Главная
Конференции
Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук
Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамо...

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях детского сада

Автор(-ы):

Новикова Наталья Анатольевна

Хламова Наталья Анатольевна

16 июня 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

экономическое воспитание
предпосылки
финансовая грамотность
дети дошкольного возраста
условия детского сада

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Текст статьи

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в современных условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Формирование предпосылок финансовой грамотности необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников. Так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия.

Цель экономического воспитания: формировать у детей доступные экономические понятия; воспитать с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства; воспитать уважение к тем, кто проявляет заботу о них.

Главная задача экономического воспитания состоит в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки.

Опыт показывает, что ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно. Только вместе с педагогами и родителями он сможет приобрести доступные ему знания. Суть предполагаемого подхода к экономическому образованию дошкольников не в организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей. А в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным.

Примерное содержание может быть отражено в пяти основных темах:

  1. «Моя семья» (семейная экономика)
  2. «Мир денег» (деньги, цена)
  3. «Мой город» (производство полезных товаров)
  4. «Мир товаров» (основы маркетинга)
  5. «Моя страна» (ресурсы).

Осваивая темы по экономическому воспитанию работу, можно разделить на три этапа:

На первом этапе дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно-чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или иных проблем, используют доступные им средства и способы познания, простейшие «языки».

На втором этапе картина мира расширяется и углубляется. Для развития способностей детей проводятся наблюдения и эксперименты. Сравниваются и сопоставляются явления, устанавливаются причинно-следственные связи, объясняющие характер увиденного.

На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать обобщенные способы решения задач, предвидеть, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке, как он может быть воспринят каждым из них. Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления.

Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами. Соотносить доход с ценой товара, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции. Выпускаемых на предприятиях и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей. Которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения:

  • Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (Т. Л. Попова, Э. Успенский, О. И. Меньшикова и др.). Народные сказки, собиравшие вековой экономический опыт народа, используют для воспитания таких «экономических «качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых, развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно – позитивные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Знакомство и заучивание пословиц и поговорок о труде, о деньгах. О купле – продаже, о бережливости, о добре, о богатстве и бедности, о жадности и зависти: «Кончил дело – гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит», «Маленькое дело лучше большого безделья» и другие. Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
  • Известно, что ведущей деятельностью воспитанников является игра, поэтому для освоения экономических знаний используем ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры. Сделать экономику понятной помогли сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл туда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В дидактических играх «Семейный бюджет», «Кто что делает?», «Назови профессию», «Какие бывают доходы?», «Маршруты товаров» уточняются и закрепляются предоставления детей о мире экономических явлений, терминах приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дети совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
  • Беседа сопровождается стихами, загадками, вопросами и текстами, помогающими лучше усвоить материал. В доступной и увлекательной форме дети усваивают экономические знания.
  • Встречи. Для этого проводятся встречи с приглашением сотрудников детского сада, родителей, где происходит знакомство с различными современными профессиями.
  • Инсценировка, драматизация. Рекомендуются в процессе ознакомления детей с экономическими знаниями. Следует отметить, что необходимо использовать сказки с экономическим содержанием.
  • Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины и т. п) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей до сих пор пользуются популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брейн-ринг». Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности.

Таким образом, обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием способствует:

  • формированию экономического сознания дошкольника;
  • приближению к реальной жизни;
  • пробуждению экономического мышления;
  • получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
  • обогащению детского словаря;
  • выработке таких качеств как: чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться, стремление доводить начатое дело до конца;
  • возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.

Ранее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработке стратегий в индивидуальном порядке и в консолидированном виде для экономического региона в целом.

Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.

Список литературы

  1. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

Поделиться

356

Новикова Н. А., Хламова Н. А. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях детского сада // Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июн. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 47-50. URL: https://apni.ru/article/6546-ekonomicheskoe-vospitanie-doshkolnikov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (206)

Прием материалов

8 июня - 14 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

19 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 июня