Современное российское общество довольно сложно устроено. Сложность устроенности российского общества прежде всего связана с историческими, политическими аспектами, а также географическим положением Российской Федерации. Исторические последствия проявляются в кризисном состоянии 90-х годов XX века, а также распаде СССР.
Российское общество многонациональное и многоконфессиональное, что в свою очередь оказывает влияние на мораль и нравственность. Общество не может быть закрытым и проявляется воздействие других стран на взгляды, и мировоззрение на российское общество. В обществе наблюдаются различные перемены в положительную или отрицательную. В настоящее время общество становится, в связи с развитием прогресса, информационным, где информация и знание представляет важнейшую ценность.
В результате информационной революции очень многие получили доступ к информации в таком объеме, о каком не могли и мечтать страждущие знаний прошлого поколения. Однако этот поток знаний не всегда обеспечивает лучшую информационность; зачастую он способствует информационной путанице и фрагментарности знаний, формированию поверхностных недолговременных знаний, так как происходит постоянное обновление информации, а прежняя информация становится невостребованной и неэффективной, устаревшей. Даже сам термин «информационное общество» уже устарел, изжил себя [1, с.181].
Зачастую многие средства массовой информации передают информацию в искажённом виде не так, как было событие на самом деле. Негатив события, преподнесённой информации влияет на общество, а также на мораль и нравственность в целом делает многих безнравственными, а также поведение у многих становится аморальным. Многие современные произведения искусства такие, как художественный фильм показывают отрицательные образы. В свою очередь люди копируют поведение известных людей своих кумиров.
Российское общество хочет быть похожим на общество различных иностранных государств. Так как многие страны и народы уникальны, стремление быть похожим на что-то зарубежное невозможно.
Современное общество состоит из людей, где каждый человек уникален. Главная ценность общества и есть жизнь каждого отдельного человека. В любом обществе и у любого человека есть различные потребности. Потребности можно разделить на материальные, биологические, духовные. В обществе есть экономические, политические потребности. Духовные потребности: всем людям необходимо общаться друг с другом, а также для развития личности (посещение картинных галерей), что делает каждого человека более душевным. Посещая различные выставки, многие задумываются о морали влияния на человека. Для развития страны и общества необходимо реализовывать общественные потребности и запросы, такие как демократические выборы, независимый суд, защита частной собственности, независимые средства массовой информации.
Многое из происходящего в обществе имеет влияние на мораль и нравственность. О морали и нравственности чаще всего люди задумываются, когда случается кризис, трагедия. Мораль появилась довольно давно и существует по сей день. Это связано с тем, что люди задумываются о своём предназначении, о духовном смысле жизни человека в целом.
Вопрос о соотношении морали и нравственности – это в первую очередь вопрос определения понятий морали и нравственности. То или иное содержание, которое вкладывается тем или иным человеком в дефиниции и диктует основной формат отношений между ними [2, с.190].
Мораль и нравственность тесно связаны с религией. Мораль и нравственность противоположны злу. Там, где есть зло не может быть морали и нравственности. Религия говорит делать добрые дела. Мораль и нравственность тоже говорит, что нужно избегать зла, но от зла и злых поступков, к сожалению, полностью избавиться невозможно. Мораль и нравственность являются сдерживающим фактором для многих людей от совершения различных противоправных действий.
В современной России общество переживает нравственный кризис, реалиями которого стали рыночные отношения, ориентация на иностранные ценности, примитивизация нравственного развития и отсутствие в жизни многих людей моральной опоры. Происходящие события демонстрируют обострение нравственных проблем: ежедневно средства массовой информации сообщают нам о преступлениях, различных катастрофах, международных конфликтах. Все это искажает и подменяет традиционные представления об истинных ценностях и смысле жизни, уничтожает грани между добром и злом. Нравственность составляет основы любого общества, его политическую и экономическую стабильность, поэтому в кризисной ситуации сложность приобретает особую важность [3, с.7].
Материальное становится на первый план многих людей. Финансовое благополучие для общества становится важнее морали и нравственности, а это приводит к зависти, хотению того, чего у другого нет. Обществу нужно уметь добиваться что-либо любой ценой, а цена успеха может быть дорогой для многих граждан. Экономические отношения диктуют очень жёсткие рамки, вынуждая идти на крайние, отчаянные шаги. В ежедневной рутине жизни многие, конечно, не задумываются, есть ли в чём-то мораль и нравственность. Постепенно происходит подмена добра и зла. То, что считалось злом в современном обществе становится добром.
После произошедшего чаще всего отрицательного, негативного события люди обращаются к религии, морали, нравственности. Многие, к сожалению, не осознают, что сделанное зло порождает другое зло.
Культурные события, такие как спектакль в театре, художественный фильм могут положительно, а могут и отрицательно влиять на каждого отдельного человека. Общество состоит из множества людей. Безусловно для многих понятие вечных ценностей разное.
Мораль и нравственность часто противоречат такому важному институту регулирования общественных отношений как право. Мораль и нравственность – понятия близкие, но всё же имеют свои различия.
Нравственные утверждения необходимо воспринимать в их обязывающем значении. Конечно, морали не существует вне того, что человек говорит, какие поступки совершает. Когда кто-то говорит «не лжесвидетельствуй», а сам лжесвидетельствует, то он говорит не о том, о чем он говорит. Нравственные утверждения можно считать нравственными и принимать в их прямом значении только тогда, когда тот, кто формулирует эти утверждения, формулирует их для того, чтобы примерить на самом себе. Обыденное сознание формулирует эту же мысль, когда оно отождествляет моральную цель [4, с. 30].
Сегодня в общественной жизни можно наблюдать как те, кто считается в обществе примером общественно морального поведения, сам совершает различные, аморальные поступки. Слова и действия расходятся, когда люди говорят одно, а делают другое. Это обесценивает мораль и нравственность в целом.
Мораль и нравственность тесно связаны с запретами в обществе, которые осуждаются, но при этом нормы права могут не запрещать. Эти запреты установлены обществом, и при этом каждый сам для себя решает, что хорошо, а что плохо.
Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира.