Главная
АИ #25 (155)
Статьи журнала АИ #25 (155)
Авторское панно «Времена года»

Авторское панно «Времена года»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

времена года
дидактическое пособие
развивающее обучение
развитие детей
образовательный процесс
игровая мотивация

Аннотация статьи

Данная научная статья представляет собой описание дидактического пособия "Времена года" и его применения в образовательном процессе для развития детей среднего возраста. Пособие направлено на развивающее обучение и воспитание, соответствует требованиям ФГОС ДО и представляет собой авторское панно с изображением дерева, меняющегося в соответствии с временами года.

Текст статьи

«Времена года» позволяет превратить образовательный процесс в игровую деятельность.

Дидактическое многофункциональное пособие «Времена года» разработано для развития детей среднего возраста. Это пособие направлено на развивающее обучение и воспитание, а также соответствует требованиям ФГОС ДО.

Авторское панно можно использовать как демонстрационный материал, а также для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.

Цель: развитие умственных способностей, речи, тактильных ощущений, познавательно-исследовательской деятельности; умение устанавливать простейшие взаимосвязи; формирование элементарных математических представлений.

Задачи:

  • Развивать пальчиковую моторику;
  • Закреплять знание основных цветов;
  • Закреплять умение подбирать по форме фрукты;
  • Обучать группировке предметов по цвету.
  • Закреплять понятия «много», «один», «части», «форма», «размер».
  • Обогащать сенсорный опыт детей (гладкий, шероховатый, мягкий);
  • Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать предметы по величине (большой – маленький) и цвету (красный, желтый, зеленый, синий);
  • Обогащать словарь детей (использовать в активной речи названия атрибутов по временам года);

«Времена года» расположено на стене и является украшением группы. Со сменой времен года меняется и облик дерева. Зимой – оно белое, без листвы, украшенное снежинками, а под деревом располагаются такие животные, как белка и заяц. На ветках сидят птицы: снегири и воробьи. Весной (когда начинают цвести плодовые деревья) на дереве появляются почки, затем зеленые листики. Летом на дерево прилетают бабочки. А осенью на дереве появляются желтые и красные листья и фрукты – либо яблоки, либо груши. Появляются новые животные – еж.

Панно «Времена года» даёт возможность развития воспитанников во всех образовательных областях, позволяет подобрать дидактические игры в рамках таких тем как «Времена года», «Птицы», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые»; активизирует игровую и познавательную деятельность детей

Давая различные задания и организовывая образовательные ситуации, у детей развиваются умения слушать друг друга, рассуждать, совместно решать поставленные задачи.

Пособие позволяет решать задачи из разных образовательных областей:

«Речевое развитие» – данное пособие способствует формированию навыка составления описательных рассказов, сказок, обыгрыванию различных сюжетов. Детям предлагается самостоятельно выбрать необходимые атрибуты, расположить их на панно и рассказать, почему, например, белка делает на зиму запасы.

«Познавательное развитие» – способствует расширению знаний о временах года, позволяет научиться сопоставлять различные атрибуты с определенным временем года (зима – снежинки, осень – желтые листья, лето – бабочки, весна – гнездо и т.п.), а также изучать диких животных и птиц.

«Социально-коммуникативное развитие» – помогает формировать интерес к игровым действиям сверстников, формировать умение играть рядом, не мешая друг другу.

«Художественно-творческое развитие» - помогает развивать эстетическое восприятие, способствует восприятию художественной литературы. Мы рассматриваем с детьми «Времена года», обращаем внимание на то, какое оно красивое, яркое; предлагаем самостоятельно украсить его.

«Физическое развитие» – используем данное пособие в ходе физкультминуток и динамических пауз.

Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети приседают)

Панно «Времена года» позволяет проводить такие дидактические игры, как:

«Какие птицы прилетают на наш участок?», цель - учить детей различать и называть птиц.

На прогулку мы пошли

Вон и голуби, смотри

Воробей, синица

А это, что за птица?

«Времена года», цель – закрепить знания о временах года.

«Какой листочек прилетел?», цель – закрепить знания основных цветов (жёлтый, зелёный, красный)

«Угадай по описанию», цель – познакомить детей с дикими животными

«Найди такой же», цель – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук

«Чего больше? Чего меньше?», цель - закрепить понятия «много», «один», «части», «форма», «размер».

Позволяет формировать умение различать количество предметов: много-один (один-много); целостной картины мира, расширение кругозора: учить детей называть цвет, сравнивать предметы (яблоко красное, яблоко зеленое, груша желтая, груша зеленая), подбирать предметы по тождеству (найди предметы одинаковые на ощупь).

Игровой персонаж «Совушка»

«Загадки от Совушки»

– Найди, кого я назову

– Узнай, о ком (о чём) я расскажу (по типу «Узнай по описанию»)

Осень (Зиму) вам изображу.

Но немножко не похоже,

Отгадайте почему?

Детям предлагается найти и исправить ошибки.

Ожидаемые результаты применения авторского панно «Времена года»

  1. Дети научились: различать 3-4 цвета; контрастные размеры (большой - маленький).
  2. Значительно развилось зрительное, слуховое восприятие, внимание, мелкая моторика.
  3. Создана разнообразная развивающая среда.
  4. Эмоциональный отклик на нашу деятельность со стороны детей и со стороны родителей.

Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся; запоминают новое. Ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.

Поделиться

525

Серова М. Н. Авторское панно «Времена года» // Актуальные исследования. 2023. №25 (155). С. 74-75. URL: https://apni.ru/article/6561-avtorskoe-panno-vremena-goda

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября