высших духовных ценностях. Одной из историко-художественных ценностей такого рода для человечества в течение всей его истории было созерцание красоты в природе и в произведениях искусства. На наш взгляд, этому надо учить ребенка с раннего детства [4]. Освоение православных ценностей является одним из средств духовно-нравственного развития личности ребенка с нарушением слуха. Национальным достоянием России, его жемчужиной во все исторические эпохи был ансамбль памятников Ферапонтова монастыря XV – XVII веков вместе со стенописью Дионисия. В 2000 году этот ансамбль был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В настоящее время в нем располагается филиал Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Музей фресок Дионисия».

В России насчитывается всего 14 таких объектов. Ансамбль памятников Ферапонтова монастыря, основанный преподобным Ферапонтом в 1398 году, состоит из шести каменных построек XV – XVII вв., обнесенных каменной стеной XIX – XX вв. Главным является Собор Рождества Богородицы (1490 г.), в котором и находятся фрески известного московского иконописца Дионисия, выполненные мастером вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром (1502 г.).

Перед непосредственным обращением к изучению собора Рождества Богородицы, его оформлению, необходимо вспомнить с детьми, что храм отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, обозначающий небо. Купол завершается вверху главою, на которой ставится крест. Над входом или рядом располагается колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон собирает людей в храм.

Собор Рождества Богородицы стал первой каменной постройкой не только Ферапонтова монастыря (1490), но и всего Белозерского края. С помощью презентаций и видеофильмов можно показать детям, что собор Рождества Богородицы имеет легкие, стройные пропорции, подчеркнутые постановкой здания на подклете (нижний нежилой этаж, предназначенный для хозяйственных нужд). Завершается собор небольшим изящным барабаном (барабан – цилиндрическая или многогранная часть здания, которая служит основанием для купола). Особое внимание строители уделили западному фасаду, украсив его проходящим над цоколем дополнительным рядом керамических плит с изображением фантастических животных и заполнив кирпичным узорочьем все поле закомар. Закома́ра (от др. русского комара – свод) – в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены (прясла), воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. Другие фасады оформлены более скромно. Так, например, обрамление южного и северного порталов состоит из нескольких уступов кирпичной кладки. Но и здесь строители собора очень скупыми средствами, включив в кладку керамические балясины (невысокие фигурные столбики, поддерживающие перила ограждений, балконов, лестниц и т. д.; изготавливаются из дерева, камня, металла, мрамора и др.) придали порталам ту особую изысканность, которой отмечена вся архитектура собора. В позднейшее время облик собора сильно изменился.

Внутри православный храм обычно разделяется на части. Одна из них называется притвором и находится у западной части собора. В притворе и средней части располагаются молящиеся. Алтарь – передняя часть с престолом и жертвенником, там служат священники. Алтарь отделяется от храмового пространства иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим Царские Врата. Следует вспомнить с детьми, что икона – это образ, картина, на которой изображаются Иисус Христос, Богородица, ангелы (бестелесные духи), святые (личности, особенно чтимые в различных религиях за святость, благочестие, праведность). Внутри стены храма украшаются фресками (картинами, которые написаны на стенах).

Известный отечественный искусствовед П.П.Муратов отмечает, что «Главное чудо нашей художественной древности – Ферапонтов монастырь с фресками, каким-то счастьем почти целиком уцелевшими, подписанными именем Дионисия, с точной датой 1500 года. Край древней русской жизни, древней культуры, и фрески Дионисия нисколько в нем не случайны» [6]. Чудом сохранившаяся стенопись Дионисия была неизвестна до 1898 года. Фрески Ферапонтова монастыря никогда не переписывались – у монастыря, расположенного в глухом Белозерском крае, не было на это средств. По их первоначальному колориту можно судить о манере письма Дионисия. В.Н. Лазарев крупнейший исследователь византийского, древнерусского и итальянского искусства эпохи Возрождения, известный искусствовед, один из основоположников отечественного искусствознания отмечает значение работ Дионисия: «Творчество Дионисия сыграло огромную роль в истории древнерусской живописи... С Дионисием парадное, праздничное, торжественное искусство Москвы стало на Руси ведущим. На него начали ориентироваться все города, ему начали всюду подражать...» [5]. Это подтверждает и П.П. Муратов, подчеркивая, что «...после Дионисия древнерусская живопись создала много прекрасных произведений, но Дионисиева мерность и стройность уже никогда более не были ей возвращены» [8]. Фрески приведены мастером в строгую систему и образуют единую пространственно-развернутую икону.

С неслышащими детьми следует обсудить, чем отличается живопись Дионисия от живописи других мастеров, например, Феофана Грека, Андрея Рублева и других. Обратить внимание школьников на композиции работ Дионисия, которые торжественны, нежны и светлы, фигуры на них грациозно удлинены, лики святых красивы. Спросить у детей, какие чувства они испытывают, глядя на легкие и радостные творения Дионисия.

Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря являются самым значительным его творением. Надпись, расположенная на поверхности арки северного входа собора, сообщает о времени создания (1502 г.) и сроках исполнения росписи (34 дня). В Ферапонтовом монастыре Дионисий работал не один, а с сыновьями и подмастерьями. Впоследствии он воспитал несколько учеников, которые продолжали творить в духе великого иконописца.

Прославленный иконописец создал великий гимн житию Богородицы: светлое, возвышенное настроение пронизывает все фрески, нежные, чистые краски льются из каждого уголка собора. Преобладающие тона – зеленоватые, золотистые, сиреневые и белые. По мнению И.Даниловой «…благодаря Дионисию белый цвет обрел свое звучание в древнерусском искусстве» [3]. Это самый полный цикл древнерусских фресок, посвященный Богоматери, исполненный с удивительным для русского Средневековья лиризмом.

Росписи, насчитывающие почти 300 сюжетов и изображений отдельных персонажей, занимают почти все поверхности стен, сводов, столпов оконных и дверных откосов. Росписи выполнены в смешанной технике. В них последовательно проведена идея посвящения храма Богоматери. Именно поэтому следует обратить внимание детей в большей степени именно на фрески, изображающие Богородицу, раскрыть их содержание. Центральное место занимает композиция «Рождество Богородицы». Фрески представляют также темы «Рождество и омовение Марии», «Сон Марии», «Ласкание Марии». Каждый входящий может созерцать сцены детства Марии: новорожденную купают, укладывают, ласкают. Особенно трогателен последний сюжет. Анна нежно прижимает к себе крошечную дочку, а Иоаким бережно прикасается к ее пальчикам. Голубые, травянисто-зеленые, розовые, красные (хотя киноварь поблекла от времени) цвета сливаются в ликующий хор, славящий Богородицу.

 Внутри собора, посвященные Богоматери сцены занимают наиболее ответственные места. На внутренних гранях восточных столпов размещены четыре композиции «Благовещения», они продолжаются и на внутренних гранях западных столпов. Раскрывает тему посвящения собора Рождества Богородицы древнейшая иллюстрация Акафиста (хвалебное песнопение в честь Иисуса Христа, Богородицы, святых или какого-либо праздника). На фресках представлено живописное переложение песнопения. Этот гимн был написан в VI веке византийским церковным поэтом Романом Сладкопевцем. В 25 строфах Акафиста он прославляет Богоматерь, Христа и чудо Боговоплощения. Каждая вторая строфа содержит поэтическое уподобление, представляющее Богородицу то как «свечу, сущим во тьме явльшуюся», то как «звезду, являющую Солнце»… Все эти поэтические сравнения Дионисий сумел передать в живописных образах, создав самое совершенное художественное воплощение прославленного гимна.

 На стенах храма имеются фрески «Богородица с Младенцем на троне», многофигурные композиции «Покров Богородицы», «О Тебе радуется», «Что Ти принесем, Христе?».

В алтаре изображены святители (торжественное название высших лиц в церковной иерархии, архиереев) с литургическими текстами в руках и дьяконы, поклоняющиеся Младенцу. В приделе святителя Николая, представлены сцены рождества и крещения Иисуса. В куполе собора изображен Христос Вседержитель, под ним – Архангелы (высшие Ангелы) и праотцы. Праотцы – это разряд святых ветхозаветной церкви, почитаемых в христианстве: библейские патриархи, родители Богородицы Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. В верхней части храма изображены евангелисты. Они являются авторами четырех канонических Евангелий (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна). На западной стене – «Страшный Суд». На столбах изображены воины-мученики (мученики – в христианстве разряд святых, прославляемых за мученическую смерть во имя веры). В алтарных апсидах помещен образ Иоанна Предтечи (прославляется Церковью как «ангел и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас»), образы Рождества Богородицы и Деисуса. Церковный смысл деисусного чина состоит в том, что Иисус Христос сидит на престоле, готовясь судить людей за их многочисленные грехи, а близкие умоляют его быть снисходительным и милосердным. Само греческое слово «деисус» означает в переводе на русский язык «моление» или «прошение». Иконы этого чина раскрывают темы спасения человеческого рода и грядущего Царствия Небесного.

Расположение фресок на стенах соответствует круговороту времени, когда в ходе богослужений чередуются все события евангельской истории. Ежегодно празднуется Рождество Богоматери; каждый год вместе с весенним обновлением природы Христос торжествует над смертью, а с наступлением зимы волхвы торопятся к божественному младенцу. «Все возвращается на круги своя», и в этом видится утешительный залог вечной жизни человека и человечества.

В живописный ансамбль входят и иконы иконостаса собора, написанные одновременно со стенными росписями. 16 икон деисусного ряда, 7 икон пророков и 2 местные иконы находятся в настоящее время в Третьяковской галерее, Русском музее и Кирилло-Белозерском музее.

Непосредственная экскурсия в Ферапонтов монастырь благодатно отражается в душе каждого посетителя. Однако даже заочная экскурсия с использованием презентаций или видеофильма, фотоальбомов, а также иллюстрированного художественного словаря может дать школьникам с нарушением слуха достаточно полное представление об этом замечательном памятнике древнерусской архитектуры. Трудно назвать другой памятник древнерусского искусства, знакомство с которым было бы столь светлым и радостным. 

Список литературы

  1. Бриллиантов И.И. Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени его основания. 1398-1898. – СПб. 1898; Репринтное издание. М., 200
  2. Власов В.Г. Художественный иллюстрированный словарь. – СПб.: АО Икар, 1983.
  3. Данилова И. Фрески Ферапонтова монастыря. Дионисий. – М., 2000.
  4. Кораблева Л.В. Неслышащие в мире петербургской архитектуры // Образовательная интеграция детей с особыми потребностями: социокультурные стратегии и перспективы: Материалы XVI Международной конференции: «Ребенок в современном мире. Детство и социокультурная прогностика». – СПб.: Издательство СПб ГТУ, 2009.
  5. Лазарев В.Н. Дионисий и его школа // История русского искусства. Т. III. – М., 195
  6. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. – М., 1974.
  7. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. – М.: Айрис-Пресс, 2005.

Поделиться

1929

Кораблева Л. В., Пенин Г. Н. Изучение древнерусского зодчества как фактор формирования исторического сознания у школьников с нарушением слуха // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 82-86. URL: https://apni.ru/article/649-izuchenie-drevnerusskogo-zodchestva-kak-faktor

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля