Главная
Конференции
Развитие естествознания, технических и социально-гуманитарных наук в современном мире
Роль таможенных органов в валютных отношениях: история и современное состояние

Роль таможенных органов в валютных отношениях: история и современное состояние

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

валютные правоотношения
таможенные органы
полномочия
валютный контроль
валютное регулирование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются исторические и правовые аспекты участия таможенных органов в валютных правоотношениях. Делается вывод о том, что действующее на сегодняшний день законодательство недостаточно четко отражает полномочия таможенных органов в валютной сфере.

Текст статьи

Валютное регулирование – это законодательная форма реализации валютной политики государства, которая подразумевает часть общеэкономической, и денежно-кредитной политики государства, нацеленной на усиление валютно-финансового положения страны, поддержания высокого уровня платёжеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, контролю за перемещением капитала за границу и привлечение инвестиций, а также деятельности по укреплению и стабилизации российского рубля.

Валютное регулирование предполагает деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, осуществление контроля за валютными операциями, оказание влияния на валютный курс рубля, ограничения, связанные с использованием иностранной валюты.

Под валютным контролем понимается контроль со стороны государства за порядком проведения процедур приобретения юридическими и физическими лицами иностранной валюты, реализация валютных операций и перемещением валюты через таможенную границу страны. Создание результативного финансового правового механизма валютного контроля является значимым условием обеспечения экономических интересов государства. В то же время, финансово-правовой механизм не должен ущемлять права подконтрольных субъектов.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [1] определены основные принципы валютного регулирования и валютного контроля. Их суть сводится к тому, что:

  • приоритет отдается экономическим мерам, связанным с осуществлением государственной политики в области валютного регулирования;
  • не допускается необоснованное вмешательство государства и государственных органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • имеет место единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • государство обеспечивает защиту прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов в процессе реализации валютных операций.

Валютный контроль обладает общими чертами финансового контроля, но также имеет и специфические черты:

  1. контроль за соответствием проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых разрешений и лицензий для осуществления этого вида деятельности;
  2. контроль за выполнением резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательство по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
  3. контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте;
  4. контроль за полнотой и объективностью учета и отчетности по валютным операциям.

Таким образом, валютный контроль является частью государственной системы финансового контроля и осуществляется с целью обеспечить соблюдение в стране валютного законодательства.

Одним из важнейших объектов валютного регулирования выступает внешнеэкономическая деятельность. В связи с тем, что валютный контроль – это только часть контроля, которая осуществляется в области внешнеэкономической деятельности государством комплексно, то этот вид контроля не может осуществляться обособленно от других видов.

Федеральная таможенная служба занимает отдельное место в системе органов валютного контроля. Получение данного статуса значительно увеличило роль ФТС России в реализации контроля за валютными операциями в сфере внешнеэкономической деятельности.

Как орган валютного контроля ФТС России имеет право издавать нормативные правовые акты, осуществлять взаимодействие с банками, налоговыми органами и другими ведомствами по вопросам осуществления валютного контроля.

Основными направлениями валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемого таможенными органами, являются:

  • контроль за соблюдением участниками ВЭД требований по своевременному оформлению и перерегистрации бухгалтерских и отчетных документов;
  • контроль за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров;
  • контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
  • контроль за эквивалентностью и своевременностью встречных поставок при исполнении контрактов по внешнеторговым бартерным сделкам;
  • контроль за перемещением наличных денег и денежных инструментов через границу.

Валютный контроль осуществляется таможенными органами с применением системы управления рисками (СУР).

Одним из самых значительных направлений развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и валютного контроля является совершенствование и развитие субъектно-ориентированной модели СУР, предусматривающей дифференцированное применение мер таможенного контроля в зависимости от категории уровня риска лица, совершающего таможенные операции. Согласно докладу Коллегии ФТС от 28 мая 2021 г. [2], за последние годы ФТС России провела полномасштабную работу по реорганизации валютного контроля на принципы выборочности с использованием риск-ориентированного подхода. Внедрение сводного электронное досье по всем контрактам каждого участника ВЭД, создание информационного ресурса, позволяющий оценить уровень риска участника ВЭД, раздел мониторинга валютных операций в АИС 458 Всероссийский журнал ЦРСВЭД (автоматизированная информационная система «Центральный реестр субъектов ВЭД»), осуществление централизации региональных баз данных валютного контроля.

По данным доклада можно выделить еще несколько направлений развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и валютного контроля, такие как:

  1. перенастройка и отладка механизмов взаимодействия всех участников системы валютного контроля на основе широкого применения цифровых технологий;
  2. формирование эффективной системы совместной работы государственных органов и банков в целях противодействия сомнительным валютным операциям и исключения административной нагрузки на добросовестный бизнес;
  3. оперативный обмен информацией с зарубежными партнерами в целях противодействия незаконному выводу капитала.

Смотря на результаты взаимодействия ФТС России с ФНС и ЦБ России можно отметить, что в 2020 году был предотвращен незаконный вывод денежных средств на сумму 21 млн долларов США, а за 1 квартал 2021 года – уже на 35 млн долларов США.

Также в докладе было отмечено, что только после завершения работ по автоматическому анализу разрешительных документов, подтверждающих льготы на базе элементов искусственного интеллекта возможно распространение технологий автовыпуска на другие виды льгот без ущерба качества принимаемых решений. Решение этой задачи запланировано в рамках первого этапа Стратегии развития таможенной службы до 2030 года.

В государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320, ФТС России принимает участие в реализации Подпрограммы «Развитие законодательства Российской Федерации в сфере финансовых рынков, валютного регулирования и валютного контроля, драгоценных металлов и драгоценных камней».

Мероприятие нацелено на поиск и устранение нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля и осуществление административного производства. Федеральной таможенной службой России была организована работа по проведению проверок в отношении соблюдения участниками ВЭД требований валютного законодательства, а также по осуществлению ведения административного производства по делам об административных правонарушениях.

Одним из наиболее обсуждаемых изменений было распространение валютных правил на иностранные счета резидентов в других финансовых учреждениях. Закон о валютном регулировании допускает зачисление и снятие средств с таких счетов только в случаях, установленных Банком России.

Уголовная ответственность за нарушение правил репатриации (возврат денег, которые выводятся за границу, на родину) иностранной валюты наступает, если нарушитель ранее привлекался к административной ответственности за невозврат денежных средств на сумму более 100 млн. рублей. Нерепатриация в особо крупных размерах по-прежнему остается уголовным преступлением. Эти события указывают на переход к более мягким санкциям за нерепатриацию иностранной валюты.

С 2021 года возможен зачет встречных требований по трансграничным договорам, связанным с оказанием нерезидентам услуг, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Банком России. В этот перечень могут быть включены, например, услуги в области информационных технологий и образовательные услуги. Это изменение направлено на снижение затрат для средних и крупных компаний, особенно работающих в сфере информационных технологий. Внесенные поправки помогли снизить административную нагрузку на российских экспортеров услуг и сократить их валютные накладные расходы в связи с трансграничными операциями.

Таким образом, можно отметить положительные тенденции в области валютного законодательства, но стоит заметить, что ещё предстоит затратить немало усилий до полного совершенства системы.

В настоящее время валютное регулирование не стоит на месте, и задача ФТС поддерживать и усиливать тенденцию усовершенствования валютной политики, так как главной целью ФТС России в рамках валютного регулирования и валютного контроля является экономическая стабильность и безопасность всей страны. Большая часть задач по валютному регулированию приходится на таможенные органы. С помощью максимального развития цифровых технологий и совершенствования валютного законодательства государственные органы смогут отслеживать валютные операции, незаконный отток капитала из страны, что будет способствовать развитию внешней торговли.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ: принят Государственной думой 21 ноября 2003 года. – Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс».
  2. Доклад Коллегии ФТС от 28 мая 2021 г. / Федеральная таможенная служба// https://customs.gov.ru/press/federal/document/287602

Поделиться

11251

Дьякова О. А., Яковлева Е. А., Мочалина В. С., Токарева Д. Р. Роль таможенных органов в валютных отношениях: история и современное состояние // Развитие естествознания, технических и социально-гуманитарных наук в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 14 июля 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 14-18. URL: https://apni.ru/article/6552-rol-tamozhennikh-organov-v-valyutnikh-otnoshe

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января