Экономическая культура будущего инженера как педагогический феномен

Автор(-ы):

Быкова Светлана Алексеевна

Ситникова Светлана Юрьевна

14 июня 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

культура
экономическая культура
личность
общество
социум

Аннотация статьи

В представленной статье авторами анализируется феномен экономической культуры, его полинаучные понятия и характеристики. Феномен экономической культуры исследуется с опорой на родовое понятие «культура», подразумевающее все, что создано человеком, не каждым по отдельности, а человеческим обществом в целом: материальные блага и способы их производства, социальные нормы и модели поведения, моральные ценности, религиозные верования, научные теории, т.е. все, чем мы пользуемся в обычной жизни – как материальное, так и духовное.

Текст статьи

Исследования современного состояния профессиональных отношений между участниками производственного процесса в качестве основополагающего компонента выявляют экономико-социальный компонент – владение основами экономики в целом, и экономической культурой субъектов, проявляющейся в экономической и финансовой грамотности, в частности, и что позволяет успешно адаптироваться к изменившимся социально-экономическим условиям общества.

Общее понимание феномена экономической культуры опирается на родовое понятие «культура», подразумевающее все, что создано человеком, не каждым по отдельности, а человеческим обществом в целом: материальные блага и способы их производства, социальные нормы и модели поведения, моральные ценности, религиозные верования, научные теории, т.е., все, чем мы пользуемся в обычной жизни – как материальное, так и духовное. Причем, материальные блага и способы их производства так или иначе связаны с хозяйственной жизнью общества и представляют собой проявления экономической культуры того или иного социума.

Как общество, так и отдельная личность, с её способностями, интересами, потребностями, мышлением определяют развитие экономической культуры, экономических взаимоотношений, экономической коммуникативности.

Экономическая культура выступает составляющей частью общей культуры и рассматривается по отношению:

  • к обществу в целом – ценности и мораль;
  • к конкретному производству – трудовая этика;
  • к отдельной личности – специальные знания и нормы поведения.

Бытовой понимание экономической культуры проявляется в субъектности личности, как потребителя и производителя, продавца и покупателя; работника и работодателя и собственника, предпринимателя, налогоплательщика и т.д. Исполняя, каждую из этих ролей он вступает в экономические отношения с другими людьми.

Феномен экономической культуры находит отражение в педагогических, культурологических, социологических, экономических, психологических исследованиях, т.к., является полинаучным понятием.

Общее понимание экономической культуры в обобщенном представлении определяется как комплексное понятие, включающее в себя культуру производства, распределения, обмена и потребления [3].

Как личностное образование, экономическая культура рассматривается в совокупности развития экономического мышления, системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворению индивидуальных экономических потребностей [2]. Как компонент саморазвития личности, опирающейся на мотивы поведения, убеждения, в процессе которого она/личность поднимается на новую, более высокую свободу в экономической деятельности.

С точки зрения социологической науки [1], экономическая культура вышепредставленные компоненты дополняются морально-этической составляющей. В ряде исследований развитие экономической культуры социума обусловлено культурно-цивилизационными особенностями развития институциональной системы государства [7].

С точки зрения культурологи, экономическая культура отражает качество культуросозидающей деятельности, сохраняет все главные признаки родового понятия «культура»: общечеловеческий характер, конкретную историческую обусловленность, непрерывность и всеобщность. В то же время экономическая культура представляет собой своеобразную, специфическую форму и вид культуры [4].

В педагогической науке феномену экономической культуры уделяется внимание с точки зрения развития личности с привитием ей ценностных ориентаций и действий в системе экономических отношений [5].

Как было представлено выше, экономическая культура личности представляет собой индивидуальный способ восприятия и принятия экономической реальности и выражается в способе интеграции личности в экономическую систему общества, проявляющееся в основных признаках:

  • экономические знания,
  • экономические ценностные ориентации и нормы,
  • экономическое поведение (стереотипы и установки).

Структурирование экономической культуры определяется формами экономической деятельности [6]:

  • Культура производства.
  • Культура потребления.
  • Культура обмена.
  • Культура распределения.

Исходя из определения экономической культуры, определим, что она выступает, как обобщенный экономический опыт человека, наполняет содержанием экономическую свободу и творчество в условиях рынка и обеспечивает реальность выбора экономического поведения. Вместе с тем экономическая культура предлагает формы осуществления человеком его свободных творческих усилий именно в сфере экономики.

Остановимся на рассмотрении функции и элементов экономической культуры.

Функции экономической культуры, направленные на формирование и функционирование экономической системы:

Коммуникативная – обеспечивающая преемственность экономического опыта.

Нормативно-регулирующая – направленная на обеспечение устойчивости экономической жизни путем систематизации экономического поведения.

Инновационная – проявляющаяся в способности к восприятию новых элементов культурного опыта, благодаря этому образуются новые формы хозяйствования, обеспечивающие ее саморазвитие и развитие экономических институтов при одновременном сохранении основных базовых ценностей.

Интеграционная - осуществляется, с одной стороны, через социализацию молодых поколений, трансляцию им укоренившихся в экономической культуре ценностей и образцов поведения, с другой – благодаря существующим экономическим ценностям, идеалам, нормам, традициям, привычкам экономическая культура вызывает определенный консенсус в обществе, согласования между различными субъектами экономического процесса.

Ценности экономической культуры рассмотрим в таблице, представленной ниже.

Таблица

Ценности экономической культуры

Наименование

Содержание

Экономические ценности

общепринятые представления относительно целей, к которым должен стремиться человек в экономической деятельности. Они функционируют в форме идеала, основных принципов мышления и являются идеальными критериями оценки экономических событий, явлений и процессов.

Экономические ценности содержат преимущества относительно таких понятий, как богатство, деньги, средства приобретения доходов.

Экономические идеалы

произведенные экономическим сознанием и имеющимися в нем представления о совершенстве в сфере экономической жизни. Поэтому они не являются полностью достижимыми, но представляют собой мечту и образец, к которому стремятся люди.

Экономические нормы

общие шаблоны, которые регулируют экономическое поведение в определенном направлении. Это система поведенческих ожиданий того, как люди должны действовать в экономической сфере.

Экономические стереотипы

упрощенные, схематичные, деформированные и ценностно-ориентированные представления об экономических объектах, явлениях и процессах.

Обобщая вышеизложенное в статье, сформулируем определенные выводы:

  1. Экономическая культура выступает качественной характеристикой развития личности или группы.
  2. Экономическая культура отражает состояние экономического сознания и поведения людей, определяет их адаптивные и творческие возможности.
  3. Экономическая культура личности формируется в процессе общественно-экономической практики и приводит к образованию устойчивых норм и правил экономического взаимодействия, способствующих передаче накопленного опыта.

Список литературы

  1. Борануков А.В. Современная экономическая парадигма как социокультурная поколенческая проблема // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №1. С. 391-396.
  2. Дорофеев Е. М. Педагогические условия формирования экономической культуры в процессе развития самоконтроля кадетов Навигацкой школы морского вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2018. №3.
  3. Найденова Т. А., Швецова И. Н. Экономическая культура: сущность и содержание // Человек. Культура. Образование. 2022. №3 (45).
  4. Насыров А. Р. Экономическая культура как способ экономической деятельности // Социально-гуманитарные знания. 2013. №10.
  5. Росенко Н. И. К вопросу теоретико-методологического основания системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов // Вестник Марийского государственного университета. 2018. №1
  6. Семенова Н. Б. Структура экономической культуры личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2010. №4.1.
  7. Усов В. Н. Влияние культурно-цивилизационных особенностей России на экономическую культуру // Социально-гуманитарные знания. 2013. №11.

Поделиться

433

Быкова С. А., Ситникова С. Ю. Экономическая культура будущего инженера как педагогический феномен // Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июня 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 27-30. URL: https://apni.ru/article/6521-ekonomicheskaya-kultura-budushchego-inzhenera

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа