Главная
АИ #25 (155)
Статьи журнала АИ #25 (155)
Приемы формирования читательской грамотности на уроках истории

Приемы формирования читательской грамотности на уроках истории

Автор(-ы):

Саркисян Анаида Ваниковна

21 июня 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

функциональная грамотность
навыки чтения
читательская культура
критический анализ текста

Аннотация статьи

В статье содержится опыт работы по формированию читательской грамотности на уроках истории. Приводятся примеры заданий для обучающихся 6 класса, формирующих умение находить и извлекать информацию из текста, интерпретировать информацию, интегрировать или связывать отдельные сообщения текста в единое целое, осмысление и оценка содержания текста.

Текст статьи

Понятие «функциональная грамотность» в педагогической среде стало особо актуальным в последние годы.

Что же понимается под этим термином?

Функционально грамотная личность – это личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Проще сказать, что функционально грамотная личность – это человек: ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами, в частности, умеющий:

Отличительные черты школьника с развитой функциональной грамотностью:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в разнообразных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма для построения коммуникаций;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

В данной статье хотелось бы остановиться на проблемах развития одного из видов функциональной грамотности – читательской грамотности.

К сожалению, в последнее время наблюдается процесс падения уровня читательской культуры населения. Для этого существует немало проблем: дети с малых лет знакомятся с гаджетами, с социальными сетями. Все это упрощает коммуникацию, а видеоряд заменяет текст.

Кроме этого, на мой взгляд, в какой-то мере это связано с обучением в начальной школе, где уделяется большое внимание скорости чтения, заучиванию. Дети перестают понимать текст и отвечать осознанно на вопросы. В дальнейшем это приводит к большим проблемам в основной и старшей школе.

Существует еще один интересный факт. Ученики затрудняются в поиске необходимой информации, так как не умеют грамотно сформулировать запрос, не имеют навыков критического подхода к найденной информации.

Для того чтобы преодолеть эти трудности, необходимо особое внимание уделять формированию читательских навыков.

Текстовая деятельность осуществляется определенным набором текстовых умений, которые можно объединить в три большие группы:

  • умения воспринимать текст;
  • умения воспроизводить текст;
  • умения создавать собственный текст.

Эти навыки достаточно успешно можно формировать на уроках истории.

Рассмотрим способы формирования читательской грамотности на уроках истории в 6 классе.

Задания, связанные с поиском информации

Найти в тексте ответ на поставленный вопрос.

Примеры заданий. Тема: «Батыево нашествие на Русь».

  1. Прочитать первый пункт и ответить на вопрос: «Какое государство монголо-татары стерли с земли перед нападением на Русь?».
  2. Найти в тексте предложение, которое соответствует иллюстрации.
  3. Найти в прочитанном тексте предложение, которое доказывает события, запечатленные на иллюстрации на стр. 12.
  4. Найти и выписать (кратко сформулировать своими словами) определение исторического термина, понятия.

Тема: «Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура».

  1. Прочитать пункт 6 «Повинности населения».
  2. Сформулировать понятия баскак, выход.

Задания, связанные с развитием устной речи

Прочитать и ответить на вопрос, требующий не простого нахождения ответа в тексте, а определенных мыслительных операций. Работа продолжается по прочитанному первому пункту параграфа 16.

Вопрос: «Предположите, почему Батый совершил поход на Северо-Восточную Русь зимой».

Составить предложения с новыми терминами.

Пример задания. Составить небольшой текст с использованием понятий ярлык, выход, баскаки.

Задания, развивающие умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Ознакомившись с текстом или слушая рассказ, выделить причины явления, события, повод к нему.

Пример задания.

После рассказа учителя о походе Батыя на Северо-Восточную Русь учащимся предлагается ответить на вопрос о причинах победы монгольского войска над русскими землями.

Подобрать в тексте факты, доказывающие тезис.

Пример задания. Параграф 16, пункт 3. Монголы жестоко расправлялись с жителями русских городов, оказывающих сопротивление.

Найдите в тексте факты, подтверждающие это.

Выберите исключение.

Например. Предлагается ряд понятий, связанных с периодом монгольского нашествия. Обучающимся предлагается убрать 2 лишних термина.

1) политическая раздробленность; 2) междоусобные войны; 3) дружина; 4) стрелецкое войско; 5) бояре.

Задания, требующие умения анализировать текст, сопоставлять два или более текста, придумать критерии сравнения

1. Прочтите отрывок из исторического источника и определите, к какому из данных событий (процессов) он относится. В ответе напишите букву, которой обозначено это событие (процесс).

«И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем… И уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел её опустошённой: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты… Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину– тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города. И помчались вслед за царём [вражеским], и едва смогли догнать его…

И внезапно напали на отдыхавшее войско вражеское…»

А. Столетняя война

B. Образование Древнерусского государства

С. Монгольское нашествие на Русь в XIII в.

D. Борьба Руси против монгольского владычества в XIV в.

2. Определите ошибки в тексте. Ответ оформите в таблице.

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение

 

 

«Русские земли попали в вассальную зависимость от Золотой Орды. Князю выдавался ярлык – особая ханская грамота на княжение. В города были посланы ханские наместники – баскаки, которые следили, чтобы население сохраняло покорность Золотой Орде, исправно платило ежегодную дань – полюдье. От дани освобождались только купцы, которых завоеватели стремились использовать для укрепления своей власти».

Дырявый текст» или «Закрой окно»

Семья объединяет людей, которые являются кровными_____________ (мать, отец, сестры, братья).

Члены семьи ведут общее_________________ и живут в одном доме.

Они вместе воспитывают____________ и проводят свое свободное время.

(ДЕТИ, РОДСТВЕННИКИ, ХОЗЯЙСТВО, ТРУД, ВНУКИ, КОЛЛЕКТИВ).

Подобные задания побуждают ученика к вдумчивому прочтению текста, к тому, чтобы «прочувствовать» его и помогают применить прочитанную информацию. Ученик, владеющий навыками читательской грамотности, всегда сможет эффективно учиться по книгам, совершенствовать приобретенный опыт работы с информацией. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий, которые способствуют развитию проектных и исследовательских компетенций, учащихся – это победы в различных конкурсах и призовые места на олимпиадах.

Поделиться

1409

Саркисян А. В. Приемы формирования читательской грамотности на уроках истории // Актуальные исследования. 2023. №25 (155). Ч.II.С. 79-81. URL: https://apni.ru/article/6591-priemi-formirovaniya-chitatelskoj-gramotnosti

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (206)

Прием материалов

8 июня - 14 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

19 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 июня