«Времена года» позволяет превратить образовательный процесс в игровую деятельность.
Дидактическое многофункциональное пособие «Времена года» разработано для развития детей среднего возраста. Это пособие направлено на развивающее обучение и воспитание, а также соответствует требованиям ФГОС ДО.
Авторское панно можно использовать как демонстрационный материал, а также для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Цель: развитие умственных способностей, речи, тактильных ощущений, познавательно-исследовательской деятельности; умение устанавливать простейшие взаимосвязи; формирование элементарных математических представлений.
Задачи:
- Развивать пальчиковую моторику;
- Закреплять знание основных цветов;
- Закреплять умение подбирать по форме фрукты;
- Обучать группировке предметов по цвету.
- Закреплять понятия «много», «один», «части», «форма», «размер».
- Обогащать сенсорный опыт детей (гладкий, шероховатый, мягкий);
- Развивать зрительное восприятие, умение сравнивать и различать предметы по величине (большой – маленький) и цвету (красный, желтый, зеленый, синий);
- Обогащать словарь детей (использовать в активной речи названия атрибутов по временам года);
«Времена года» расположено на стене и является украшением группы. Со сменой времен года меняется и облик дерева. Зимой – оно белое, без листвы, украшенное снежинками, а под деревом располагаются такие животные, как белка и заяц. На ветках сидят птицы: снегири и воробьи. Весной (когда начинают цвести плодовые деревья) на дереве появляются почки, затем зеленые листики. Летом на дерево прилетают бабочки. А осенью на дереве появляются желтые и красные листья и фрукты – либо яблоки, либо груши. Появляются новые животные – еж.
Панно «Времена года» даёт возможность развития воспитанников во всех образовательных областях, позволяет подобрать дидактические игры в рамках таких тем как «Времена года», «Птицы», «Дикие животные», «Растения», «Насекомые»; активизирует игровую и познавательную деятельность детей
Давая различные задания и организовывая образовательные ситуации, у детей развиваются умения слушать друг друга, рассуждать, совместно решать поставленные задачи.
Пособие позволяет решать задачи из разных образовательных областей:
«Речевое развитие» – данное пособие способствует формированию навыка составления описательных рассказов, сказок, обыгрыванию различных сюжетов. Детям предлагается самостоятельно выбрать необходимые атрибуты, расположить их на панно и рассказать, почему, например, белка делает на зиму запасы.
«Познавательное развитие» – способствует расширению знаний о временах года, позволяет научиться сопоставлять различные атрибуты с определенным временем года (зима – снежинки, осень – желтые листья, лето – бабочки, весна – гнездо и т.п.), а также изучать диких животных и птиц.
«Социально-коммуникативное развитие» – помогает формировать интерес к игровым действиям сверстников, формировать умение играть рядом, не мешая друг другу.
«Художественно-творческое развитие» - помогает развивать эстетическое восприятие, способствует восприятию художественной литературы. Мы рассматриваем с детьми «Времена года», обращаем внимание на то, какое оно красивое, яркое; предлагаем самостоятельно украсить его.
«Физическое развитие» – используем данное пособие в ходе физкультминуток и динамических пауз.
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер, закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети приседают)
Панно «Времена года» позволяет проводить такие дидактические игры, как:
«Какие птицы прилетают на наш участок?», цель - учить детей различать и называть птиц.
На прогулку мы пошли
Вон и голуби, смотри
Воробей, синица
А это, что за птица?
«Времена года», цель – закрепить знания о временах года.
«Какой листочек прилетел?», цель – закрепить знания основных цветов (жёлтый, зелёный, красный)
«Угадай по описанию», цель – познакомить детей с дикими животными
«Найди такой же», цель – развивать тактильные ощущения, мелкую моторику рук
«Чего больше? Чего меньше?», цель - закрепить понятия «много», «один», «части», «форма», «размер».
Позволяет формировать умение различать количество предметов: много-один (один-много); целостной картины мира, расширение кругозора: учить детей называть цвет, сравнивать предметы (яблоко красное, яблоко зеленое, груша желтая, груша зеленая), подбирать предметы по тождеству (найди предметы одинаковые на ощупь).
Игровой персонаж «Совушка»
«Загадки от Совушки»
– Найди, кого я назову
– Узнай, о ком (о чём) я расскажу (по типу «Узнай по описанию»)
Осень (Зиму) вам изображу.
Но немножко не похоже,
Отгадайте почему?
Детям предлагается найти и исправить ошибки.
Ожидаемые результаты применения авторского панно «Времена года»
- Дети научились: различать 3-4 цвета; контрастные размеры (большой - маленький).
- Значительно развилось зрительное, слуховое восприятие, внимание, мелкая моторика.
- Создана разнообразная развивающая среда.
- Эмоциональный отклик на нашу деятельность со стороны детей и со стороны родителей.
Увлекаясь игрой, дети не замечают, что учатся; запоминают новое. Ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию.