Рассмотрим на рисунке следующие предложения: внедрение платформы «Я класс», использование ВК мессенджера, применение электронного дневника.
Рис. Предложения по совершенствованию мониторинга результатов обучения английскому языку на базе образовательного учреждения
Одним из предложений становится использование современных мессенджеров для выдачи заданий и оперативной коммуникации с учениками. Сегодня многие образовательные учреждения используют их для связи с учащимися, родителями и преподавателями. Кроме того, существует множество приложений, которые помогают в организации учебного процесса и повышении эффективности обучения. Они помогают участникам образовательного процесса оставаться на связи, обеспечивая быстрый доступ к нужной информации и возможность оперативно решать возникающие вопросы. Мессенджеры позволяют осуществлять мониторинг результатов оперативнее, в частности, выдавать задания на платформе «Я класс» для их последующей оценки.
Однако, несмотря на очевидные преимущества, использование мессенджеров в образовании вызывает определенные риски. Важно понимать, что такие приложения не всегда являются надежными с точки зрения сохранности личных данных и конфиденциальности переписок. Кроме того, частое использование мессенджеров может отвлекать учеников от основной задачи – получения знаний и развития своих навыков. Выявим преимущества использования мессенджеров в рамках мониторинга результатов обучения английскому языку на базе образовательного учреждения:
- ускорение коммуникационного процесса между учителями английского языка и учениками;
- упрощение общения не только с отдельными учениками, но и с группой целиком;
- имеется возможность создавать чат-группы для работы над проектами;
- расширение круга общения учеников, т. к. в чатах можно задавать вопросы друг другу, делиться опытом работы на платформе «Я класс»;
- сохранение записи всех сообщений и файлов.
В целом использование мессенджеров в рамках мониторинга результатов обучения английскому языку на базе образовательного учреждения помогает сделать процесс более доступным, удобным и эффективным. Однако при этом необходимо учитывать, что мессенджеры не могут полностью заменить традиционные методы обучения и должны использоваться как дополнительный инструмент для улучшения качества мониторинга и ускорения отдельных процессов [3, с. 96-100].
В целом, использование мессенджеров в рамках мониторинга результатов обучения английскому языку на базе образовательного учреждения имеет свои преимущества и недостатки. Для того чтобы успешно интегрировать эту технологию в мониторинг, необходимо учитывать все возможные риски и проблемы, а также разрабатывать соответствующие стратегии для их предотвращения.
Лучшие практики использования мессенджеров в учебном процессе, в частности, в рамках мониторинга результатов обучения английскому языку на базе образовательного учреждения, следующие:
- Обеспечение доступности учителей через мессенджер: это поможет учениками получить быстрый ответ на свой вопрос или проконсультироваться по интересующей теме.
- Организация онлайн-конференций через мессенджер: такие конференции помогут ученикам задать свои вопросы и получить ответы.
- Рассылка заданий, новостей и объявлений: через мессенджер можно легко и быстро отправлять задания с платформы «Я класс», новости о предстоящих событиях, изменениях в мониторинге и пр.
- Создание групп для работы над проектами: группа может быть создана для работы над конкретным проектом, чтобы участники могли легко общаться и делиться информацией.
- Использование мессенджеров для тестирования знаний: преподаватель может создать квизы в мессенджере, чтобы проверить знания студентов и оценить их успеваемость. Это дополнительный элемент к мониторингу.
Использование мессенджеров в рамках мониторинга результатов обучения английскому языку на базе образовательного учреждения является эффективным способом улучшения коммуникации между учениками и учителями. Однако, необходимо учитывать правила использования в целях сохранения конфиденциальности данных и безопасности.
То, что мессенджеры являются главным инструментом школьных коммуникаций, подтвердили недавние результаты опроса ВЦИОМ. В топ-3 самых популярных мессенджеров у школьников вошли «ВКонтакте» или «VK Мессенджер» (62%), Telegram и WhatsApp (58% и 55% соответственно). У родителей и учителей на первом месте – WhatsApp (71 % и 76%). Вместе с тем сегодня имеется огромная проблема мессенджеров – это большое количество ненужных сообщений. Следовательно, чат необходимо делить на две части. «Важная информация» и «болталка». Можно создавать чаты, куда учителя только сбрасывают сообщения без обратной связи. А вопросы ученики пишут в личные сообщения, а между собой общаются в разговорном разделе. Сегодня учителям стоит ориентироваться на мессенджер «ВКонтакте».
Таким образом, мессенджеры давно уже стали неотъемлемой частью жизни, в том числе и образовательной. Они позволяют установить быстрое и эффективное коммуникационное соединение, а также обеспечивают легкий доступ к информации в любое время и из любого места. Однако будущее мессенджеров в образовании представляет собой как возможности, так и вызовы. С одной стороны, развитие технологий позволяет создавать все более продвинутые инструменты для учебного процесса. Можно ожидать появления новых функций для работы с заданиями и материалами, а также интеграции с другими сервисами (например, хранение файлов) [2]. С другой стороны, использование мессенджеров может привести к нежелательным последствиям – от отвлечения от учебных занятий до потенциальных проблем с конфиденциальностью данных. Поэтому необходимо проводить балансировку между возможностями технологии и ее рисками.