Главная
АИ #25 (155)
Статьи журнала АИ #25 (155)
Результаты использования искусственного интеллекта при обучении навыка аудирован...

Результаты использования искусственного интеллекта при обучении навыка аудирования на уроках английского языка на основной ступени общего образования

Автор(-ы):

Мастюгин Евгений Олегович

21 июня 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

экспериментальная группа
английский язык
входной тест
контрольная группа
развитие навыков аудирования
тип заданий

Аннотация статьи

В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента с использованием цифровых образовательных технологий, проведенного на базе общеобразовательного учреждения.

Текст статьи

В данном статье будет проводиться анализ опытно-экспериментального исследования и разработка методических рекомендаций по использованию современных цифровых технологий для развития навыков аудирования на английском языке на основной ступени общего образования.

Анализ проведенного исследования стоит начать с вводных данных, которые были в начале педагогического эксперимента. В исследовании участвовало две группы испытуемых по 13 человек. В таблицах, в которых указаны результаты, все обучающиеся пронумерованы в целях, чтобы скрыть персональные данные, а также чтобы сделать эксперимент независимым от внешних факторов.

Как было упомянуто в предыдущем подпункте, то для эксперимента были взяты три типа заданий (multiple choice, matching и table completion), так как в дальнейшем обе группы испытуемых планировали сдавать Государственную Итоговую Аттестацию по английскому языку. Согласно входному тесту обе группы имели практически одинаковые результаты, так как имели практические одинаковые входные данные, а именно 4 урока английского языка в неделю и приблизительно одинаковый уровень владения английским языком.

Входной тест, как и последующие три теста, имели одинаковую структуру. Первое задание состояло из прослушивания четырех монологов или диалогов, в которых нужно было выбрать правильный вариант ответа из трех предоставленных. Согласно результату входного теста общий средний балл в экспериментальной группе был 2.8 правильных ответов из 4, в то время как у экспериментальной группы балл был равен 3 из 4.

Второе задания входного и последующих тестов состояло из прослушивания пяти монологов и сопоставления с шестью высказываниями. Согласно результатам, средний балл контрольной и экспериментальной групп составлял 3,6 балла из 5, что подтверждает гипотезу, что обучающиеся имели приблизительно одинаковый уровень развития навыков аудирования.

Третье задание состояло из прослушивания диалога и заполнения таблицы. Всего нужно было заполнить семь пропусков разными частями речи, а также числительными. В контрольной группе при входном тестировании средний балл равнялся 3,7, в то время как в экспериментальной он был немножко выше и равнялся 4 из 6.

Следующий тест в таком же формате был проведен через неделю в двух группах. Данный тест имел те же характеристики, что и входной. Типы заданий, время на выполнение и количество учащихся остались неизмененными. Согласно результатам второго теста, то средний балл за три задания у контрольной группы ровнялся 2,8 из 4, 3,4 из 5 и 3,8 из 6. Согласно результатам теста улучшений в развитие навыков аудирования не проследовало, результат остался практически неизменным. Что же касается экспериментальной группы, то средний баллы были равны 3,1 из 4, 4,1 из 5 и 4 из 6. Здесь заметны незначительные улучшения в выполнении первого и третьего заданий. Но данные улучшения пока рано еще связывать с использованием цифровых технологий, так как прошло недостаточно времени для установления данного факта, а также в малом количественном результате.

Что же касается третьего теста, то контрольная группа продолжила показывать приблизительно те же результаты, что были достигнуты при проведении первого и второго тестов. В то время как экспериментальная группа увеличила свои показатели во втором и третьем заданиях приблизительно 10%, оставив неизменными показатели для первого задания.

Последний четвертый тест был произведен после четырех недель после первого теста. Контрольная группа, к сожалению, не смогла улучшить свои результаты по сравнению с входным тестом. Что же касается экспериментальной группы, то в данном тесте был замечен прогресс. А именно, увеличение результативности для всех типов заданий. Касательно первого задания прогресс составил приблизительно 20%. Средний балл вырос с 3 до 3.9. Что же касается второго задания, то результативность успешного выполнения увеличилась с 3,6 до 4,6. Приблизительный рост успеха составил те же 20%. С выполнением третьего задания связан рост приблизительно в те же 20%.

Таким образом за четыре недели использования цифровых технологий как в аудиторных занятиях, так и внеаудиторных занятий, экспериментальная группа показала рост в качественном и количественном результате приблизительно 20% для каждого типа заданий. Далее можно сделать вывод, что данный вид технологий работает в среднесрочной перспективе, но не оказывает влияние на развитие навыков аудирования в среднесрочной перспективе, так как рост количества правильных ответов от недели к неделе был незначительным, в то время как в общей перспективе рост составил приблизительно 20%.

Подводя итоги вышесказанному, можно установить общие положения и рекомендации по использованию цифровых технологий при развитии навыков аудирования в средней школе. А именно:

  1. Стоит учесть, что использование технологий работает только при условии среднесрочного или долгосрочного использования. Как было описано выше, они не дают мгновенного результата, в то время как при их регулярном использовании результат становится очевидным.
  2. Как было упомянуто и описано в процедурах, цифровые технологии должны быть использованы на постоянной основе. Именно постоянная основа и постоянная практика навыков аудирования позволила учащимся достигнуть тех результатов, которые были описаны выше.
  3. Цифровые технологии должны быть использованы как со стороны обучающихся, так и со стороны педагога. Со стороны учащихся они будут являться дополнительной мотивацией для работы, в то время как со стороны педагога цифровые технологии будут являться одним из способов контроля как во время занятий, так и после.
  4. Цифровые технологии, используемые педагогом, должны являться вспомогательным инструментом, но ни как инструментом, который заменяет дидактические материалы.

Анализ данного эксперимента позволяет понять, что использование современных цифровых и мультимедийных технологий позволяет улучшить навыки аудирования обучающихся, что делает данные технологии достаточно эффективным средством обучения. При их грамотном использовании они позволяют не только увеличить общую успевать школьников, но также и замотивировать их на самостоятельное обучение. Стоит учесть, что использование цифровых и мультимедийных технологий на уроках английского отвечают современному образовательному процессу.

Список литературы

  1. Алейникова, О. О. Информационные технологии в обучении аудированию на занятиях английского языка / O. O. Алейникова // JuvenisScientia. – 2015. - № 1. – С. 34-36.
  2. Гитман, Е. К. Информационные технологии в процессе обучения иностранному языку в вузе / Е. К. Гитман, Ю. Ю. Тимкина // – Пермь : Пермская государственная сельскохозяйственная академия, 2014. – 136 с.
  3. Гончаренко, И. Г. Компьютерные программы в преподавании иностранных языков / И. Г. Гончаренко // Социокультурное пространство России и зарубежья : общество, образование, язык. – 2016. –№ 5. – С. 52–61.

Поделиться

608

Мастюгин Е. О. Результаты использования искусственного интеллекта при обучении навыка аудирования на уроках английского языка на основной ступени общего образования // Актуальные исследования. 2023. №25 (155). Ч.II.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/6593-rezultati-ispolzovaniya-iskusstvennogo-intell

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля