Главная
АИ #25 (155)
Статьи журнала АИ #25 (155)
Активизация речи у неговорящих детей с детским церебральным параличом

Активизация речи у неговорящих детей с детским церебральным параличом

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

детский церебральный паралич
ДЦП
речь
неговорящие дети
безречевые дети
речевая диагностика

Аннотация статьи

В статье рассматриваются понятия неговорящие дети, безречевые дети. Прослеживается связь отсутствия речи у таких детей с их непосредственным нарушением (ДЦП). Выделены речевые компоненты диагностики «безречевых» детей и показаны этапы коррекционной работы по активизации речи с таким детьми.

Текст статьи

Заболевание детский церебральный паралич (ДЦП) известно на протяжении нескольких веков. Сейчас ДЦП это объект пристального внимания не только неврологов, педиатров, ортопедов, но и нейрохирургов, генетиков, реабилитологов, логопедов, дефектологов, психологов, психиатров и других специалистов [2]. Тем не менее, четкого определения ДЦП как формы патологии до настоящего времени не существует. На заседании ВОЗ в 1958 г. в Оксфорде термин ДЦП утвердили как: «ДЦП – непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела; заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга» [1]. На текущий момент он не отражает всего многообразия неврологических нарушений, но им продолжают пользоваться, так как другого определения до сих пор не дано. Многие специалисты не согласны с тем, что ДЦП это непрогрессирующее заболевание. Можно предположить, что с ростом и развитием ребенка клиническая картина заболевания ухудшается и это обуславливает впечатление прогрессирующего прогресса. Это связано с декомпенсирующим характером течения заболевания, т.е. несоответствием возможностей нервной системы и физиологическими требованиями растущего организма. Приводит к ограничению в передвижении, самообслуживании, общении с другими людьми и психологическим проблемам. Данное предположение дает основание рассматривать ДЦП как совокупность синдромов, при которых функциональные нарушения по мере их становления и развития проходят сложную динамику. Мнение о том, что повреждение головного мозга происходит на ранних этапах его развития и специфика клинических проявлений обусловлена периодом воздействия повреждающего фактора, солидарно [2].

По данным Федерального реестра инвалидов, число детей-инвалидов дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) в России увеличивается, так на 01.01.2021 года количество детей составило 154 тыс. детей, за 2021 год – 155 тыс. детей, за 2022 год – 150 тыс. детей, на 01.06.2023 года составляет 153 тыс. детей. Выборка по количеству детей-инвалидов в возрасте от 4 до 7 лет Приморского края за те же периоды составляет 1 463 ребенка, 1487 детей, 1427 детей и 1498 детей соответственно [3]. Из вышеуказанного количества инвалидизированных детей процент речевых расстройств занимает порядка 80% из всех видов нарушений.

А.Н. Леонтьев определял понятие «речь» как своеобразный, специфический человеческий способ формирования и формулирования мысли посредством языка [4]. Речь – это «инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта» [5, с.36].

Речь является необходимым условием любой когнитивной функции. Сложность проблемы речи заключается в том, что речевые расстройства четкого деления на локальные и нелокальные не имеют. Невозможно определить относятся они к общемозговой неполноценности или нарушена работа отдельных зон мозга [6]. Основанием нарушения речи является не только повреждение отдельных структур головного мозга (кора, подкорка и ствол ГМ), но и их позднее формирование или вообще их недоразвитие. Это молодые отделы головного мозга, которые интенсивно начинают развиваться уже после рождения (премоторно-лобная и теменно-височная области коры ГМ).

Статистические данные подтверждают рост количества речевых нарушений. Специалисты отмечают комплексное органическое нарушение речевой системы – отсутствие речи. Понятия «неговорящий», «безречевой» ребенок стали использоваться в лексиконе коррекционных педагогов. «Безречевые» дети – это полиморфная группа детей, которые неспособны вербально пользоваться средствами коммуникации. Про таких детей говорят, что они могут говорить, но не хотят, ленятся. Все неговорящие дети выглядят одинаково – молчат, но дефект у них может быть разным. К ним можно отнести детей с сенсорной или моторной алалией, анартрией, нарушением слуха, задержкой психо-речевого развития, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, ранним детским аутизмом. Неговорящие дети – это дети с тяжелыми речевыми нарушениями (Р.Е. Левина). У детей с ОНР первого уровня как правило отсутствует мотивация к речевому общению, несформированность функций речи (регулирующая, коммуникативная, планирующая), сенсомоторный уровень речи недостаточно развит. Родители, используя просьбу «скажи», формируют речевой негативизм. Ребенок избегает контактов с детьми и взрослыми, отказывается от речевой деятельности. Детей, у которых в лексиконе порядка 30 слов, но они облегченные, лепетные, многозначные, искаженные, мы также отнесем к неговорящим. Дети, не владеющие активной речью, имеют сниженный уровень ее понимания. В раннем возрасте отставание может быть незначительным. Взрослея, его разрыв со сверстниками виден более явно.

Ведущими целями в работе с неговорящими детьми являются создание мотивации к речевой деятельности и развитие речевой инициативы.

Особенности речевого онтогенеза каждого ребенка в отдельности можно условно разбить на три группы:

  1. молчуны (мало говорят, но стараются это делать правильно);
  2. говоруны – много говорят, но не следят за языковой формой высказываний;
  3. дети третьей группы совмещают вышеперечисленные особенности.

На основе этих групп складывается коррекционная работа на:

  1. понимание обращенной речи;
  2. стимуляцию любых звукоподражаний;
  3. сенсорное развитие;
  4. развитие мелкой моторики и действий с предметами.

Ввиду особенностей физического развития дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ограниченный объем знаний об окружающем мире, недостаточное или вообще отсутствие предметно-практической деятельности и социальных контактов. Родители оказывают не маловажную роль в недоразвитие речевой функции ввиду своего воспитания (чрезмерная опека, предупреждение желаний ребенка по его указанию). Поэтому у ребенка не формируется потребность в речи.

Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом нашло отражение в исследованиях (Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.А. Панченко, Е.Ф. Архипова и др.). Для различных нарушений двигательной сферы (разные формы ДЦП) характерны специфические нарушения речи. Е.М. Мастюкова и Е.Ф. Архипова и др. описывают особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом. Характерными чертами речевого нарушения являются:

  1. моторная речевая недостаточность;
  2. задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период;
  3. наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия;
  4. экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП;
  5. чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.

Обычно доречевой период ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается на 2-3 года по отношению к этому же периоду у нормотипичного ребенка. К году у детей с детским церебральным параличом снижается потребность в речевом развитии. В лучшем случае они могут произносить одно-два слова, предпочитая общаться с помощью жестов, мимики или крика. Скачок в развитии речи возможен в конце третьего года, если ребенок находится в коррекции. Фразовая речь появляется к 4-5 годам, в возрасте 6-7 лет идет ее интенсивное развитие. Однако, все зависит от локализации и тяжести поражения головного мозга, состояния интеллекта, времени начала коррекционной работы [7].

Выделяют следующие основные речевые компоненты диагностики «безречевых» детей:

  1. фонетико-фонематическая (различные формы дизартрий) – нарушено произношение звуков, их последовательность в освоении; дефектная артикуляция; трудности в анализе звука на слух, невозможность повторить ритмический ряд);
  2. лексическая (ограничение словарного запаса);
  3. грамматическая (ограничение общения; нарушение слуха, внимания; недоразвитие познавательной функции);
  4. формирование связной речи (низкая сформированность связной речи).

Речь насильно вызвать нельзя, можно только уловить момент, когда сформировавшиеся в мозгу фонемы готовый выйти. И тогда следует их подхватить, закрепить и помочь ребенку осознать, что он смог что-то вымолвить. «Научиться говорить можно только разговаривая» [10, с.121].

Таким образом, стимуляция речевой активности у «неговорящих» детей процесс длительный и трудный, требующий творческого подхода. Немаловажна в этой работе эмоциональная составляющая. Вызывание речи возможно при контакте: ребенок смотрим на ваше лицо, а вы ему в глаза таким взглядом, который «скажет», что он должен сосредоточиться. Речь педагога должна состоять из лёгких слов, строящихся в простые предложения. В результате когнитивной активности и развития мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности должна начать формироваться потребность в вербальном общении, приведя к становлению речевой деятельности детей.

Список литературы

  1. Кударинова А.С., Садвакасова Н.А., Ашимханова Г.С., Арбабаева А.Т., Жусупбекова З.Д. Особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 2-1. с. 46-49; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6373 (дата обращения: 12.06.2023)
  2. Пак Л.А. Мультидисциплинарное сопровождение детей с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] //ФГАУ Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Министерства здравоохранения РФ. 06 мая 2019. URL: https://nczd.ru/science/discom/dissertatations/pak-lalje-alievna/
  3. Федеральная государственная информационная система. // Федеральный реестр инвалидов URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei
  4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики- М.; СПб, 2003.
  5. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 168 с.
  6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное. – М.: Издательство АСТ, 2022. – 544 с.
  7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ.сред. пед.учебн.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  8. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. – М .: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
  9. Ткаченко Т.А. Система логопедической работы с неговорящими детьми: теория, методика, организация занятий, конспекты. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 105 с.
  10. Августова Р.Т. В начале было слово: Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития. – М.: Этерна, 2015. – 384 с.
  11. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: Логомаг, 2015. – 90 с.
  12. Кулькова Н. Запускаем речь у неговорящих детей. Диагностика и коррекция. От безречия до фразы. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 118 с.
  13. Корсакова Ю.В. Руководство по запуску речи ребенка. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 94 с.
  14. Никифорова, А. В. Особенности речевой мотивации и формирование потребности в речевом общении у безречевых детей / А. В. Никифорова, В. А. Дубовская // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: поиск эффективных решений : сборник материалов вузовской заочной научно-практической студенческой конференции, Курган, 16 мая 2022 года / Курганский государственный университет. – Курган: Курганский государственный университет, 2022. – С. 38-44. – EDN QJDUAC.
  15. Атапина, В. В. Психолингвистический подход к формированию речи и стимуляции речевой активности у неговорящих детей раннего дошкольного возраста / В. В. Атапина // Инновационные научные исследования. – 2022. – № 11-4(23). – С. 84-91. – DOI 10.5281/zenodo.7396370. – ЭДН КСНИОК.

Поделиться

3440

Гагаченко Е. А. Активизация речи у неговорящих детей с детским церебральным параличом // Актуальные исследования. 2023. №25 (155). Ч.II.С. 60-63. URL: https://apni.ru/article/6571-aktivizatsiya-rechi-u-negovoryashchikh-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря