Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в современных условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Формирование предпосылок финансовой грамотности необходимо начинать именно с дошкольного возраста – когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для начала работы по экономическому воспитанию дошкольников. Так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия.
Цель экономического воспитания: формировать у детей доступные экономические понятия; воспитать с детских лет сознательного пользователя всем, что предоставляется детям для их счастливого детства; воспитать уважение к тем, кто проявляет заботу о них.
Главная задача экономического воспитания состоит в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки.
Опыт показывает, что ребенок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно. Только вместе с педагогами и родителями он сможет приобрести доступные ему знания. Суть предполагаемого подхода к экономическому образованию дошкольников не в организации специального обучения экономике, что потребует дополнительного времени и может привести к перегрузке детей. А в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них реального экономического мышления, что делает этот процесс более осознанным и динамичным.
Примерное содержание может быть отражено в пяти основных темах:
- «Моя семья» (семейная экономика)
- «Мир денег» (деньги, цена)
- «Мой город» (производство полезных товаров)
- «Мир товаров» (основы маркетинга)
- «Моя страна» (ресурсы).
Осваивая темы по экономическому воспитанию работу, можно разделить на три этапа:
На первом этапе дети накапливают впечатления, получаемые на основе предметно-чувственного опыта, связывают их с уже имеющимися представлениями, делают простейшие предположения по поводу действий, необходимых для решения тех или иных проблем, используют доступные им средства и способы познания, простейшие «языки».
На втором этапе картина мира расширяется и углубляется. Для развития способностей детей проводятся наблюдения и эксперименты. Сравниваются и сопоставляются явления, устанавливаются причинно-следственные связи, объясняющие характер увиденного.
На третьем этапе детям предоставляется возможность использовать обобщенные способы решения задач, предвидеть, как будет развиваться ход событий в реальной и воображаемой обстановке, как он может быть воспринят каждым из них. Ребенок, прежде всего, познает азы семейной экономики, поскольку в семье он делает свои первые шаги в мир экономической деятельности, получает о ней первые представления.
Дошкольник узнает о труде, профессиях родных и близких, о финансовом положении семьи. Старшие дошкольники учатся оперировать деньгами. Соотносить доход с ценой товара, узнают, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают начальные сведения об экономике своего города, профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции. Выпускаемых на предприятиях и трудовых действиях по ее изготовлению и реализации, учатся уважать людей. Которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги.
Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения:
- Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Интересны и удачны авторские сказки, каждая из которых представляет собой как бы мини-программу ознакомления детей с экономическими понятиями (Т. Л. Попова, Э. Успенский, О. И. Меньшикова и др.). Народные сказки, собиравшие вековой экономический опыт народа, используют для воспитания таких «экономических «качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и другие. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых, развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно – позитивные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Знакомство и заучивание пословиц и поговорок о труде, о деньгах. О купле – продаже, о бережливости, о добре, о богатстве и бедности, о жадности и зависти: «Кончил дело – гуляй смело», «Труд кормит, а лень портит», «Маленькое дело лучше большого безделья» и другие. Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.
- Известно, что ведущей деятельностью воспитанников является игра, поэтому для освоения экономических знаний используем ролевые, дидактические, развивающие и рекламные игры. Сделать экономику понятной помогли сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл туда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. В дидактических играх «Семейный бюджет», «Кто что делает?», «Назови профессию», «Какие бывают доходы?», «Маршруты товаров» уточняются и закрепляются предоставления детей о мире экономических явлений, терминах приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дети совершают большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.
- Беседа сопровождается стихами, загадками, вопросами и текстами, помогающими лучше усвоить материал. В доступной и увлекательной форме дети усваивают экономические знания.
- Встречи. Для этого проводятся встречи с приглашением сотрудников детского сада, родителей, где происходит знакомство с различными современными профессиями.
- Инсценировка, драматизация. Рекомендуются в процессе ознакомления детей с экономическими знаниями. Следует отметить, что необходимо использовать сказки с экономическим содержанием.
- Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины и т. п) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей до сих пор пользуются популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Брейн-ринг». Для них это и веселая игра, и серьезная работа, требующая внимания и сосредоточенности.
Таким образом, обогащение различных видов детской деятельности экономическим содержанием способствует:
- формированию экономического сознания дошкольника;
- приближению к реальной жизни;
- пробуждению экономического мышления;
- получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них;
- обогащению детского словаря;
- выработке таких качеств как: чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться, стремление доводить начатое дело до конца;
- возникновению интереса к деньгам, осознанию правил их честного зарабатывания.
Ранее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, выработке стратегий в индивидуальном порядке и в консолидированном виде для экономического региона в целом.
Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.