Заболевание детский церебральный паралич (ДЦП) известно на протяжении нескольких веков. Сейчас ДЦП это объект пристального внимания не только неврологов, педиатров, ортопедов, но и нейрохирургов, генетиков, реабилитологов, логопедов, дефектологов, психологов, психиатров и других специалистов [2]. Тем не менее, четкого определения ДЦП как формы патологии до настоящего времени не существует. На заседании ВОЗ в 1958 г. в Оксфорде термин ДЦП утвердили как: «ДЦП – непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела; заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга» [1]. На текущий момент он не отражает всего многообразия неврологических нарушений, но им продолжают пользоваться, так как другого определения до сих пор не дано. Многие специалисты не согласны с тем, что ДЦП это непрогрессирующее заболевание. Можно предположить, что с ростом и развитием ребенка клиническая картина заболевания ухудшается и это обуславливает впечатление прогрессирующего прогресса. Это связано с декомпенсирующим характером течения заболевания, т.е. несоответствием возможностей нервной системы и физиологическими требованиями растущего организма. Приводит к ограничению в передвижении, самообслуживании, общении с другими людьми и психологическим проблемам. Данное предположение дает основание рассматривать ДЦП как совокупность синдромов, при которых функциональные нарушения по мере их становления и развития проходят сложную динамику. Мнение о том, что повреждение головного мозга происходит на ранних этапах его развития и специфика клинических проявлений обусловлена периодом воздействия повреждающего фактора, солидарно [2].
По данным Федерального реестра инвалидов, число детей-инвалидов дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) в России увеличивается, так на 01.01.2021 года количество детей составило 154 тыс. детей, за 2021 год – 155 тыс. детей, за 2022 год – 150 тыс. детей, на 01.06.2023 года составляет 153 тыс. детей. Выборка по количеству детей-инвалидов в возрасте от 4 до 7 лет Приморского края за те же периоды составляет 1 463 ребенка, 1487 детей, 1427 детей и 1498 детей соответственно [3]. Из вышеуказанного количества инвалидизированных детей процент речевых расстройств занимает порядка 80% из всех видов нарушений.
А.Н. Леонтьев определял понятие «речь» как своеобразный, специфический человеческий способ формирования и формулирования мысли посредством языка [4]. Речь – это «инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта» [5, с.36].
Речь является необходимым условием любой когнитивной функции. Сложность проблемы речи заключается в том, что речевые расстройства четкого деления на локальные и нелокальные не имеют. Невозможно определить относятся они к общемозговой неполноценности или нарушена работа отдельных зон мозга [6]. Основанием нарушения речи является не только повреждение отдельных структур головного мозга (кора, подкорка и ствол ГМ), но и их позднее формирование или вообще их недоразвитие. Это молодые отделы головного мозга, которые интенсивно начинают развиваться уже после рождения (премоторно-лобная и теменно-височная области коры ГМ).
Статистические данные подтверждают рост количества речевых нарушений. Специалисты отмечают комплексное органическое нарушение речевой системы – отсутствие речи. Понятия «неговорящий», «безречевой» ребенок стали использоваться в лексиконе коррекционных педагогов. «Безречевые» дети – это полиморфная группа детей, которые неспособны вербально пользоваться средствами коммуникации. Про таких детей говорят, что они могут говорить, но не хотят, ленятся. Все неговорящие дети выглядят одинаково – молчат, но дефект у них может быть разным. К ним можно отнести детей с сенсорной или моторной алалией, анартрией, нарушением слуха, задержкой психо-речевого развития, интеллектуальной недостаточностью, ДЦП, ранним детским аутизмом. Неговорящие дети – это дети с тяжелыми речевыми нарушениями (Р.Е. Левина). У детей с ОНР первого уровня как правило отсутствует мотивация к речевому общению, несформированность функций речи (регулирующая, коммуникативная, планирующая), сенсомоторный уровень речи недостаточно развит. Родители, используя просьбу «скажи», формируют речевой негативизм. Ребенок избегает контактов с детьми и взрослыми, отказывается от речевой деятельности. Детей, у которых в лексиконе порядка 30 слов, но они облегченные, лепетные, многозначные, искаженные, мы также отнесем к неговорящим. Дети, не владеющие активной речью, имеют сниженный уровень ее понимания. В раннем возрасте отставание может быть незначительным. Взрослея, его разрыв со сверстниками виден более явно.
Ведущими целями в работе с неговорящими детьми являются создание мотивации к речевой деятельности и развитие речевой инициативы.
Особенности речевого онтогенеза каждого ребенка в отдельности можно условно разбить на три группы:
- молчуны (мало говорят, но стараются это делать правильно);
- говоруны – много говорят, но не следят за языковой формой высказываний;
- дети третьей группы совмещают вышеперечисленные особенности.
На основе этих групп складывается коррекционная работа на:
- понимание обращенной речи;
- стимуляцию любых звукоподражаний;
- сенсорное развитие;
- развитие мелкой моторики и действий с предметами.
Ввиду особенностей физического развития дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ограниченный объем знаний об окружающем мире, недостаточное или вообще отсутствие предметно-практической деятельности и социальных контактов. Родители оказывают не маловажную роль в недоразвитие речевой функции ввиду своего воспитания (чрезмерная опека, предупреждение желаний ребенка по его указанию). Поэтому у ребенка не формируется потребность в речи.
Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом нашло отражение в исследованиях (Л.А. Данилова, М.В. Ипполитова, И.А. Панченко, Е.Ф. Архипова и др.). Для различных нарушений двигательной сферы (разные формы ДЦП) характерны специфические нарушения речи. Е.М. Мастюкова и Е.Ф. Архипова и др. описывают особенности речевого развития детей с детским церебральным параличом. Характерными чертами речевого нарушения являются:
- моторная речевая недостаточность;
- задержка речевого развития отмечается уже в доречевой период;
- наиболее часто отмечается псевдобульбарная дизартрия;
- экстрапирамидная форма дизартрии наблюдается при гиперкинетической форме ДЦП;
- чаще дизартрия сочетается с задержками речевого развития или с алалией.
Обычно доречевой период ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата увеличивается на 2-3 года по отношению к этому же периоду у нормотипичного ребенка. К году у детей с детским церебральным параличом снижается потребность в речевом развитии. В лучшем случае они могут произносить одно-два слова, предпочитая общаться с помощью жестов, мимики или крика. Скачок в развитии речи возможен в конце третьего года, если ребенок находится в коррекции. Фразовая речь появляется к 4-5 годам, в возрасте 6-7 лет идет ее интенсивное развитие. Однако, все зависит от локализации и тяжести поражения головного мозга, состояния интеллекта, времени начала коррекционной работы [7].
Выделяют следующие основные речевые компоненты диагностики «безречевых» детей:
- фонетико-фонематическая (различные формы дизартрий) – нарушено произношение звуков, их последовательность в освоении; дефектная артикуляция; трудности в анализе звука на слух, невозможность повторить ритмический ряд);
- лексическая (ограничение словарного запаса);
- грамматическая (ограничение общения; нарушение слуха, внимания; недоразвитие познавательной функции);
- формирование связной речи (низкая сформированность связной речи).
Речь насильно вызвать нельзя, можно только уловить момент, когда сформировавшиеся в мозгу фонемы готовый выйти. И тогда следует их подхватить, закрепить и помочь ребенку осознать, что он смог что-то вымолвить. «Научиться говорить можно только разговаривая» [10, с.121].
Таким образом, стимуляция речевой активности у «неговорящих» детей процесс длительный и трудный, требующий творческого подхода. Немаловажна в этой работе эмоциональная составляющая. Вызывание речи возможно при контакте: ребенок смотрим на ваше лицо, а вы ему в глаза таким взглядом, который «скажет», что он должен сосредоточиться. Речь педагога должна состоять из лёгких слов, строящихся в простые предложения. В результате когнитивной активности и развития мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности должна начать формироваться потребность в вербальном общении, приведя к становлению речевой деятельности детей.