Активизация речи у неговорящих детей с детским церебральным параличом

В статье рассматриваются понятия неговорящие дети, безречевые дети. Прослеживается связь отсутствия речи у таких детей с их непосредственным нарушением (ДЦП). Выделены речевые компоненты диагностики «безречевых» детей и показаны этапы коррекционной работы по активизации речи с таким детьми.

Аннотация статьи
ДЦП
неговорящие дети
безречевые дети
речевая диагностика
речь
детский церебральный паралич
Ключевые слова

Заболевание детский церебральный паралич (ДЦП) известно на протяжении нескольких веков. Сейчас ДЦП это объект пристального внимания не только неврологов, педиатров, ортопедов, но и нейрохирургов, генетиков, реабилитологов, логопедов, дефектологов, психологов, психиатров и других специалистов [2]. Тем не менее, четкого определения ДЦП как формы патологии до настоящего времени не существует. На заседании ВОЗ в 1958 г. в Оксфорде термин ДЦП утвердили как: «ДЦП – непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела; заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга» [1]. На текущий момент он не отражает всего многообразия неврологических нарушений, но им продолжают пользоваться, так как другого определения до сих пор не дано. Многие специалисты не согласны с тем, что ДЦП это непрогрессирующее заболевание. Можно предположить, что с ростом и развитием ребенка клиническая картина заболевания ухудшается и это обуславливает впечатление прогрессирующего прогресса. Это связано с декомпенсирующим характером течения заболевания, т.е. несоответствием возможностей нервной системы и физиологическими требованиями растущего организма. Приводит к ограничению в передвижении, самообслуживании, общении с другими людьми и психологическим проблемам. Данное предположение дает основание рассматривать ДЦП как совокупность синдромов, при которых функциональные нарушения по мере их становления и развития проходят сложную динамику. Мнение о том, что повреждение головного мозга происходит на ранних этапах его развития и специфика клинических проявлений обусловлена периодом воздействия повреждающего фактора, солидарно [2].

По данным Федерального реестра инвалидов, число детей-инвалидов дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) в России увеличивается, так на 01.01.2021 года количество детей составило 154 тыс. детей, за 2021 год – 155 тыс. детей, за 2022 год – 150 тыс. детей, на 01.06.2023 года составляет 153 тыс. детей. Выборка по количеству детей-инвалидов в возрасте от 4 до 7 лет Приморского края за те же периоды составляет 1 463 ребенка, 1487 детей, 1427 детей и 1498 детей соответственно [3]. Из вышеуказанного количества инвалидизированных детей процент речевых расстройств занимает порядка 80% из всех видов нарушений.

А.Н. Леонтьев определял понятие «речь» как своеобразный, специфический человеческий способ формирования и формулирования мысли посредством языка [4]. Речь – это «инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта» [5, с.36].

Речь является необходимым условием любой когнитивной функции. Сложность проблемы речи заключается в том, что речевые расстройства четкого деления на локальные и нелокальные не имеют. Невозможно определить относятся они к общемозговой неполноценности или нарушена работа отдельных зон мозга [6]. Основанием нарушения речи является не только повреждение отдельных структур головного мозга (кора, подкорка и ствол ГМ), но и их позднее формирование или вообще их недоразвитие. Это молодые отделы головного мозга, которые интенсивно начинают развиваться уже после рождения (премоторно-лобная и теменно-височная области коры ГМ).

Статистические данные подтверждают рост количества речевых нарушений. Специалисты отмечают комплексное органическое нарушение речевой системы – отсутствие речи. Понятия «неговорящий», «безречевой» ребенок стали использоваться в лексиконе коррекционных педагогов. «Безречевые» дети – это полиморфная группа детей, которые неспособны вербально пользоваться средствами коммуникации. Про таких детей говорят, что они могут говорить, но не хотят, ленятся. Все неговорящие дети выглядят одинаково – молчат, но дефект у них может быть разным. К ним можно отнести детей с сенсорной или моторной алалией, анартрией, нарушением слуха, задержкой психо-речевого развития, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, ранним детским аутизмом. Неговорящие дети – это дети с тяжелыми речевыми нарушениями (Р.Е. Левина). У детей с ОНР первого уровня как правило отсутствует мотивация к речевому общению, несформированность функций речи (регулирующая, коммуникативная, планирующая), сенсомоторный уровень речи недостаточно развит. Родители, используя просьбу «скажи», формируют речевой негативизм. Ребенок избегает контактов с детьми и взрослыми, отказывается от речевой деятельности. Детей, у которых в лексиконе порядка 30 слов, но они облегченные, лепетные, многозначные, искаженные, мы также отнесем к неговорящим. Дети, не владеющие активной речью, имеют сниженный уровень ее понимания. В раннем возрасте отставание может быть незначительным. Взрослея, его разрыв со сверстниками виден более явно.

Ведущими целями в работе с неговорящими детьми являются создание мотивации к речевой деятельности и развитие речевой инициативы.

Особенности речевого онтогенеза каждого ребенка в отдельности можно условно разбить на три группы:

  1. молчуны (мало говорят, но стараются это делать правильно);
  2. говоруны – много говорят, но не следят за языковой формой высказываний;
  3. дети третьей группы совмещают вышеперечисленные особенности.

На основе этих групп складывается коррекционная работа на:

  1. понимание обращенной речи;
  2. стимуляцию любых звукоподражаний;
  3. сенсорное развитие;
  4. развитие мелкой моторики и действий с предметами.

Ввиду особенностей физического развития дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ограниченный объем знаний об окружающем мире, недостаточное или вообще отсутствие предметно-практической деятельности и социальных контактов. Родители оказывают не маловажную роль в недоразвитие речевой функции ввиду своего воспитания (чрезмерная опека, предупреждение желаний ребенка по его указанию). Поэтому у ребенка не формируется потребность в речи.

Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом нашло отражение в исследованиях (Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.А. Панченко, Е.Ф. Архипова и др.). Для различных нарушений двигательной сферы (разные формы ДЦП) характерны специфические нарушения речи. Е.М. Мастюкова и Е.Ф. Архипова и др. описывают особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом. Характерными чертами речевого нарушения являются:

  1. моторная речевая недостаточность;
  2. задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период;
  3. наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия;
  4. экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП;
  5. чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.

Обычно доречевой период ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается на 2-3 года по отношению к этому же периоду у нормотипичного ребенка. К году у детей с детским церебральным параличом снижается потребность в речевом развитии. В лучшем случае они могут произносить одно-два слова, предпочитая общаться с помощью жестов, мимики или крика. Скачок в развитии речи возможен в конце третьего года, если ребенок находится в коррекции. Фразовая речь появляется к 4-5 годам, в возрасте 6-7 лет идет ее интенсивное развитие. Однако, все зависит от локализации и тяжести поражения головного мозга, состояния интеллекта, времени начала коррекционной работы [7].

Выделяют следующие основные речевые компоненты диагностики «безречевых» детей:

  1. фонетико-фонематическая (различные формы дизартрий) – нарушено произношение звуков, их последовательность в освоении; дефектная артикуляция; трудности в анализе звука на слух, невозможность повторить ритмический ряд);
  2. лексическая (ограничение словарного запаса);
  3. грамматическая (ограничение общения; нарушение слуха, внимания; недоразвитие познавательной функции);
  4. формирование связной речи (низкая сформированность связной речи).

Речь насильно вызвать нельзя, можно только уловить момент, когда сформировавшиеся в мозгу фонемы готовый выйти. И тогда следует их подхватить, закрепить и помочь ребенку осознать, что он смог что-то вымолвить. «Научиться говорить можно только разговаривая» [10, с.121].

Таким образом, стимуляция речевой активности у «неговорящих» детей процесс длительный и трудный, требующий творческого подхода. Немаловажна в этой работе эмоциональная составляющая. Вызывание речи возможно при контакте: ребенок смотрим на ваше лицо, а вы ему в глаза таким взглядом, который «скажет», что он должен сосредоточиться. Речь педагога должна состоять из лёгких слов, строящихся в простые предложения. В результате когнитивной активности и развития мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности должна начать формироваться потребность в вербальном общении, приведя к становлению речевой деятельности детей.

Текст статьи
  1. Кударинова А.С., Садвакасова Н.А., Ашимханова Г.С., Арбабаева А.Т., Жусупбекова З.Д. Особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 2-1. с. 46-49; URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6373 (дата обращения: 12.06.2023)
  2. Пак Л.А. Мультидисциплинарное сопровождение детей с детским церебральным параличом [Электронный ресурс] //ФГАУ Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Министерства здравоохранения РФ. 06 мая 2019. URL: https://nczd.ru/science/discom/dissertatations/pak-lalje-alievna/
  3. Федеральная государственная информационная система. // Федеральный реестр инвалидов URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei
  4. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики- М.; СПб, 2003.
  5. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 168 с.
  6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. Теория и практика. 2-е издание, переработанное, расширенное. – М.: Издательство АСТ, 2022. – 544 с.
  7. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб.пособие для студ.сред. пед.учебн.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.
  8. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. – М .: АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
  9. Ткаченко Т.А. Система логопедической работы с неговорящими детьми: теория, методика, организация занятий, конспекты. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 105 с.
  10. Августова Р.Т. В начале было слово: Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития. – М.: Этерна, 2015. – 384 с.
  11. Лынская М.И. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: Логомаг, 2015. – 90 с.
  12. Кулькова Н. Запускаем речь у неговорящих детей. Диагностика и коррекция. От безречия до фразы. – Ростов н/Д: Феникс, 2023. – 118 с.
  13. Корсакова Ю.В. Руководство по запуску речи ребенка. – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 94 с.
  14. Никифорова, А. В. Особенности речевой мотивации и формирование потребности в речевом общении у безречевых детей / А. В. Никифорова, В. А. Дубовская // Актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: поиск эффективных решений : сборник материалов вузовской заочной научно-практической студенческой конференции, Курган, 16 мая 2022 года / Курганский государственный университет. – Курган: Курганский государственный университет, 2022. – С. 38-44. – EDN QJDUAC.
  15. Атапина, В. В. Психолингвистический подход к формированию речи и стимуляции речевой активности у неговорящих детей раннего дошкольного возраста / В. В. Атапина // Инновационные научные исследования. – 2022. – № 11-4(23). – С. 84-91. – DOI 10.5281/zenodo.7396370. – ЭДН КСНИОК.
Список литературы