Проблема ценностного самоопределения личности

Автор(-ы):

Власенко Юлия Игоревна

15 июня 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

личность
ценностное самоопределение
ценностный выбор
внутренний диалог
межличностный диалог
субъект ценностной регуляции

Аннотация статьи

В статье рассматриваются причины нарушений ценностного самоопределения. Выделены два его типа, связанные с нарушением внутреннего диалога. При нарушении внутреннего диалога механизмом реализации ценностного самоопределения являются неконструктивные стратегии переживания. В качестве условия становления человека субъектом ценностной регуляции рассматривается обнаружение внутренних духовно-нравственных ценностей, оснований ценностного самоопределения. Обосновывается положение о том, что актуализация внутреннего диалога является необходимым условием ценностного самоопределения. Для осуществления ценностного самоопределения необходимо разрешение внутреннего конфликта с «духовным Я». Восстановление внутреннего диалога приводит к обнаружению безусловных нравственных ценностно-смысловых ориентиров как оснований процесса оценки и согласования, упорядочивания, оформления несогласованных ценностных структур. Межличностный диалог рассматривается как процесс актуализации внутреннего диалога. Работа выполнена в рамках духовно-ориентированного подхода Т. А. Флоренской.

Текст статьи

Проблема ценностного самоопределения является одной из центральных проблем психологии как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Ценностное самоопределение традиционно рассматривается как присвоение социокультурных моральных норм, ориентация на моральные ценности общества и формирование на их основе системы личностных ценностей человека. Процесс ценностного самоопределения понимается как сознательная ориентация в ценностно-смысловой сфере. Подчеркивается активный характер процесса присвоения социокультурных моральных норм как активного определения, выявления значимых для человека ценностей и его содержательная вариативность. Психологическим механизмом ценностного самоопределения является отражение личностных смыслов и их выбор, включающий принятие решения об их приемлемости для себя и реализацию принятого решения. Результатом ценностного самоопределения является формирование личностных ценностей, интегрированных в мотивационную структуру личности, имеющих мотивирующую функцию. Под личностными ценностями понимают ценности, в соответствии с которыми человек поступает, которые реализует в жизни. Кроме личностных ценностей выделяют рефлексивные ценностные представления или ценностные конструкты сознания – ценности, осознаваемые человеком. Личные ценности человека могут быть согласованы с рефлексивными ценностными представлениями (между тем как человек живет, и тем, какие ценности он считает важными, значимыми для себя, нет разрыва), а могут быть рассогласованы (исследователи обращают внимание, что в результате нарушения ценностного самоопределения может возникнуть разрыв между ценностями, которыми человек руководствуется в своей жизни, и ценностными представлениями, не всегда и не вполне соответствующими реальным ценностям человека, т. е. являющимися скорее декларативными). Выделяется несколько причин нарушения ценностного самоопределения:

  • недостаточно устоявшаяся и плохо структурированная система личностных ценностей и/или недостаточно развитая рефлексия не позволяют человеку адекватно определить реальную роль и значимость тех или иных ценностей в его жизни;
  • значимость тех или иных ценностей может субъективно преувеличиваться или преуменьшаться под действием механизмов стабилизации самооценки и психологической защиты;
  • причиной рассогласований может выступить наличие в сознании человека самых разных ценностных представлений.

В качестве одной из причин нарушения ценностного самоопределения выделяется недостаточно устоявшаяся, плохо структурированная структура ценностной сферы, наличие в сознании человека самых разных ценностных представлений; в качестве второй причины можно назвать процесс, приводящий к недостаточной структурированности ценностной сферы – неразвитая рефлексия. Однако не только недостаточная, но и высокая структурированность ценностной сферы может быть причиной нарушения ценностного самоопределения. Ценностная сфера может характеризоваться высокой степенью структурированности, и при этом ценностное самоопределение может быть неудачным. Воспользовавшись психологическим опытом, выраженным в отечественной художественной литературе, можно в качестве примера привести Иудушку Головлева, Н. Ставрогина или любого из тех, на кого стремился походить Р. Раскольников. Ценностная сфера в этих случаях структурирована, доминирует одна страсть, которой человек охвачен, предмет этой страсти стал для человека высшей ценностью. Ценностное самоопределение бывает неудачным не только при неразвитой, но и при весьма развитой рефлексии. Иллюстрацией может послужить герой известного произведения Ф. М. Достоевского «Человек из подполья», обладающий гипертрофированно развитым сознанием. По словам М. М. Бахтина, «о герое «Записок из подполья» нам буквально нечего сказать, чего он не знал бы уже сам: его типичность для своего времени и для своего социального круга, трезвое психологическое или даже психопатологическое определение его внутреннего облика, характерологическая категория его сознания, его комизм, его трагизм, все возможные моральные определения его личности и т. п. – все это он, по замыслу Достоевского, отлично знает сам и упорно и мучительно рассасывает все эти определения изнутри». В высшей степени развитое самосознание и высокий уровень рефлексии характерны и для героев других произведений Ф. М. Достоевского: Ставрогина, Ивана Карамазова. Действительно ли развитой рефлексии, высокого уровня самопонимания достаточно для того, чтобы человек стал субъектом психологических изменений в собственной жизни?

Необходимо отметить, что исследователи подчеркивают операциональные, функциональные аспекты ценностного самоопределения: структурированность ценностной сферы, согласованность ценностей, интегрированность ценностей в мотивационные структуры, приобретение ими мотивирующей функции, высокий уровень рефлексии, упуская из виду содержательные аспекты ценностного самоопределения. Понимание феномена постепенно сдвигается в сторону игнорирования содержательной стороны и подчеркивания формальных аспектов. При этом соответствие личностных ценностей собственным ценностным представлениям и структурированность ценностной сферы становятся критериями успешности процесса ценностного самоопределения. Нарушение ценностного самоопределения может наблюдаться и в случае высокой согласованности между рефлексивными ценностными представлениями и личными ценностями человека. Нередко человек выстраивает свою жизнь в соответствии со своими ценностными представлениями, руководствуется ими, но при этом не следует значимым для себя ценностям, выстраивая свою жизнь в соответствии с менее значимыми. В этом случае наблюдается разрыв между глубинными ценностями человека, с одной стороны, и между рефлексивными ценностными представлениями, которыми руководствуется человек в своей жизни. Имеет место нарушение ценностного самоопределения, при котором личностные ценности человека формируются как противоположные его глубинным ценностям. Такое расхождение между значимыми для человека ценностями, с одной стороны, и его рефлексивными ценностными представлениями и ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни, с другой стороны, осталось за рамками внимания исследователей. Подчеркивается активный характер ценностного самоопределения, которое предполагает активность человека по оценке своих ценностей. Для осуществления ценностного самоопределения человеку необходимо, по замечанию Д. А. Леонтьева, стать не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, но субъектом, который способен оценивать собственные ценности. Обнаружить критерии осмысления и осознания своих смысловых образований, ценностей, находящихся в хаотичном состоянии, при опоре на них же самих проблематично. Для того чтобы стать субъектом, способным оценивать собственные ценности, необходимо обрести устойчивую ценностную перспективу оценки. Человек оказывается перед необходимостью осознания базовых, мировоззренческих предпосылок и оснований формирования ценностей. Каким образом может человек стать таким субъектом? Процесс ценностного самоопределения – трудный предмет для рассмотрения, и актуальным является поиск адекватного метода его исследования. Ценностное самоопределение не сводится к рассудочному, логическому обоснованию некоторых ценностей как подлинных и выбору их, неоправданно сводить этот процесс к деятельности по рациональной оценке мотивационных тенденций, ценностей, намерений; его нельзя отделять от реальной жизнедеятельности личности.

Перед необходимостью реального ценностного самоопределения и значимого ценностного выбора человек оказывается в критических жизненных ситуациях; ценностное самоопределение осуществляется в переживании жизненного кризиса. Адекватным предмету методом исследования является воссоздание конфликтов в становлении субъектности, того перелома, в котором рождается субъект поведения. Поскольку ценностное самоопределение происходит в напряженных для человека кризисных ситуациях, связанных с болью, страданием, трудным нравственным выбором, постольку при организации эксперимента, в котором моделировался бы реальный ценностный выбор, встает вопрос об этичности подобного эксперимента. Однако в кризисных жизненных ситуациях человек нередко обращается за помощью к психологу. Многое в понимании происходящих процессов может дать анализ конкретных случаев оказания психологической помощи лицам, находящимся в кризисной ситуации и осуществляющим ценностное самоопределение. Выбор, принятие решения, поступок человека, личностное становление с трудом поддаются объяснению в рамках причинно-следственного или системно-структурного подходов. Такие подходы не предназначены для изучения становления, они проходят мимо неопределенности, свободного выбора, интерпретируя их в терминах определенности. Направление, предметом которого была бы «подлинная жизнь личности», совершающаяся как бы в точке этого несовпадения человека с самим собою, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть, определить и предсказать помимо его воли, нуждается в иной методологии. Каким образом можно исследовать «несовпадение человека», прерывание определенной линии развития, становление свободной личности человека. Исследования в области ценностей смыслов, по замечанию Б. С. Братуся, требуют подхода, в котором ученый должен выйти из позиции наблюдателя за внутренней борьбой в человеке в область этой борьбы, из защищающей позиции отстраненного, измеряющего, исчисляющего исследователя должен стать не просто «соглядатаем, но соучастником, соавтором происходящего, способным верить и ориентироваться на то, что нельзя измерить». Такой подход разработан Т. А. Флоренской [10]. Двигаясь в русле диалогической концепции М. М. Бахтина, Т. А. Флоренская рассматривает диалог как обращенный к духовному началу в человеке, к его «духовному Я». «Духовное Я» – это образ Божий в человеке. Одним из его проявлений является совесть. Основываясь на работах М. М. Бахтина, Т. А. Флоренская понимает диалог не только как средство познания личности, но и как само бытие ее. К пониманию внутреннего диалога нельзя подходить старыми способами, здесь необходима иная познавательная установка, иная познавательная позиция – диалогическая. Диалогический подход, позволяющий выйти из позиции наблюдателя за человеком и стать сопричастным его внутренней борьбе, поддерживая внутренний диалог человека, выступает одновременно и способом психологической помощи, и способом изучения ценностного самоопределения. В процессе ценностного самоопределения можно выделить несколько моментов: выбор той или иной альтернативы, легитимация выбора, дискредитация отвергнутых ценностей и положительная оценка выбранных, принятие решения, легитимация принятого решения, осуществление решения. Внутреннее оправдание выбора и принятого решения осуществляется в ходе работы переживания, направленной на перестроение ценностной сферы, дискредитацию отвергнутых ценностей и усиление, закрепление выбранных ценностей. Особое значение для исследования процесса ценностного самоопределения имеют ситуации, в которых он присутствует в развернутой форме, т. е. ситуации, в которых выбор между альтернативами, принятие решения и осуществление этого решения разнесены во времени. В таких ситуациях процесс ценностного самоопределения развернут: происходит внутренняя борьба, после того как ценностный выбор осуществлен и принято решение о его реализации, совершается внутренняя работа, направленная на легитимацию принятого решения и формирование психологической готовности к его осуществлению, а момент реализации решения является своеобразной проверкой успешности проделанной внутренней работы переживания.

Выводы

При нарушении внутреннего диалога механизмом реализации ценностного самоопределения становятся неконструктивные стратегии переживания. Результатом работы переживания в таких случаях является формирование личностных ценностей, противоположных глубинным духовным ценностям человека, и оформление соответствующей ценностной позиции. Выделены два типа нарушения ценностного самоопределения: ценностные представления и личные ценности человека несогласованы; личные ценности и рефлексивные ценностные представления согласованы между собой, но противоречат глубинным ценностям человека. В первом случае наблюдается неструктурированная система ценностно-смысловых ориентиров (человеку многое нужно, он охвачен множеством страстей), во втором случае – высокоструктурированная система (человек охвачен одной страстью). Для преодоления сложившейся системы ценностно-смысловых ориентиров, преодоления внутренней раздвоенности необходимо занять позицию вне сложившейся ценностной системы. Для ее выработки нужна опора на безусловные, глубинные, устойчивые, абсолютные ценности. Выразителем таких ценностей для человека является голос его совести, идущий из самых интимных глубин человеческой души. Основанием способности к самопостроению и самоопределению личности человека является богодарованное начало, основание личности, образ Божий в человеке, «духовное Я». Невнимание психолога к «духовному Я» собеседника приводит к поддержанию любых обнаруженных субъективных критериев правильности/ неправильности, любого субъективно верного выбора. Под верным выбором в таком случае понимается любой осознанный выбор человека.

Для осуществления ценностного самоопределения необходимо разрешение внутреннего конфликта с «духовным Я». Восстановление внутреннего диалога приводит к обнаружению безусловных нравственных ценностно-смысловых ориентиров как оснований процесса оценки и согласования, упорядочивания, оформления несогласованных ценностных структур. Проявление духовного, актуализация внутреннего диалога приводит к изменению направленности переживания, результатом которого является процесс изменения ценностно-смысловых ориентиров. В основании изменения человеком траектории развития лежит обнаружение собственных глубинных духовно-нравственных ценностей.

Список литературы

  1. Типология личности и гуманистический подход // Абульханова-Славская К. А. Гуманистические проблемы психологии личности. М., 1995. С. 27-48.
  2. Проблемы творчества Достоевского (1929). Киев, 1994. С. 51.
  3. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. Братусь Б. С. С. 3-19.
  4. Колпакова М. Ю. Введение в диалогическую психологию. М., 2013.
  5. Колпакова М. Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта Колпакова М. Ю. матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №6. C. 81-88.
  6. К вопросу о природе внутреннего диалога // Вестник Колпакова М. Ю., Коган И. М. ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. Вып. 1 (32). С. 97-107.
  7. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта / Корнилова Т. В., Будинайте Г. Л. // Вопросы психологии. 1993. № 5. C. 99-105.
  8. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: Леонтьев Д. А. виды, детерминанты, изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
  9. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
  10. Бодалев А. А. Диалогические принципы в психологии // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сборник научных трудов / А. А. Бодалев, ред. М., 1987. С. 27-36.
  11. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2006.
  12. Флоренская Т. А. Диалог как метод психологии консультирования (Духовно-ориентированный подход) // Психологический журнал. 1994. T. 15. № 5. С. 44-56.
  13. Психология развития. М., 2001.

Поделиться

469

Власенко Ю. И. Проблема ценностного самоопределения личности // Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июня 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 31-36. URL: https://apni.ru/article/6532-problema-tsennostnogo-samoopredeleniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля