Раскрывая понятие «реорганизация юридического лица», необходимо обозначить пробел в российском законодательстве, выраженный в отсутствии правовой дефиниции, характеризующей обозначенный термин, как самостоятельного правового явления.
Разумеется, данное обстоятельство послужило почвой для теоретических дискуссий в научной среде и формированию гигантского пласта различных определений.
Так, Е.А. Суханов реорганизацию юридического лица рассматривает через его прекращение и учреждение нового, к которому переходят права и обязанности ранее существовавшего лица [5].
По мнению B.C. Мартемьянова, реорганизация представляет собой только прекращение существования организации в ее прежнем виде без прекращения ее дел и имущества на основании правопреемства [4].
Как отмечает А. А. Тебряев, реорганизация юридического лица – это прекращение его деятельности, характеризующееся общим (универсальным) правопреемством, поскольку единоличное правопреемство при реорганизации невозможно [6].
B.B. Долинская также рассматривает реорганизацию с позиции последствий прекращения юридических лиц: это относительное прекращение при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам [3].
Т.Д. Аиткулов, не используя словосочетание «относительное прекращение», следующим образом раскрывает понятие реорганизации: это «...продолжение всей или части (при выделении) деятельности реорганизуемого лица другими лицами», что обеспечивается посредством применения института универсального правопреемства [2].
Таким образом, проблема определения «реорганизация юридического лица» разработана теорией и вопреки множеству форм определения можно выделить содержание, характеризующее само правовое явление.
Реорганизация юридического лица – прекращение юридического лица, влекущее возникновение отношений правопреемства юридических лиц, в результате которого происходит одновременное создание одного, либо нескольких новых, и/или прекращение одного, либо нескольких прежних юридических лиц.
Помимо этого, стоит отметить, что реорганизация юридического лица еще и обобщающее, т.е. включает в себе конкретные формы изменения организационно-правовой формы юридического лица, а именно слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В силу прямого указания закона допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм.
Во многом значение и цели реорганизации юридического лица продиктованы внешними обстоятельствам и именно они детерминируют форму реорганизации.
Гражданским кодексом РФ определены пять форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование [1]. Для каждого предприятия форма реорганизации будет, конечно, выбрана своя, но в любом случае потребуется найти правильное юридическое и бухгалтерское оформление предстоящих хозяйственных операций по изменению структуры предприятия.
Если перед хозяйствующими субъектами стоит задача увеличения и объединения капитала, наиболее подходящими формами реорганизации для них выступят (консолидирующие формы реорганизации) слияние и присоединение. Действующий ГК РФ не содержит формально закрепленных понятий «слияние» и «присоединение», и тем более закон не приводит классификации форм реорганизации.
Стоит обратить внимание, что проблематикой консолидаций компаний занимались ученые Российской Империи. Так, Г.Ф. Шершеневич раскрывал консолидацию, как соединение имущества однородных предприятий для совместного достижения преследуемых целей. При этом ученый выделял две формы слияния.
Первая форма - «Поглощение» одной компанией другой и передачей на последнюю всей собственности поглощаемого компании.
Вторая форма – ликвидация обеих организаций в целях объедения их капиталов.
Обе формы нацелены на консолидацию имущества в целях увеличение капитала.
Таким образом можно выявить логику и историческую нить развития института реорганизации юридических лиц и обозначить слияние и присоединение, как консолидирующие формы реорганизации.