Главная
Конференции
Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук
Обучение студентов с ОВЗ на основе разноуровневых образовательных маршрутов

Обучение студентов с ОВЗ на основе разноуровневых образовательных маршрутов

Автор(-ы):

Брусенская Наталья Николаевна

Чекризова Марина Борисовна

Луханина Юлия Владимировна

21 июня 2023

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

ФГОС
разноуровневые образовательные маршруты
творческая активность
профессиональное образование
обучающиеся с ОВЗ

Аннотация статьи

В статье рассматриваются структурные компоненты процесса профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов, выпускников СПО к реализации Федерального образовательного стандарта начального общего образования.

Текст статьи

Федеральный государственный стандарт среднего профессионального образования предъявляет высокие требования к качеству подготовки выпускников. Прежде всего они выражаются в профессиональном развитии личности, приобретении студентом опыта квалифицированного выполнения профессиональной деятельности, формировании общих и профессиональных компетенций.

Успешное формирование компетенций в образовательном процессе возможно только в рамках деятельностного подхода, специфика которого в том, что обучающийся становится активным субъектом учения. В рамках деятельностного подхода каждый студент активен в усвоении содержания образования, обладает правом самостоятельного планирования и свободы в выборе способов овладения профессиональной деятельностью, использует самоконтроль за процессом учения.

Правильная организация способов учебной работы студента позволяет создать условия, при которых становится возможным индивидуализация профессиональной подготовки (субъектная избирательность к содержанию, виду и форме изучаемого материала, выбор рациональных приемов выполнения учебных действий, гибкое их использование по собственной инициативе).

На сегодняшний день существует множество современных педагогических технологий, благодаря которым учебно-воспитательный процесс может стать более гибким, интересным, привлекательным, более результативным. Но не всегда удается учитывать индивидуальные особенности каждой личности обучающегося, уровень развития и уровень усвоения учебного материала для достижения поставленных целей, создания для каждого студента ситуации успеха.

Разноуровневое обучение – это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, В, C, что дает возможность каждому студенту овладевать учебным материалом программы на разном уровне (А, В, С), но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Задания уровня «А» развивают возможности учеников осознанно и творчески владеть фактическим материалом, приемами учебной деятельности, способствуют самостоятельному решению студентами учебно-познавательных задач.

Задания уровня «В» обеспечивают овладение студентами общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Этот уровень несколько увеличивает объем информации, помогает обучающимся понять основной материал глубоко и целостно.

Задания уровня «С» направлены на обучения студентов конкретным знаниям и умениям на основе многократного повторения материала, учат вычленять главное, анализировать, сравнивать, делать вывод. Применять полученные знания на практике репродуктивным методом, то есть на уровне воспроизведения.

Причины, позволяющие считать этот метод продуктивным в системе образования: повышается активность; работоспособность; мотивация к изучению; улучшается качество знаний.

Чтобы технология разноуровневого обучения давала свои результаты, надо, чтобы ее применение было не спонтанной деятельностью, а целенаправленной и систематичной.

Тогда возникает вопрос: «Как сработать со всей группой и одновременно с каждым в системе, ориентируясь на индивидуальные особенности конкретного обучающегося, и добиваться поставленных целей?».

Сегодня в образовательной практике для индивидуализации обучения предлагается использовать индивидуальные образовательные маршруты, в особенности при работе со студентами с ОВЗ.

Изучению данного вопроса посвящены исследования М.В. Давыдовой, Н.А. Лабунской, В.В. Лоренц, А.В. Слепухина, А.В. Туркиной, и др.

По мнению Н.Г. Зверевой, индивидуальный образовательный маршрут представляет собой особую вариативную структуру учебной деятельности, проектируемую и контролируемую в рамках отдельной учебной дисциплины и отражающую личностные особенности студентов.

Считаем, что в существующих условиях массового образования пока затруднительно, и не вполне целесообразно, проектировать индивидуальный образовательный маршрут для каждого обучающегося. Поэтому более реальным, как нам представляется, создавать несколько разноуровневых маршрутов для микрогрупп студентов с примерно одинаковым уровнем обученности и сходными индивидуальными особенностями.

Нами было сформулировано рабочее определение разноуровневых образовательных маршрутов (далее – РОМ), под которыми понимаются продукты проектирования содержания и процесса индивидуализированного обучения студентов, имеющих разные стартовые уровни обученности (базовый «С», продвинутый «В» и повышенный «А»), направленные на повышение уровня сформированности общих и профессиональных компетенций Обучение студентов на основе РОМ осуществляется по алгоритму основными блоками которого являются: мотивационно-целевой; познавательный (знакомство студента с организационными процедурами обучения на основе РОМ); деятельностный; рефлексивно-оценочный.

Критерии отбора учащихся в тот или иной уровень:

  1. Результаты тестирования на знание базового материала. Все мы уже активно применяем в своей работе разноуровневые контрольные работы, но далеко не каждый из нас может осуществлять разноуровневый подход на каждом уроке.
  2. Желание самих учащихся.
  3. Рекомендации психолога.

В нашем случае (обучающиеся с ОВЗ) зачастую затрудняются определить свой уровень знаний и умений по предмету, их желание может оказаться непредсказуемым и это затруднит использование разноуровневого обучения.

В таких случаях предлагаем «обхитрить» обучающихся и предложить задания таким образом, заранее зная, что тот или иной студент выберет нужный вариант. Для этого нужно знать личностные особенности обучающегося. В это нам может помочь педагог-психолог.

Например: обучающиеся-визуалы, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения, скорее всего выберут карточку с заданием яркую, красочную, с рисунками.

Обучающиесяся-аудиалы воспринимают информацию с помощью слуха, поэтому выберут работу в паре.

Кинестетики-обучающиеся, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязания) и с помощью движений. Кинестетик получает задания, направленные на манипуляцию с предметами. Например, при сравнении чисел, можно предложить работу со счетными палочками.

Разноуровневое обучение может использоваться как при индивидуальной работе со студентами, так и при работе в группах. Группы могут быть различными по составу: гомогенными и гетерогенными. Гомогенные группы объединяют обучающихся, имеющих одинаковый уровень учебной подготовки. Гетерогенные группы включают обучающихся, разного уровня обученности. Из состава такой группы выделяется студент-консультант, как правило, хорошо знающий предмет, который оказывает помощь преподавателю в работе с членами группы. Преподаватель должен провести подготовительную работу с консультантами.

При систематическом использовании методики уровневого обучения, по мере развития, студенты могут переходить с одного уровня обученности на другой, более высокий.

Организовать разноуровневый подход в обучении возможно на любом этапе любого урока.

Таким образом, обучение студентов на основе РОМ переводит процесс обучения на субъективную основу, способствует активному включению студента в процесс учения, в результате этого содержание обучения становится более привлекательным, формируются мотивы собственного труда и социальной значимости профессии, а главное, повышается качество результатов обучения.

Список литературы

  1. Жук О.Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход. Минск: РИВШ, 2019. 336 с.
  2. Зверева Н.Г. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов педвуза: автореф. … канд. педагог. наук: 13.00.08. Ярославль, 2007. 12 с.

Поделиться

152

Брусенская Н. Н., Чекризова М. Б., Луханина Ю. В. Обучение студентов с ОВЗ на основе разноуровневых образовательных маршрутов // Актуальные тренды и перспективы социально-экономических, общественных и гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июн. 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 23-26. URL: https://apni.ru/article/6590-obuchenie-studentov-s-ovz-na-osnove-raznourov

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня