Понятие «функциональная грамотность» в педагогической среде стало особо актуальным в последние годы.
Что же понимается под этим термином?
Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Проще сказать, что функционально грамотная личность – это человек: ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:
Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:
- успешно решает разные бытовые проблемы;
- умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
- использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
- выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.
В данной статье хотелось бы остановиться на проблемах развития одного из видов функциональной грамотности – читательской грамотности.
К сожалению, в последнее время наблюдается процесс падения уровня читательской культуры населения. Для этого существует немало проблем: дети с малых лет знакомятся с гаджетами, с социальными сетями. Все это упрощает коммуникацию, а видеоряд заменяет текст.
Кроме этого, на мой взгляд, в какой-то мере это связано с обучением в начальной школе, где уделяется большое внимание скорости чтения, заучиванию. Дети перестают понимать текст и отвечать осознанно на вопросы. В дальнейшем это приводит к большим проблемам в основной и старшей школе.
Существует еще один интересный факт. Ученики затрудняются в поиске необходимой информации, так как не умеют грамотно сформулировать запрос, не имеют навыков критического подхода к найденной информации.
Для того чтобы преодолеть эти трудности, необходимо особое внимание уделять формированию читательских навыков.
Текстовая деятельность осуществляется определенным набором текстовых умений, которые можно объединить в три большие группы:
- умения воспринимать текст;
- умения воспроизводить текст;
- умения создавать собственный текст.
Эти навыки достаточно успешно можно формировать на уроках истории.
Рассмотрим способы формирования читательской грамотности на уроках истории в 6 классе.
Задания, связанные с поиском информации
Найти в тексте ответ на поставленный вопрос.
Примеры заданий. Тема: «Батыево нашествие на Русь».
- Прочитать первый пункт и ответить на вопрос: «Какое государство монголо-татары стерли с земли перед нападением на Русь?».
- Найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации.
- Найти в прочитанном тексте предложение, которое доказывает события, запечатленные на иллюстрации на стр. 12.
- Найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия.
Тема: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура».
- Прочитать пункт 6 «Повинности населения».
- Сформулировать понятия баскак, выход.
Задания, связанные с развитием устной речи
Прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций. Работа продолжается по прочитанному первому пункту параграфа 16.
Вопрос: «Предположите, почему Батый совершил поход на Северо-Восточную Русь зимой».
Составить предложения с новыми терминами.
Пример задания. Составить небольшой текст с использованием понятий ярлык, выход, баскаки.
Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы
Ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему.
Пример задания.
После рассказа учителя о походе Батыя на Северо-Восточную Русь учащимся предлагается ответить на вопрос о причинах победы монгольского войска над русскими землями.
Подобрать в тексте факты, доказывающие тезис.
Пример задания. Параграф 16, пункт 3. Монголы жестоко расправлялись с жителями русских городов, оказывающих сопротивление.
Найдите в тексте факты, подтверждающие это.
Выберите исключение.
Например. Предлагается ряд понятий, связанных с периодом монгольского нашествия. Обучающимся предлагается убрать 2 лишних термина.
1) политическая раздробленность; 2) междоусобные войны; 3) дружина; 4) стрелецкое войско; 5) бояре.
Задания, требующие умения анализировать текст, сопоставлять два или более текста, придумать критерии сравнения
1. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).
«И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем… И уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошённой: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты… Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину– тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города. И помчались вслед за царём [вражеским], и едва смогли догнать его…
И внезапно напали на отдыхавшее войско вражеское…»
А. Столетняя война
B. Образование Древнерусского государства
С. Монгольское нашествие на Русь в XIII в.
D. Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.
2. Определите ошибки в тексте. Ответ оформите в таблице.
Положение текста, в котором допущена ошибка |
Исправленное положение |
---|---|
|
|
«Русские земли попали в вассальную зависимость от Золотой Орды. Князю выдавался ярлык – особая ханская грамота на княжение. В города были посланы ханские наместники – баскаки, которые следили, чтобы население сохраняло покорность Золотой Орде, исправно платило ежегодную дань – полюдье. От дани освобождались только купцы, которых завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти».
Дырявый текст» или «Закрой окно»
Семья объединяет людей, которые являются кровными_____________ (мать, отец, сестры, братья).
Члены семьи ведут общее_________________ и живут в одном доме.
Они вместе воспитывают____________ и проводят свое свободное время.
(ДЕТИ, РОДСТВЕННИКИ, ХОЗЯЙСТВО, ТРУД, ВНУКИ, КОЛЛЕКТИВ).
Подобные задания побуждают ученика к вдумчивому прочтению текста, к тому, чтобы «прочувствовать» его и помогают применить прочитанную информацию. Ученик, владеющий навыками читательской грамотности, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций, учащихся – это победы в различных конкурсах и призовые места на олимпиадах.