Автор(-ы):
Новикова Наталья Анатольевна
Хламова Наталья Анатольевна
16 июня 2023
Конференция
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается вопрос формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Текст статьи
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в современных условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Формирование предпосылок финансовой грамотности необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников. Так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия.
Цель экономического воспитания: формировать у детей доступные экономические понятия; воспитать с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства; воспитать уважение к тем, кто проявляет заботу о них.
Главная задача экономического воспитания состоит в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки.
Опыт показывает, что ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно. Только вместе с педагогами и родителями он сможет приобрести доступные ему знания. Суть предполагаемого подхода к экономическому образованию дошкольников не в организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей. А в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным.
Примерное содержание может быть отражено в пяти основных темах:
Осваивая темы по экономическому воспитанию работу, можно разделить на три этапа:
На первом этапе дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно-чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или иных проблем, используют доступные им средства и способы познания, простейшие «языки».
На втором этапе картина мира расширяется и углубляется. Для развития способностей детей проводятся наблюдения и эксперименты. Сравниваются и сопоставляются явления, устанавливаются причинно-следственные связи, объясняющие характер увиденного.
На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать обобщенные способы решения задач, предвидеть, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке, как он может быть воспринят каждым из них. Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления.
Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами. Соотносить доход с ценой товара, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции. Выпускаемых на предприятиях и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей. Которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения:
Таким образом, обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием способствует:
Ранее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработке стратегий в индивидуальном порядке и в консолидированном виде для экономического региона в целом.
Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
Список литературы
Поделиться
Новикова Н. А., Хламова Н. А. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности в условиях детского сада // Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июня 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 47-50. URL: https://apni.ru/article/6546-ekonomicheskoe-vospitanie-doshkolnikov