Введение. Объективное развитие методической науки в области обучения иностранному языку на начальном этапе неизбежно приводит к поиску новых, достаточно эффективных методов обучения диалогической речи. На сегодняшнем этапе обучения главное внимание уделяется коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам, формированию коммуникативной компетенции, в том числе и при обучении навыкам диалога. Диалогическая речь, вместе с другими навыками, необходимыми в процессе обучения младших школьников иностранному языку, а также педагогические способы ее формирования являются важными средствами формирования иноязычной компетентности. Следовательно, формирование умений диалогической речи в процессе обучения младших школьников иностранному языку предполагает развитие таких навыков, которые бы предполагали и соответственно формирование грамматических умений, увеличение объёма знаний, систематизацию изученного страноведческого материала.
Цель статьи – рассмотреть педагогические способы формирования умений диалогической речи младших школьников на уроках английского языка.
Изложение основного материала.
Формирование и развитие умений диалогической речи младшего обучающегося в процессе обучению английскому языку признается специалистами как достаточно сложная сторона педагогической деятельности. Осуществляя обучение иностранному языку, педагог, как правило, сталкивается со всевозможными вопросами и проблемами, которые ему необходимо решить, а одной из наиболее сложных проблем является подбор педагогических способов формирования умений диалогической речи.
Разработкой методики формирования умений диалогической речи в процессе обучении иностранному языку, в том числе и в начальной школе, в определенной мере занимались многие научные коллективы и методисты. Среди ученых и методистов, разрабатывавших коммуникативный метод в обучении диалогической речи в преподавании иностранных языков, можно назвать Г.В.Рогову, Ф.М.Рабинович, А.А. Миролюбова, Е.И. Пассова, И.Л. Бим, Е.Н. Соловову, Н.А. Китайгородскую, Н.Д. Гальскову, Н.И. Гез, Я.М. Колкер, Р.П. Мильруд и др. Процесс формирования умений диалогической речи направлен на возможность общения, а для учителя английского языка важен подбор педагогических способов ее развития.
Прежде всего, следует отметить, что при формировании диалогической речи у младших школьников в процессе обучения английскому языку возникают следующие объективные трудности:
- как правило, более совершенное овладение устной речью, а особенно диалогической, происходит в стране изучаемого языка;
- в условиях классных занятий не получится выстроить естественную ситуацию диалогового общения;
- для правильного общения в процессе диалога требуется овладение фонетикой, грамматикой, словарным запасом языка и т.д.
Одним из педагогических способов формирования умений диалогической речи является построения урока на принципах управляемости и неуправляемости. К.Кёпке отмечает, что в целом изучение языка подразделяется на – управляемое (tutored language acquisition) и неуправляемое (untutored language acquisition). В случае неуправляемого изучения рассматривается обучение в зависимости от ситуации [3]. Обычно, данный вид изучения осуществляется в условиях жизненной ситуации. При управляемом изучении программа обучения содержит методический и учебный материал, процесс расписан по этапам, уроки проходят в классах [8].
К. Кёпке подчеркивает, что, представляется целесообразным обратиться к таким понятиям, как: интеракция, интерактивная компетенция и сценарий. Можно согласиться с тем, что данные педагогические способы могут быть использованы в процессе формирования умений диалогической речи [3].
Интеракция и интерактивная компетенция расширяют понятие диалогической речи, потому что она включает не только вербальное, но и невербальное взаимодействие собеседников, так как в процессе диалога собеседники не только выражают свои мысли через речь, но и сопровождают ее эмоциями, жестами, восклицаниями и т.д. Отличным педагогическим способом формирования умений диалогической речи является метод сценария, который подразумевает описание конкретной языковой ситуации. К примеру, в процессе диалога один собеседник просит другого об услуге. Для успешного диалога нужно «учитывать культурные особенности, социальный статус собеседника и т. д. (например, друзья общаются не так, как коллеги или члены семьи)» [3, с. 118].
Диалогическая речь на уроках английского языка достаточно часто заключается в диалоговых отношениях педагога и обучающегося, один задает вопрос, другой отвечает. Такие отношения называются односторонними, и не подразумевают общения. На практике необходимо применять различные виды интеракций, например, групповая и проектная работа направлены на развитие интерактивной компетенции. В рамках этих видов работ обучающиеся и педагог могут выступать в разных ролях составляя диалог. Кроме того, обучающиеся социально привыкают: учатся вести диалог, осваивают терпимость к точке зрения окружающих, овладевают умением критически мыслить и способностью корректно вести себя в конфликтных ситуациях.
Н.В. Колесник считает, что для формирования и отработки непосредственно умения диалогической речи представляется необходимым использовать «подготовительные» упражнения, например отработки фонетических навыков, так как понимание речи на фонетическом уровне позволит более успешно отрабатывать диалогические умения. Автор обращает внимание на то, что «плохое произношение может нарушить или даже разрушить процесс общения, поэтому больше времени следует уделять фонетическим упражнениям на занятиях» [4, с. 10].
У.У. Шамуратов и Д.Б. Машарипова считают, что педагогические способы формирования умений диалогической речи крайне разнообразны. Автор подчеркивают, что используя активные учебные действия, такие как «думайте, объединяйтесь в пары, делитесь, атакуйте, работайте в малых группах, обсуждайте, решайте проблемы, выполняйте проект, ролевые игры, поощряйте участие обучающихся и позволяйте им выполнять практические упражнения самостоятельно» [7, с. 101]. Нельзя не признать, что такие педагогические способы более эффективны, чем традиционные учебные диалоги, которые, как правило, используют учителя иностранных языков. Интерактивные способы организации диалога более мотивируют младших школьников, чем скучные и однообразные учебные диалоги.
В последние годы одними из наиболее успешных педагогических способов обучения диалогической речи являются разнообразные интерактивные технологии. Существует и категория компьютерных интерактивных игр, которые успешно применяются в процессе формирования и развития диалогических умений, так как они повышают концентрацию внимания, способствуют критическому мышлению, повышают мотивацию обучающихся, поощряют сотрудничество. В этих играх задается вопрос, обучающиеся должны ответить на него. Правильность ответа проверяется программой. Среди основных атрибутов интерактивных компьютерных игр ученые называют развитие навыков решения проблем (привязка контента к реальности, задачам и головоломкам), предоставление широкого выбора, поощрение сотрудничества и творчества [6].
С целью формирования умений диалогической речи педагог может использовать следующие возможности компьютерных интерактивных технологий:
- Лингвистические интерактивные игры, способствующие формированию и развитию диалоговых умений: построение словообразовательных цепочек (словообразовательные игры) в процессе диалога; восстановление структуры предложения или реконструкция синтаксических единиц и т.д. в процессе организации диалогового общения.
- Ролевые интерактивные игры, направленные на развитие умений диалога (участие в заданных коммуникативных ситуациях).
- Лингвокультурные интерактивные игры, направленные на развитие лингвокультурной компетенции.
- «Творческие» интерактивные игры, направленные на развитие креативности в процессе диалога (например, проектные игры) [5, с. 17].
- Имитационные интерактивные игры, которые позволяют младшим школьникам участвовать в учебном процессе в процессе диалога с учителем и одноклассниками. Они участвуют в широком спектре приятных и захватывающих речевых ситуаций, которые могут быть им близки по ситуациям из реальной жизни и позволяют игрокам учиться вести диалог в процессе этих ситуаций [1, с. 72].
Наиболее эффективными интерактивными методами для формирования умений диалогической речи являются симуляционные игры, имитирующие ситуации, которые могут произойти с иностранцем во время поездки, экскурсии. По словам У. Льюис Джонсон, они создают виртуальные миры, населенные неигровыми персонажами, которые понимают и говорят на иностранном языке и ведут себя в соответствии с нормами культуры. Младшие школьники должны говорить на изучаемом языке и копировать поведенческие модели страны, которую они изучают, чтобы добиться успеха в диалоге. По словам автора, игроки также могут учиться, наблюдая и моделируя игровых персонажей [9].
Диалог организовывается в виде ролевых игр, что позволяет младшим школьникам прочно отождествлять себя с персонажами, похожими на них или считающимися образцами для подражания. Это может заставить игроков задуматься о том, чтобы однажды самим оказаться в подобной ситуации, что может мотивировать их учиться подробнее говорить о теме и даже принять меры [2, с. 38]. Эти интерактивные ролевые игры способствуют развитию навыков общения, сотрудничества и лидерства.
Таким образом, овладение иностранным языком возможно лишь при условии активной деятельности младшего школьника на уроке английского языка и интерактивного вовлечения его в диалог. В свою очередь, формирование умений диалоговой речи на иностранном языке подразумевает формирование коммуникативной компетенции. Современному педагогу английского языка важно использовать не только традиционные методы обучения диалогу, но и уметь использовать такие педагогические способы, которые в наибольшей степени мотивируют обучающегося. Это могут быть современные интерактивные технологии – лингвистические игры, ролевые игры, лингвокультурные интерактивные игры, «творческие» интерактивные игры, симуляционные игры и другие методы.