Патриотическое воспитание в современных условиях в нашем государстве является и признано главным в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Патриотическое воспитание является одной из наиболее важных и сложных по организации сфер воспитания. В процессе воспитания формируются ценности, личные качества необходимые молодому поколению для жизнедеятельности в условиях современного общества.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная работа по формированию у студентов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Показателем уровня патриотического воспитания студентов является их желание участвовать в патриотических мероприятиях, знание и выполнение социокультурных традиций, уважение к историческому прошлому своей страны и деятельности предшествующих поколений, желание защищать свою страну, желание работать не только для удовлетворения своих потребностей, но и для процветания Отечества.
Активная жизненная позиция личности студента, говорящая о ее социальной зрелости, отражает, прежде всего, чувства ответственности и тревоги за дела общества [2].
Гражданский долг проявляется в отношении человека к своим правам и обязанностям. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время.
В высших образовательных учреждениях происходит непосредственная подготовка к самостоятельной жизни молодежи, развитие навыков и умений, позволяющих делать осознанный выбор, отличать истинные жизненные ценности. Формирование патриотизма происходит в соответствии с принципом преемственности. Студентов – бывший школьник, получивший основы патриотического воспитания в школе, продолжает совершенствовать полученные знания и опыт в высшей школе [1].
Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493, основными целями развития и совершенствования системы патриотического воспитания определены следующие: «Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». Программа является продолжением государственных программ 2001-2005гг., 2006-2010 гг. и 2011-2015 гг., которая сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации [3].
В Проекте Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание определяется как «система мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [4].
Принципы патриотического воспитания [1]:
– духовность, проявляющаяся в формировании у студента смысложизненных духовных ориентаций, интеллигентности и образа мысли российского гражданина;
– демократизм, основанный на педагогике сотрудничества;
– конкурентоспособность, предполагающая формирование личности, способной к динамичной социальной мобильности;
– толерантность (терпимость) к мнениям других людей, учет их интересов; индивидуализация, заключающаяся в проявлении своих индивидуальных особенностей;
– гуманизм к объектам воспитания; вариативность, включающая многообразие форм, методов и технологий по реализации данной программы, нацеленные на развитие собственных взглядов, подходов, ценностей.
Новое время требует от образовательных учреждений высшего профессионального образования разработки (применения) современных технологий образовательно–воспитательной практики, которые бы соответствовали природе патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия.
Одним из эффективных направлений работы вуза является патриотическое воспитание студентов через организацию краеведческой деятельности.
Краеведческая деятельность предполагает организацию поисково-исследовательской работы, посещение музеев, выставок, проведение краеведческих викторин, подготовку публикаций. Краеведческая деятельность является ведущей при формировании исследовательских умений в процессе патриотического воспитания.
Примером деятельности по формированию патриотизма может служить созданный в 2005г. в ГОУ ВО МО «ГГТУ» центр «Патриот». К основным направлениям работы центра относятся:
– работа поискового отряда в рамках всероссийского;
– археологическая работа студентов;
– выступления с докладами на конференциях;
– организация работы выставок находок поискового и археологического отрядов;
– выступления членов центра в средних общеобразовательных школах города.
Центр охватывает молодежь с 1 по 5курсы университета и помимо выездной работы включает в себя научно-исследовательскую деятельность студентов.
Начинается учебно-исследовательская деятельность уже на первом курсе с формирования у студентов простейших навыков работы с научной литературой, когда им поручается подготовить небольшие сообщения по тем или иным темам изучаемых предметов, сопоставляя различные точки зрения, представить вышедшие из печати новые книги. Кураторами данной работы выступают как преподаватели, так и студенты старших курсов.
С первого курса происходит формирование специальных исследовательских профессиональных навыков, углубление знаний процедуры исследования, выбора адекватных целям методов исследования. Усложняются задачи и формы учебно-исследовательской деятельности. К третьему курсу деятельность студентов приобретает все более ярко выраженный творческий характер.
Стало хорошей традицией каждой весной по результатам работы центра проводить студенческую научно-практическую конференцию с показом презентаций и конкурса докладов для студентов первых – третьих курсов. По итогам издается сборник студенческих работ, а лучшие отправляются на Всероссийские и Международные конкурсы.
Таким образом, исследовательская студенческая деятельность, позволяющая студентам проявить себя, продемонстрировать достигнутый результат. В этом случае деятельность становится источником саморазвития и обеспечивает эффективность процесса становления личности. Студенты расширяют теоретические и практические знания, формируют умения и опыт вырабатывать собственное мнение, совершенствуют культуру речи. Результаты работы в этом направлении показали, что научно-исследовательская поисковая краеведческая деятельность является эффективной формой патриотического воспитания с молодежью, способствующая развитию у студентов патриотизма, нравственных ценностей, коммуникативных, социально-личностных компетенций.