Главная
Конференции
Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук
Роль налоговых органов в валютных отношениях: история и современное состояние

Роль налоговых органов в валютных отношениях: история и современное состояние

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

валютные правоотношения
налоговые органы
письмо ФНС
полномочия
валютный контроль

Аннотация статьи

В статье рассматриваются исторические и правовые аспекты участия налоговых органов в валютных правоотношениях. Делается вывод о том, что действующее на сегодняшний день законодательство недостаточно четко отражает полномочия налоговых органов в валютной сфере.

Текст статьи

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию по осуществлению валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] и Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденным Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Названным постановлением ФНС России наделена полномочиями:

  • осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (пп. 5.1.5);
  • устанавливать (утверждать) формы, форматы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способ их представления резидентом налоговому органу;
  • устанавливать (утверждать) форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось (пп. 5.9.22).

Контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства осуществляется ФНС России и ее территориальными органами - управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня.

Предметом валютного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.

Субъектами валютного контроля, осуществляемого ФНС РФ, являются не кредитные организации.

Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства имеют право:

а) проводить проверки соблюдения субъектами проверки актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее – валютное законодательство);

б) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям субъектов проверки;

в) запрашивать и получать документы и (или) информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

г) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;

д) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основанием проведения проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами является получение документов и/или информации от внутренних и внешних источников (зачастую повод возбуждения административной процедуры – информация, документы, полученные в ходе камеральной налоговой проверки). Решение должностного лица о проведении проверки оформляется в форме поручения, после чего налоговые органы приступают к непосредственной проверке действий/бездействий резидентов/нерезидентов.

В отличие от проверок Росфиннадзора, проверки, проводимые налоговыми органами, не делятся на выездные и камеральные. Все они по своей сути являются камеральными. Четких сроков проведения проверок в Административном регламенте не установлено (п. 28). Установлено лишь, что налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности и положение, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Субъекты проверки, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства, имеют право:

а) на ознакомление с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

б) на обжалование решений и действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

в) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов, их должностных лиц.

г) на представление по собственной инициативе документов и (или) информации, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;

д) на ознакомление с документами и (или) информацией, полученными налоговым органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень.

Субъекты проверки, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства, обязаны:

а) представлять документы и (или) информацию

б) выполнять предписания налоговых органов об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.

Результатом осуществления контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства являются:

а) докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о нецелесообразности проведения проверки;

б) акт проверки соблюдения валютного законодательства;

в) предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства (в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством).

На основании приказа ФНС от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@, вступившего в силу 01.02.2019 [2], структура территориальных налоговых органов была перестроена, в частности, изменена система подчинения территориальных налоговых органов. Эти изменения структуры не привели к утрате функций валютного контроля теми межрайонными инспекциями, которые были переподчинены и переименованы. Они, как правопреемники, вправе завершать рассмотрение ранее возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ (Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования), участвовать в судебных разбирательствах по обжалованию. Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, следовательно ФНС в том числе, например, при представлении резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Ранее выявлением, предупреждением и пресечением преступлений и правонарушений в данной сфере занималась Федеральная служба налоговой полиции РФ, упраздненная в 2003 году.

Вывод:

Полномочия налоговой службы в сфере валютного контроля:

  • контроль проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой на соответствие законодательству;
  • проверка ведения учета и составление отчетности по операциям с валютой;
  • проверка документации по открытию и ведению валютных счетов.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ: принят Государственной думой 21 ноября 2003 года. – Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс».
  2. Управление информирует об изменении структуры ФНС России// https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/8346639/

Поделиться

820

Яковлева Е. А., Чиванова В. А., Базылева К. С. Роль налоговых органов в валютных отношениях: история и современное состояние // Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июня 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 19-22. URL: https://apni.ru/article/6551-rol-nalogovikh-organov-v-valyutnikh-otnosheni

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января