Тема настоящей статьи связана с использованием цифровых технологий на уроках английского языка при обучении навыков аудирования. Перед тем как перейти к описанию цифровых технологий, используемых на уроках, нужно дать определение навыку аудирования, хронологию появления основных теорий изучения языка, а также их влияние на обучение навыку аудированию как одному из навыков при обучении иностранному языку.
Согласно Dictionary of Language, аудированием является процесс понимания речи как при прослушивании первого языка, так и усвояемого. Иными словами, аудирование является рецептивным видом речевой деятельности, представляющее собой восприятие и понимание речи на слух [6, c. 1254].
Аудирование, так же как и говорение, предоставляет возможность общения на иностранном языке. В отличие от говорения, аудирование – рецептивный вид речевой деятельности. Основная форма его протекания – внутренняя, невыраженная. И тем не менее слушающий по каналам обратной связи воздействует на акт коммуникации. Его реакция (мимика, жесты, смех, реплики) оказывают на речь говорящего немедленное влияние. Аудирование является, таким образом, реактивным видом речевой деятельности. Оно может быть непосредственным (диалогическое общение, слушание устных высказываний, выступающих в аудитории) и опосредованным (аудирование радио- и телепередач) [2, с. 178].
Поскольку речевое общение – процесс двусторонний, то недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке школьников. Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения [8, с. 87].
Навык аудирования сам по себе является сложным по нескольким причинам. Обозревая сложности, которые могут возникнуть при обучении навыкам аудирования, ученые рассматривают две модели, описывающие процесс обучения – восходящую (down-top) и нисходящую (top-down) соответственно [3, с. 253].
Восходящая модель представляет собой декодирование мельчайших юнитов, таких как фонемы и слоги, которые в свою очередь приводят ученика к значению слов, фраз и общего понимания текста. В основании данной модели лежит понимание звуков. В то время как нисходящая модель основывается на использовании базовых знаний, которые в дальнейшем используются для предугадывания контента и значений отдельных слов, фраз. Понимание услышанного материала в большей степени зависит от слушателя, так как изначальное понимание уже начинается даже тогда, когда запись или разговор еще не начался.
В последнее время дебаты о том, какая же модель предпочтительней и лучше для обучения навыку аудирования, набирают обороты. До недавнего времени считалось, что большинство ошибок в понимании у студентов возникало при неправильном понимании отдельных слов, соответственно страдал восходящий процесс. М. Цельче-Мурсиа проводившая исследования по академическому аудированию, презентовала интересные примеры, в которых один из студентов вместо слова “communist” услышал и записал слово “commonest”. В той же самой лекции другой студент услышал ‘plasticbullets’ вместо ‘ postalballots’ [1, с. 256].
Последние исследования указывают, что ошибки возникают в следствии неправильной работы нисходящего процесса. Возникает это в связи с тем, что у студентов имеются уже общие представления о теме и услышав всего пару знакомых слов или фраз, они начинают додумывать предложения или же целые группы предложений самостоятельно, опираясь на свой собственный опыт. К сожалению, какой-либо общий вывод сделать сложно, поэтому исследования на тему, какой процесс лучше, все еще продолжаются. В то же время, если мы говорим об аудиторных занятиях, все больше учителей стараются следовать принципу интерактивной модели, в которой сочетаются восходящая и нисходящая в зависимости от потребностей и нужд группы или индивидуальных студентов.
Продолжая тему исследования навыков аудирования, некоторые исследователи считают этот навык самым недооцененным и менее исследованным. Д. Нюнан утверждает, что навык аудирования недооценен, в то время как навык говорения является переоцененным. Всем навыкам при обучении иностранному языку должно уделяться равноценное внимание [5, с. 451].
Чтобы оценить роль навыка аудирования на уроках иностранного языка для начала нужно углубиться в теорию и рассмотреть основные методы изучения иностранных языков, в которых навык аудирования фигурировал в том или ином виде.
В прошлом в большинстве своем языки учились при помощи грамматико-переводного метода, который заключался в чтении и переводе. Во второй половине 20 века с помощью исследований и развитий технологий убеждение, что навык аудирования является ключом к успешному изучению языка набирает популярность. Другим фактором смены парадигмы стало образование Американских шпионов во время Второй Мировой Войны. Использовав грамматико-переводной метод, обучение шпионов проходило медленно и неэффективно. Вследствие этого возникла потребность смены метода. Данные причины послужили началом образования нового метода – аудиолингвализм (Audiolingualism) [7, с. 10].
Аудиолингвализм, в основе которого лежит заучивание диалогов, ставит навык аудирования во главу обучения. Сама идея аудиолингвализма была основана на идеях бихевиоризма, который в свою очередь основан на концепции «стимул-реакция». В педагогической концепции аудиолингвализма это означало, что студенты слушают определенные отрывки и повторяют их, в итоге получая «награду» - понимание языка. Программа была построена таким образом, что с каждым уроком сложность в плане грамматики и лексики возрастала. Многие поколения изучали язык таким образом и достигали определенных успехов.
Далее Н. Хомским была предложена идея, что люди могут изучать язык с помощью выработки привычки. Он предложил идеи универсальной грамматики (Universal Grammar), которые в свою очередь состояли из исследований природы человеческих интеллектуальных способностей. Ученый считал, что универсальная грамматика, как общий набор синтаксических правил, встроена в мозг человека. Однако идеи Н. Хомского в 70-х годах были замещены более гуманистическими принципами.
Гуманистические принципы были представлены в виде теорий С. Крашена, которые определяют навык аудирования естественным и его развитие становится одним из приоритетов в изучении языка [4, с. 100-103]. Его метод, который в последствии был назван натуральным (Natural Approach), сводится к тому, что язык изучается лучше всего естественный способом, и это приводит к максимально быстрым и эффективный результатам. Основные гипотезы С. Крашена:
- Гипотеза усвоения и обучения. Согласно С. Крашену, есть два метода овладения иностранным языком: усвоение и изучение. Первый процесс происходит бессознательно: студент воспринимает знания на подсознательном уровне, ничего не изучая специально. Изучение же – процесс сознательного получения знаний, когда обучающийся совершает усилия для того, чтобы воспринять и понять какую-то информацию.
- Гипотеза контролера. Эта гипотеза рассказывает о взаимодействии усвоения и изучения.
- Гипотеза естественного порядка. Так, С. Крашен заявляет, что абсолютно любой человек учит любой язык в определенном естественном порядке.
- Гипотеза входного материала. Согласно С. Крашену, усвоение иностранного языка происходит, когда изучающий воспринимает понятный ему материал на слух или зрительно: слушает подкасты, смотрит сериалы, читает тексты. При этом максимальную пользу приносит материал на уровень выше, чем текущий уровень учащегося.
- Гипотеза эмоционального (аффективного) фильтра (affectivefilter). С. Крашен заявляет, что эмоциональный фильтр – это своеобразный экран, который препятствует усвоению и изучению языка. При этом в большей степени этот экран вредит именно естественному усвоению. Эмоциональный фильтр появляется у человека, испытывающего негативные эмоции: страх, злость, раздражение, грусть и т. п. Согласно гипотезе, экран не позволяет знаниям достигнуть той части мозга, которая отвечает за естественное усвоение материала.
Гипотезы С. Крашена оказали огромное влияние на становление коммуникативной методики, которая наиболее популярна в современном обучении. Данная методика берет свое начало с 70-х годов прошлого столетия и остается актуальной до сих пор. Коммуникативная методика является обширным термином, в который входят несколько методик таких как метод полного физического реагирования (TPR – Total Physical Response) или же прямой метод (Direct Method). Данная методика ставит навык аудирования наравне с другими навыками при обучении таким навыкам как говорение, письмо и чтение [7, с. 25].
Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать культуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке. Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключается в том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребёнка, и, прежде всего слуховой памяти столь важной не только для изучения иностранного языка, но и любого другого предмета.
Переходя к обучению школьников, можно выделить следующие трудности, которые могут препятствовать пониманию речи на слух, а именно сложности, связанные с языковыми аспектам и сложности, связанные с особенностями речи.
Следует обратить внимание на развитие у учащихся навыков адекватного восприятия интонации, пауз и логического ударения. Это необходимо для успешного понимания иностранного текста.
Лексические категории. Именно на отсутствие некоторых непонятных слов учащиеся указывают как на причину отсутствия понимания текста. Мы хотим осветить эту проблему более подробно.
Главная сложность в понимании языка – это то, что языковая форма долгое время является ненадежной опорой для смыслового прогнозирования, потому что именно на ней сосредоточено внимание учащихся, хотя изменить ее он не может. Следовательно, нужно вырабатывать у него способность принимать информацию и при наличии неизвестных языковых явлений фильтровать ее путем отбора или селекции.
Поэтому очевидно, что для успешного обучения аудированию нужна система, учитывающая эти трудности и обеспечивающая их преодоление.
В данном статье были рассмотрены основные методы изучения языка и их влияние на развитие навыков аудирования на уроках английского языка.