Исследования современного состояния профессиональных отношений между участниками производственного процесса в качестве основополагающего компонента выявляют экономико-социальный компонент – владение основами экономики в целом, и экономической культурой субъектов, проявляющейся в экономической и финансовой грамотности, в частности, и что позволяет успешно адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям общества.
Общее понимание феномена экономической культуры опирается на родовое понятие «культура», подразумевающее все, что создано человеком, не каждым по отдельности, а человеческим обществом в целом: материальные блага и способы их производства, социальные нормы и модели поведения, моральные ценности, религиозные верования, научные теории, т.е., все, чем мы пользуемся в обычной жизни – как материальное, так и духовное. Причем, материальные блага и способы их производства так или иначе связаны с хозяйственной жизнью общества и представляют собой проявления экономической культуры того или иного социума.
Как общество, так и отдельная личность, с её способностями, интересами, потребностями, мышлением определяют развитие экономической культуры, экономических взаимоотношений, экономической коммуникативности.
Экономическая культура выступает составляющей частью общей культуры и рассматривается по отношению:
- к обществу в целом – ценности и мораль;
- к конкретному производству – трудовая этика;
- к отдельной личности – специальные знания и нормы поведения.
Бытовой понимание экономической культуры проявляется в субъектности личности, как потребителя и производителя, продавца и покупателя; работника и работодателя и собственника, предпринимателя, налогоплательщика и т.д. Исполняя, каждую из этих ролей он вступает в экономические отношения с другими людьми.
Феномен экономической культуры находит отражение в педагогических, культурологических, социологических, экономических, психологических исследованиях, т.к., является полинаучным понятием.
Общее понимание экономической культуры в обобщенном представлении определяется как комплексное понятие, включающее в себя культуру производства, распределения, обмена и потребления [3].
Как личностное образование, экономическая культура рассматривается в совокупности развития экономического мышления, системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению индивидуальных экономических потребностей [2]. Как компонент саморазвития личности, опирающейся на мотивы поведения, убеждения, в процессе которого она/личность поднимается на новую, более высокую свободу в экономической деятельности.
С точки зрения социологической науки [1], экономическая культура вышепредставленные компоненты дополняются морально-этической составляющей. В ряде исследований развитие экономической культуры социума обусловлено культурно-цивилизационными особенностями развития институциональной системы государства [7].
С точки зрения культурологи, экономическая культура отражает качество культуросозидающей деятельности, сохраняет все главные признаки родового понятия «культура»: общечеловеческий характер, конкретную историческую обусловленность, непрерывность и всеобщность. В то же время экономическая культура представляет собой своеобразную, специфическую форму и вид культуры [4].
В педагогической науке феномену экономической культуры уделяется внимание с точки зрения развития личности с привитием ей ценностных ориентаций и действий в системе экономических отношений [5].
Как было представлено выше, экономическая культура личности представляет собой индивидуальный способ восприятия и принятия экономической реальности и выражается в способе интеграции личности в экономическую систему общества, проявляющееся в основных признаках:
- экономические знания,
- экономические ценностные ориентации и нормы,
- экономическое поведение (стереотипы и установки).
Структурирование экономической культуры определяется формами экономической деятельности [6]:
- Культура производства.
- Культура потребления.
- Культура обмена.
- Культура распределения.
Исходя из определения экономической культуры, определим, что она выступает, как обобщенный экономический опыт человека, наполняет содержанием экономическую свободу и творчество в условиях рынка и обеспечивает реальность выбора экономического поведения. Вместе с тем экономическая культура предлагает формы осуществления человеком его свободных творческих усилий именно в сфере экономики.
Остановимся на рассмотрении функции и элементов экономической культуры.
Функции экономической культуры, направленные на формирование и функционирование экономической системы:
Коммуникативная – обеспечивающая преемственность экономического опыта.
Нормативно-регулирующая – направленная на обеспечение устойчивости экономической жизни путем систематизации экономического поведения.
Инновационная – проявляющаяся в способности к восприятию новых элементов культурного опыта, благодаря этому образуются новые формы хозяйствования, обеспечивающие ее саморазвитие и развитие экономических институтов при одновременном сохранении основных базовых ценностей.
Интеграционная - осуществляется, с одной стороны, через социализацию молодых поколений, трансляцию им укоренившихся в экономической культуре ценностей и образцов поведения, с другой – благодаря существующим экономическим ценностям, идеалам, нормам, традициям, привычкам экономическая культура вызывает определенный консенсус в обществе, согласования между различными субъектами экономического процесса.
Ценности экономической культуры рассмотрим в таблице, представленной ниже.
Таблица
Ценности экономической культуры
Наименование |
Содержание |
---|---|
Экономические ценности |
общепринятые представления относительно целей, к которым должен стремиться человек в экономической деятельности. Они функционируют в форме идеала, основных принципов мышления и являются идеальными критериями оценки экономических событий, явлений и процессов. Экономические ценности содержат преимущества относительно таких понятий, как богатство, деньги, средства приобретения доходов. |
Экономические идеалы |
произведенные экономическим сознанием и имеющимися в нем представления о совершенстве в сфере экономической жизни. Поэтому они не являются полностью достижимыми, но представляют собой мечту и образец, к которому стремятся люди. |
Экономические нормы |
общие шаблоны, которые регулируют экономическое поведение в определенном направлении. Это система поведенческих ожиданий того, как люди должны действовать в экономической сфере. |
Экономические стереотипы |
упрощенные, схематичные, деформированные и ценностно-ориентированные представления об экономических объектах, явлениях и процессах. |
Обобщая вышеизложенное в статье, сформулируем определенные выводы:
- Экономическая культура выступает качественной характеристикой развития личности или группы.
- Экономическая культура отражает состояние экономического сознания и поведения людей, определяет их адаптивные и творческие возможности.
- Экономическая культура личности формируется в процессе общественно-экономической практики и приводит к образованию устойчивых норм и правил экономического взаимодействия, способствующих передаче накопленного опыта.