Введение. В настоящее время актуальна проблема инклюзии в системе высшего образования для студентов и сотрудников с ограниченными возможностями здоровья, иностранных студентов и профессоров, первокурсников, абитуриентов и приезжих студентов, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Что в том числе является приоритетным направлением в ВУЗах, для данной категории потребителя. Паритетность прав всех граждан – это основа интеграционной политики людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в полноценную жизнь общества, которая гарантирована основным законом Российской Федерации. Согласно статистическим данным, с каждым годом во всем мире возрастает количество инвалидов. «По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 1 марта 2023 года в Российской Федерации насчитывается 11.19 млн. инвалидов, в том числе 690 тыс. детей-инвалидов. По Дальневосточному Федеральному округу численность инвалидов составляет 499 769 человек и 38 320 детей инвалидов».
Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. «О национальной доктрине образования в РФ», определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период 2025 г.» Доктрина предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностноориентированное обучение и воспитание».
Проблемы людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе наиболее полно и с различных аспектов рассматривались за рубежными авторами, при этом были разработаны положения по ущемляемому меньшинству (М. Оливер, С. Бернс, Моррис, Б. Хиллиер, Л. Драйджер, Г. Эннс и др).
Отечественные исследователи больше внимания уделяли повседневным проблемам и социальным особенностям жизнедеятельности инвалидов. В советский период предметом изучения были медицинские аспекты восстановительного лечения (Ю.Н. Кулюткин и С.В. Тарасов, Лотова И. П., Яфарова С.Ш., Аминова З.М., Волгина С. Я.), социально-бытовое устройство инвалидов (Н.Ф. Дементьева; Э.И. Танюхина, А.А. Свинцов, О.С. Андреева, Д. И. Лаврова, Вильчинская-Бутенко М. Э., Уваров Н. Ю., Харбедия Ш.Д., Алексеев М.А., Моисеева К. Е.), восстановление трудоспособности в условиях общественного производства разных отраслей промышленности (М.Ю. Магарил, М. В. Коробов, Фадин Н.И., Фахрадова Л. Н.) и организационные меры по обеспечению труда инвалидов на производстве.
Проблемы социальной инклюзии в высшем образовании. В настоящие время все чаще приходиться принимать тот факт, что число студентов с ограниченными возможностями растет и, как вследствие, возникают проблемы их социальной адаптации в обществе
По результатам мониторинга было установлено, что в образовательных организациях высшего образования восьми Федеральных округов, из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью, обучаются 8090 студентов, из которых: 681 (8%) – с нарушениями зрения; 274 (3%) – с нарушениями слуха; 1784 (22%) – с нарушением опорно-двигательного аппарата; 2207 (27%) – с соматическими заболеваниями; 44 (1%) – с психическими заболеваниями.
Для 310 (38%) респондентов диагноз не был указан. Как видно из результатов, подавляющее число студентов имеют различные соматические заболевания.
В социальных проектах работа с людьми с ОВЗ относятся к категории сложнейших вопросов. Одним из первых считается адаптация и их приспособленность к полноценной жизни в обществе здоровых сверстников. Вторым немаловажным фактором является архитектурная среда в целом, в которой они могли бы взаимодействовать друг с другом [6].
Не учитываются особенности и потребности иностранцев и приезжих людей. Все это влечет за собой затруднения во всех сферах жизни данной категории граждан.
Во многом это зависит не только от психологического воздействия общества, факторов природной среды, но и от того, как целесообразно организована предметно-ориентированная среда.
На основании поднятых социальных вопросов проводится ряд социальных проектов, внедрение законов, на основании которых все люди с ограниченными возможностями могли развиваться, обучаться и работать вместе со здоровыми людьми [4].
Государство играет основополагающую роль. Перед ним остро стоит вопрос не только о необходимости развития теоретических и практических знаний в области функционирования субъектов социального проектирования для гармоничного развития общества в целом, а также и о совершенствовании методик и технологий социального проектирования доступной среды для граждан с ОВЗ, и иностранных, иногородних людей.
Как выше было сказано, программа гуманной среды связана с концепцией развития современных городов, их инженерных, социальных и транспортных инфраструктур.
Для этой группы людей важна информативность, безопасность и комфортность для адаптации в незнакомой среде. Информация должна быть на разных языках, должны быть информационные таблички, стенды, карты. Студенты должны понимать, где они находятся в каждый период времени и направление их дальнейшего передвижения. Должно быть обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, сокращение времени и усилий на получение необходимой информации [5].
Однако при адаптации социально значимых объектов в окружающей среде стоит учитывать особенности различных групп инвалидности. Часто подобная проблема до конца остается нерешенной и порождает ряд сложностей:
- отсутствие необходимого оборудования и архитектурно-планировочных решений зданий и территорий для людей с ОВЗ;
- адаптированные объекты для людей с расширенными потребностями приспособлены не полностью, а лишь локально, что затрудняет их полноценное использование с инклюзивным направлением.
- не учитываются потребности иногородних людей и иностранцев для адаптации в незнакомой среде.
Ориентация высшего образования на всемерное удовлетворение потребностей лиц с инвалидностью, иностранцев и иногородних, вызывает повышенные требования к нормативно-правовой базе, которая должна обеспечивать доступ к получению людьми с инвалидностью качественного высшего образования, позволяющего им быть конкурентно способными на современном рынке труда [7].
Содержание данных документов предусматривают создание в образовательных организациях высшего образования необходимых специальных условий, в том числе и создание ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов, основными целями, деятельности которых является формирование системы ресурсов, обеспечивающих доступность и качество высшего образования для студентов с инвалидностью. На современном этапе к ней подключились возможности цифровизация, дистанционного обучения адаптации посредством виртуальной реальности.
В настоящее время в Российской Федерации существует целый ряд федеральных целевых программ и несколько российских Вузов финансируются из целевых средств на укрепление материально-технической базы высшего образования инвалидов. Благодаря этому увеличился прием людей с ограниченными возможностями здоровья в Высшие учебные заведения.
Таких ВУЗов несколько, но их число постоянно растет. В 2002 году это были Московский институт-интернат МГТУ им. Баумана, Новосибирский государственный технический университет.
Позже к перечисленным Вузам с образовательными программами для инвалидов по госзаказу присоединился Московский городской педагогический университет, Красноярский торгово-экономический институт, Российский государственный педагогический университет им. Герцена (Санкт-Петербург).
На Дальнем востоке были отмечены ВУЗы Дальневосточный федеральный университет, Тихоокеанский государственный университет, Владивостокский государственном университете экономики и сервиса.
Самым современным примеров реализации инклюзивного образования служит Дальневосточный федеральный университет.
На передний план выходят новейшие технологии, обеспечивающие доступ к мировым информационно-образовательным ресурсам людям с любыми формами ограничений здоровья. Этим требованиям отвечает и инфраструктура кампуса ДВФУ на о. Русском, которая полностью соответствует принципам безбарьерной среды».
В Тихоокеанском государственном университете, «разработаны паспорта доступности, в которых предусмотрены различные мероприятия по формированию доступной среды.
Необходимы специальные условия, в том числе и создание ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов, основными целями, деятельности которых является формирование системы ресурсов, обеспечивающих доступность и качество высшего образования для студентов с инвалидностью. Так же следует учесть потребности иностранных и иногородних студентов, сотрудников для содействия в обеспечении доступности и повышении качества высшего образования студентов данной категории в вузах РФ [8].
Политика высшего образования для инвалидов ориентируется на инвалидов как социальное меньшинство, оставляя за государством и учебными заведениями, а не за самими абитуриентами, выбор образовательной программы и места обучения: большинство существующих программ специализированы по диагнозу и локализованы в отдельных регионах, что существенно сужает образовательный выбор инвалида.
Отечественные университеты в разное время и по разным причинам начали работу по высшему образованию для инвалидов, иностранцев и приобрели этот бесценный опыт. Некоторые университеты разработали "традиционный" набор предложений для абитуриентов-инвалидов, таких, как компьютерные технологии и дизайн. В других университетах предложения варьируются в зависимости от набора по определенным специальностям.
Анализируя отечественный опыт, подведем следующие итоги. На современном этапе политика государства направленна на интеграцию инвалидов в общественную жизнь, одним из таких направлений является инклюзивное образование. Современный российский опыт в этом направлении еще только зарождается. Необходимы специальные условия, в том числе и создание ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов, основными целями, деятельности которых является формирование системы ресурсов, обеспечивающих доступность и качество высшего образования для студентов с инвалидностью.