Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы осуществляют государственную функцию по осуществлению валютного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] и Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, утвержденным Приказом ФНС России от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Названным постановлением ФНС России наделена полномочиями:
- осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (пп. 5.1.5);
- устанавливать (утверждать) формы, форматы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способ их представления резидентом налоговому органу;
- устанавливать (утверждать) форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось (пп. 5.9.22).
Контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства осуществляется ФНС России и ее территориальными органами - управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональными инспекциями ФНС России, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня.
Предметом валютного контроля является соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и валютного контроля.
Субъектами валютного контроля, осуществляемого ФНС РФ, являются не кредитные организации.
Должностные лица налоговых органов при осуществлении контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства имеют право:
а) проводить проверки соблюдения субъектами проверки актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее – валютное законодательство);
б) проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям субъектов проверки;
в) запрашивать и получать документы и (или) информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
г) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства;
д) применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение валютного законодательства.
Основанием проведения проверки соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами является получение документов и/или информации от внутренних и внешних источников (зачастую повод возбуждения административной процедуры – информация, документы, полученные в ходе камеральной налоговой проверки). Решение должностного лица о проведении проверки оформляется в форме поручения, после чего налоговые органы приступают к непосредственной проверке действий/бездействий резидентов/нерезидентов.
В отличие от проверок Росфиннадзора, проверки, проводимые налоговыми органами, не делятся на выездные и камеральные. Все они по своей сути являются камеральными. Четких сроков проведения проверок в Административном регламенте не установлено (п. 28). Установлено лишь, что налоговые органы должны учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности и положение, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны хранить документы не менее трех лет со дня совершения валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
Субъекты проверки, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства, имеют право:
а) на ознакомление с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
б) на обжалование решений и действий (бездействия) налоговых органов, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов, их должностных лиц.
г) на представление по собственной инициативе документов и (или) информации, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;
д) на ознакомление с документами и (или) информацией, полученными налоговым органом в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень.
Субъекты проверки, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю и надзору за соблюдением валютного законодательства, обязаны:
а) представлять документы и (или) информацию
б) выполнять предписания налоговых органов об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.
Результатом осуществления контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства являются:
а) докладная записка на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о нецелесообразности проведения проверки;
б) акт проверки соблюдения валютного законодательства;
в) предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства (в случае невыполнения субъектом проверки обязанностей, предусмотренных валютным законодательством).
На основании приказа ФНС от 13.11.2018 № ММВ-7-4/643@, вступившего в силу 01.02.2019 [2], структура территориальных налоговых органов была перестроена, в частности, изменена система подчинения территориальных налоговых органов. Эти изменения структуры не привели к утрате функций валютного контроля теми межрайонными инспекциями, которые были переподчинены и переименованы. Они, как правопреемники, вправе завершать рассмотрение ранее возбужденных дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ (Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования), участвовать в судебных разбирательствах по обжалованию. Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, следовательно ФНС в том числе, например, при представлении резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Ранее выявлением, предупреждением и пресечением преступлений и правонарушений в данной сфере занималась Федеральная служба налоговой полиции РФ, упраздненная в 2003 году.
Вывод:
Полномочия налоговой службы в сфере валютного контроля:
- контроль проводимых резидентами и нерезидентами операций с валютой на соответствие законодательству;
- проверка ведения учета и составление отчетности по операциям с валютой;
- проверка документации по открытию и ведению валютных счетов.