В статье «Идентичность России – в чем она, где ее искать?» [4], отталкиваясь от ключевой идеи В.В. Путина о том, что для развития России, нам нужно, опираясь на нашу историю, возродить свое национальное сознание и смысл национального развития, автор акцентировал внимание на том, что отечественная история была во многом сознательно искажена прозападными историками. Поэтому нужен критический взгляд на стереотипы, внедренные в наше национальное сознание, ибо не адекватное понимание своего прошлого, затруднит правильную оценку настоящего и выстраивание будущего.
Мы говорили, что и норманнская теория призвания варягов-скандинавов для управления Руси, и теория жуткого азиатского татаро-монгольского ига дают именно такое не адекватное восприятие прошлого Руси, с целью внедрения в наше национальное сознание мысли, что Россия – страна варваров и наше спасение в том, чтобы следовать за цивилизованным Западом. Говорили о ныне привычном, но не вполне адекватном словосочетании «православное христианство», так как понятия православие и христианство представляют существенно разные мировоззрения, культуры и модели поведения: православие – от исконной древнеславянской русской культуры, а христианство – от привнесенной из Византии правоверной (ортодоксальной) религии греческого обряда. На Руси это словосочетание появилось лишь в 17 веке, когда патриарх Никон в ходе церковных реформ издал указ, чтобы впредь христиан называть православными. Цель подмены понятия правоверное на православное: привлечь в христианство последователей православия, а далее вообще стереть из памяти народа изначальный смысл православия. В этом Никона мощно поддерживала царская власть. Однако, поскольку масса православных не захотела отказываться от веры отцов, произошел религиозный, а за ним и социальный раскол, в результате которого в царской России, образовались и параллельно существовали по большому счету два социума с весьма различной социокультурной идентичностью! Отсюда и наш вопрос: на какую идентичность, имея в виду развитие России, нужно опираться сегодня, выстраивая желаемое Завтра?
Чтобы ответить, придется разобраться ещё с рядом стереотипов, искажающих картину прошлого и настоящего. Учитывая, что придется касаться весьма «чувствительных» вопросов, связанных с религией, сразу подчеркнем, что весь дальнейший разговор будет идти с позиций социолога, старающегося видеть любые социальные явления как часть объективных социальных процессов и как следствие влияния субъектов истории.
***
Нужно различать понятия религия, вера и церковь. Религия (от лат. religio, восстанавливать, связывать) подразумевает стремление восстановить связь видимого нам мира с также существующим, подспудно ощущаемым, но невидимым (выходящим за пределы чувствительности человека) миром. Физики называют его тонким или тонко материальным миром, философы – идеальным, церковники - божественным.
В отличие от скорее мировоззренческого и познавательного аспекта религии, понятие вера всегда несет в себе властно-идеологический аспект, жестко предписывая: кому и как должно поклоняться, какими должны быть ритуалы и пр. Церковь – это административно-экономический, иерархически выстроенный аппарат организации и управления в религиозной сфере общества. Функционеры церкви – люди, которые в соответствии с местом, занимаемым в иерархии, выполняют свои обязанности: устанавливают, что считать священным и как трактовать священные тексты, какими должны быть нормы и правила внутреннего распорядка церковной организации, какими должны быть ритуалы, какими наказания за их невыполнение и пр.
***
Уходя от стереотипов, будем опираться не на церковные, придворные и летописные источники, а на труды ученых. В частности, на материалы книги «Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года» [1] и другие материалы А.В. Пыжикова, открывшего целый пласт истории России, связанный со старообрядчеством, который по сути замалчивался и в царские, и в советские времена, но без которого нельзя адекватно понять идентичность России.
Почему христианство принесло религиозный раскол? Потому что христианство, при всей его огромной роли сегодня, появилось лишь 2 тыс. лет назад и не является исконной религией ни для какого народа. И куда бы ни приходило христианство, оно - как новая религия\вера, естественно вступало в более или менее острый конфликт со старой исконной религией\верой народа, что также естественно приводило к религиозному расколу, т.к. кто-то принимал новое, а кто-то не принимал.
Второе важное обстоятельство. Само христианство никогда не было монолитным. Известно, что в еще единой Римской империи было несколько епископств (в Константинополе, Риме и др.), каждое из которых, в конкуренции за прихожан, объявляло свою монополию на «правильное» толкование христианства. С расколом Римской империи на два самостоятельных государства образовались и два главных конкурирующих (по сути враждующих) центра христианства - в Риме и в Константинополе (Византии), вокруг каждого из них стали формироваться поместные церкви.
Также не является тайной, но и не афишируется, что до великого раскола между правоверной и католической Церквями в 1054 году, еще в 10-м веке в Европе была мощнейшая экспансия католической Церкви, откалывающейся от правоверной Византии. Подчинение стран своей власти Папа Римский осуществлял руками династии германских императоров Оттонов: в 942 г. состоялось крещение датского короля, в 966 г.– польского князя, в 976 г. – норвежского короля, в 985 г. – венгерского герцога. Слабеющая Византия понимала, что Запад для нее «закрыт», потому кинулась на пока еще свободные территории востока и севера, и как известно, в 988 году состоялось принятие христианства Киевским князем Владимиром.
***
Что означало принятие католического или правоверного христианства королем, князем? То, что теперь этот князь или король становится вассалом Ватикана или Византии, входит в сферу их влияния, может рассчитывать на их защиту, но будет платить им дань, поставлять им воинов и участвовать в войнах на стороне Ватикана или Византии. Так что, думается, различия в толковании священного писания или в религиозных обрядах – это только внешняя, предъявляемая миру, видимая верхушка религиозного айсберга, а основная подводная часть – все та же борьба за власть и ресурсы!
***
Однако крещение Киевской Руси не означало распространения христианства на все земли русские. Кроме Киевской была еще Русь Московская, Новгородская и др., куда тоже приходили Византийские миссионеры, но там их «послали». Ползучая экспансия христианства на земли русские, исходящая уже из Киева, продолжалась несколько веков, и реально на Руси устанавливалось двоеверие: когда правоверное христианство византийского образца и древнерусское православие сосуществовали.
Но с приходом к власти Романовых в 17 веке ситуация изменилась. Из-за «мутной» истории их прихода к власти и не слишком большой популярности в народе, им позарез была нужна своя церковь, которая была бы послушным инструментом их власти, укрепляла и освящала их господство. Реформы патриарха Никона и должны были решить эту задачу.
С началом этих реформ на Русь хлынула волна выходцев из малороссийских духовных учреждений, где к тому времени уже хорошо «поработали» иезуиты, и не без участия наставников из Речи Посполитой начали активно конструировать новую церковь и наставлять «темных русских» в новой для них вере, жгли древнерусские книги, меняли правила богослужения и ритуалы. С внедрением новой религии\веры началась ломка всей русской традиционной культуры.
Сторонники православия естественно защищали «веру отцов», начались открытые столкновения: Стрелецкий бунт, восстание Ст. Разина, Соловецкий монастырь и пр. Началась, как подчеркивал А. Пыжиков, настоящая гражданская война, в которой победили Романовы и никонианская церковь.
***
О том, как внедрялась вера нового образца и каким было сопротивление «святой церкви», можно судить по весьма красноречивому закону «Двенадцать статей», изданному 7 апреля 1685 года царевной Софьей. В этих статьях определены различные степени наказания для «расколщиков» и их пособников: начиная от смертной казни в виде сожжения живых людей в срубе (для тех, кто не отказывался от старой веры) до пыток, заточения в монастыри, битья батогами, лишения имущества и пр., для тех, кто им помогал.
При Петре, государство уменьшило репрессии, но Актом от 8 февраля 1716 года, была установлена обязательная регистрация вероисповедания. Теперь можно было оставаться старовером, но: будешь иметь двойное налогообложение, не сможешь занимать государственные должности, твой брак не будет признаваться государством, а твои дети будут считаться незаконнорождёнными и т.д.
***
Часть православных сдались и приняли новую веру, часть - сделали вид, что приняли, часть не приняли и предпочли скрываться и приспосабливаться к жизни в этих условиях. Так появились поповцы и беспоповцы. Поповцы «делали вид»: ходили в церковь, выполняли обряды и пр. Беспоповцы говорили: если Бог у нас в душе, то зачем нам эти посредники попы-дармоеды и отказывались ходить в церковь. Тогда же на Руси развилось массовое взяточничество: беспоповцы стали давать взятки священнослужителям, чтобы те зарегистрировали их как своих прихожан, дабы избежать двойного налогообложения и пр.
***
Весьма интересным является вопрос о численности староверов на Руси. При Петре I считали, что их не более 2%. При Николае I, когда после восстания декабристов, попытались выяснить настроения в низах, вдруг оказалось, что староверов как минимум в 10 раз больше. После этого подобные исследования с подачи того же Николая I прекратили, и цифра 2% в синодальной официальной статистике утвердилась.
Однако, как писал А. Пыжиков, если судить по отчетам епископов в Синод, которые хранятся в питерском историческом архиве, картина была для Церкви далеко не радужной. Церковная статистика явно скрывала, что весьма значительная часть русского народа пошла по линии внецерковного православия. Чтобы выживать в таких условиях, староверы-беспоповцы (а это, думается, были наиболее сильные, активные, принципиальные в отстаивании своих позиций) были вынуждены учиться организованности, конспирации и взаимной поддержке, выстраивать свою жизнь в замкнутых общинах на коллективистских принципах взаимопомощи: ибо только так можно было сохранить и поддержать своих единоверцев, сохранить и поддержать свою веру!
***
То есть беспоповцы не уходили в атеизм, не отрекались от своей веры, они создавали свои религиозные общины, выбирали своих священников и пр. Они отказывались от господствующей никонианской синодальной Церкви! Эта антицерковность была не так заметна, пока все было рассредоточено по селам, деревням. Однако с ростом городов, когда именно староверы стали в первую очередь уходить в города (там легче укрыться) и овладевать городскими профессиями, когда массы староверов начали концентрироваться на фабриках и в городских кварталах - их антицерковность и ненависть к священникам начала бить в глаза. Священники на местах, естественно, начали жаловаться епископам, те – в Синод. Судя по жалобам и отчетам епископов, среди священников в городах царили недоумение и растерянность: что случилось с народом? Фабрики что ли действуют так дурно?
Во времена Екатерины Великой политика государства по отношению к староверам резко изменилась. Почему? Потому что, видя, как индустриально растет Запад и взяв курс на промышленное развитие России, Екатерина столкнулась с нежеланием и неспособностью дворян и всей тогдашней царской польско-украинской элиты заниматься промышленностью и торговлей. Потому она, уже зная об огромной способности староверов к самоорганизации и умению выживать в труднейших условиях гонений, сняла с них все ограничения и, теперь они, вчерашние крестьяне, вполне легально могли становиться купцами, промышленниками и пр. И староверы, со своей общинной психологией, нравственностью и взаимопомощью, трудовой этикой и умом показали себя великолепно.
К концу 19 века самыми богатыми промышленниками и купцами в России были выходцы из семей староверов, которых люто ненавидели, даже не скрывая этого и церковь, и вся царская не русская по духу элита. Ненавидела, в частности, и потому, что в этих «бородатых мужиках», в этих «русских варварах» увидела конкурентов, которые без поддержки Запада, даже без финансовой поддержки своего царского правительства, сами смогли подняться и стали крупными и богатыми купцами и промышленниками в России. Имена Морозовых, Рябушинских, Гучковых, Сабашниковых, Четверикова, Сытина и др. были хорошо известны и в элите, и в оппозиционных кругах.
Как подчеркивал А. Пыжиков, староверческая экономика развивалась не по классическим западным канонам, а по исконным русским духовным и организационным правилам, и с учетом необходимости существовать во враждебной по сути среде. Эффективным инструментом, позволяющим концентрировать как экономические, так и духовные ресурсы, была русская община. Общинно-коллективистские, а не частнособственнические отношения послужили тем фундаментом, на котором строилась вся их социальная жизнь. Также важно подчеркнуть: в общинах речь не шла о получении прибыли для каких-то отдельных личностей или семей, – это считалось вообще чем-то неприличным, речь шла об интересах прежде всего общины, как целостности: сохраним людей, сохраним свою веру!
Отметим и такой важный для разговора об идентичности факт, что через религиозный раскол прошли не только Россия, но и страны Европы, причем последствия его разрешения во многом обусловили специфику российского и европейского обществ.
Западная Реформация, взорвав средневековый европейский мир, привела к кровопролитным войнам между католиками и раскольниками – протестантами на большей части Европы. В результате католики и протестанты оказались даже разделены государственными границами, в том смысле, что в одних странах возобладали католики (Италия, Испания, Польша и т.д.), в других – различные протестантские течения (Англия, Нидерланды, Швеция и т.д.).
В России же, подчеркивает А. Пыжиков, религиозное размежевание поделило общество на два непримиримых лагеря: приверженцев старой веры и последователей реформ патриарха Никона. То есть Россия разделилась внутри себя: территориально она осталась единой, но реально в ней образовались два социума с различной социокультурной идентичностью (романовская правящая элита, синодальная церковь и иже с ними, и основная масса народа), что не могло не повлиять на все стороны жизни общества и определило присущую России специфичность.
Немецкий социолог М. Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» высказал мысль о том, что именно это религиозное течение Запада привело к капитализму, и показал, как протестантская психология, становясь источником прогресса экономики, формировала новые реалии.
В России же, староверчество, став основной движущей силой торгово‑промышленного развития, успешно освоив внутренний рынок страны и трансформировавшись из религиозной общности в обширную экономическую корпорацию, поспособствовало появлению и развитию социального явления, которое на западе получило название – социализм!
***
Пока только в низовых звеньях – общинах, но явление уже имело место быть и для многих людей, которые в советские времена займут руководящие должности в хозяйственном и государственном строительстве (М. Калинин, К. Ворошилов, Г. Маленков, Д. Устинов, А. Громыко и др.), принципы «социалистического хозяйствования» с детства были понятны, привычны и идентичны их условиям жизни [3].
***
В Европе появление социалистических идей было связано с теоретической деятельностью мыслителей: сначала это были социалисты-утописты Т.Mop и Т.Кампанелла – авторы по-своему эпохальных для западной культуры произведений «Утопия" и "Город Солнца". Позже появились труды классиков утопического социализма А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна и знаменитые теории К. Маркса и Ф. Энгельса о коммунизме и социализме.
***
В укор тогдашнему реальному обществу Т. Мор нарисовал воображаемую страну Утопию, где избавились от частной собственности и ее пороков, и сумели зажить почти беспроблемной, блаженной жизнью. Обществу принадлежит земля и вся производимая в нем продукция. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Сельхоз работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как все работают и т.д. В воображаемом "Городе Солнца" Т. Кампанеллы, тоже нет частной собственности, земледелие, ремесла и пр. являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им специалистами. Все произведенное распределяется справедливо, по меркам необходимости. Все, в чем люди нуждаются, они получают от общины, и должностные лица следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует. Попечение об обучении и воспитании людей, их досуге, общении и здоровье, входит в круг обязанностей должностных лиц "Города Солнца".
***
В глубинке России в среде староверов вряд ли кто-либо читал труды этих мыслителей и даже слышал слово такое - социализм. Здесь суровые природно-климатические и социальные условия диктовали образ жизни, принципы и черты которого действительно напоминали социализм. Только не придуманный, а идентичный специфическим особенностям хозяйствования и трудовой этики староверов.
***
Принципы хозяйствования общин староверов
– Никакой частной собственности, собственность может быть только общинная и должна работать на общую пользу. Предлагай, обосновывай - получишь беспроцентный займ на общее дело под «честное слово». Потом, отдав полученные деньги, выкупить и стать собственником развитого дела нельзя. Деньги, по общему решению общины, можно вообще не отдавать, но собственность остается общинной!
– Четкая вертикаль управления и дисциплина! Каждый занимает место только в соответствии со своей квалификацией и умением, которое должно признаваться другими. Все руководители избираются, при необходимости сменяются. Никакой передачи титула или общинного богатства по наследству, доля твоего дохода – только от твоего реального вклада в общее дело.
– Семья – это святое! Пьянство, курение, блуд осуждаются, обучение поощряется, если нужно оплачивается за счет общины. Если что-то случилось с кормильцем – община берет на себя заботу о семье, обеспечивает обучение детей и пр.
– Прибыль очень важна, но честь важнее прибыли! Если не сдержал слова, тебя не будут убивать или сажать в тюрьму, долг спишут, но больше с тобой никто дел иметь не будет. Уходи куда хочешь, здесь твое имя, что называется «сотрут в порошок» [2].
***
Таким образом, существование в лоне романовского-никонианского государства предопределило модель организации хозяйства староверов, нацеленную, в том числе и на получение прибыли, но не для процветания отдельных личностей, а для содержания социальной инфраструктуры и нужд всего своего социально ориентированного хозяйства. Общественная собственность, экономическая солидарность и соответствующее им управление позволили староверам весьма эффективно аккумулировать материальные и духовные ресурсы и быстро подниматься без финансовой и прочей поддержки государства.
Но для властей такой подъем торгово-промышленных хозяйств, основанных на староверческих принципах, оказался малопонятным и пугающим, и ответная охранительная реакция властей не заставила себя ждать: на старообрядчество с 30‑х годов XIX века вновь началось тотальное наступление. В сущности, здесь опять столкнулись две культуры, свойственные двум социальным слоям российского общества с их существенно различными мировоззрением, ценностями, образцами поведения, с весьма различной идентичностью! Тогда опять победили государство и церковь. Носители же глубинной российской культуры смогли победить только после 1917 года!