Сегодня во многих областях человеческой деятельности, так или иначе связанных с безопасностью все более весомую роль, играют роботизированные комплексы, в том числе беспилотные летательные аппараты (БЛА). Они позволяют вести дистанционный объективный контроль без задействования значительных человеческих ресурсов. Кроме того, в ситуациях, когда непосредственный доступ к наблюдаемому объекту для человека затруднен или невозможен.
Очевидно, что для органов внутренних дел применение БЛА открывает широкий спектр возможностей по повышению эффективности основных направлений деятельности.
В деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности БЛА позволяют осуществлять беспилотное патрулирование в целях выявления и фото-, видеофиксации противоправного поведения и иных происшествий на обслуживаемой территории. В этом случае обеспечивается также профилактическая функция органов внутренних дел, поскольку само знание о наличии беспилотного патрулирования будет выступать для потенциального злоумышленника сдерживающим фактором от совершения преступления или правонарушения в общественном месте. Переоценить полезность БЛА при обеспечении общественного порядка в ходе массовых спортивных, культурных и иных мероприятий на открытом воздухе попросту невозможно.
Потенциально БЛА могут применяться и для пресечения правонарушений и преступлений, поскольку грузоподъемность отдельных моделей позволяет их оборудование светошумовыми и иными специальными средствами останавливающего действия.
Также БЛА могут применяться для поддержания сетей радиообмена и оповещения населения в деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Очевидно, что все названные выше возможности БЛА предоставляют и подразделениям обеспечения безопасности дорожного движения. Последние в виде БЛА получают действенный инструмент наблюдения за транспортным потоком и фото-, видеофиксации нарушений автомобилистами правил дорожного движения.
При реагировании на сообщения о происшествиях, правонарушениях и преступлениях использование БЛА позволит частично компенсировать ограниченность располагаемых сил и средств органов внутренних дел. В этом случае БЛА могут применяться по решению дежурного для проверки отдельных сообщений, не требующих экстренного непосредственного вмешательства сотрудников полиции. То же самое верно и для деятельности по охране зданий и сооружений, находящихся в юрисдикции подразделений МВД России.
Ученые и практики в системе МВД России сегодня уделяют значительное внимание проблематике применения БЛА в охране порядка, например, А.Б. Кудряшовым проведен обзор положительной практики в этом направлении деятельности [1]. Положительный опыт использования БЛА подразделениями ГИБДД приводится в статье [2]. Результаты экспертного опроса, проведенного ФКУ НПО «СТиС» МВД России относительно наиболее перспективных направлений применения БЛА содержатся в работе [3].
В оперативно-розыскной деятельности использование БЛА позволяет решать целый ряд важных задач. Так при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) как «Наблюдение», «Отождествление личности», «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» БЛА, во-первых, могут обеспечить скрытность мероприятия, во-вторых, осуществить документирование путем фото-, видеофиксации с таких позиций, которые невозможны для непосредственного нахождения оперативника. Данное положение справедливо и для ОРМ «Проверочная закупка», «Контролируемая поставка», «Оперативный эксперимент». В случае осуществления этих мероприятий скрытное документирование совершаемых деяний особенно важно и не всегда может быть выполнено непосредственно задействованным в мероприятии оперативным составом. При розыске и задержании лиц БЛА миниатюрной конструкции позволяют скрытно провести опознание человека, осуществить рекогносцировку местности перед задержанием и тем самым повысить эффективность работы оперативных сотрудников, одновременно, сократив риски их жизни и здоровью.
При осуществлении комплексных и целевых оперативно-профилактических мероприятий, таких как, например, «Мак», «Путина» и других, требующих визуального осмотра больших площадей местности, использование БЛА играет ключевую роль, позволяя осуществить мероприятие в сжатые сроки и с существенной экономией задействуемых сил и средств. Более подробный обзор преимуществ при использовании БЛА в оперативно-розыскной деятельности имеется в публикации Н.А. Моисеева, Н.Г. Новоселова [4].
Деятельность по расследованию преступлений предполагает проведение большого количества уголовно-процессуальных действий, часть из которых также связана с визуальным осмотром мест преступлений, с исследованием и фиксацией следов. БЛА позволяют решать и эти задачи, существенно рационализируя труд следственно-оперативных групп, экспертов-криминалистов и других сотрудников, задействованных в следствии и дознании. БЛА позволяют дополнение своей конструкции практически любыми измерительными приборами, например, газоанализаторами, тепловизорами и т.п., что отмечается в работе [5].
Вместе с несомненными преимуществами, которые БЛА способны принести подразделениям МВД России, перед последними встает ряд проблем, препятствующих эффективному внедрению беспилотных технологий в оперативно-служебную деятельность.
В структуре МВД России выделено подразделение ответственное за организацию эксплуатации БЛА ‒ это Департамент информационных технологий, связи и защиты информации, а также центры информационных технологий, связи и защиты информации в региональных органах. Однако при этом не вполне определены подразделения, которые, собственно, эксплуатируют БЛА, отсутствуют должности, предполагающие закрепление соответствующих полномочий. В связи с этим перед системой МВД России стоит достаточно масштабная задача нормативного закрепления сфер ответственности подразделений, эксплуатирующих БЛА, определение должностей и соответствующих им компетенций в рассматриваемой области.
Пожалуй, еще более серьезная правовая проблема возникает при закупке БЛА и снабжении ими подразделений МВД России. Действующее законодательство [6] устанавливает прямой запрет на закупку импортного оборудования, а наиболее массовые и зарекомендовавшие себя с положительной стороны БЛА производятся за рубежом, в частности, китайской компанией DJI. Возможно отечественному законодателю следует пересмотреть подобный категорический запрет, введя, например, возможность использования зарубежного оборудования после процедуры его исследования на предмет различных технологических рисков и сертификации. В России есть федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в подобных вопросах ‒ это Федеральная служба по техническому и экспортному контролю.
Наконец следует отметить и проблему нехватки в системе МВД России квалифицированных кадров. Система подготовки операторов БЛА в органах внутренних дел сегодня находится на этапе становления. В частности, курсы повышения квалификации по управлению БЛА проводятся сегодня силами Учебно-методического центра ФКУ НПО «СТиС» МВД России, который очевидно не в состоянии удовлетворить запрос на необходимое системе МВД России количество компетентных операторов БЛА в обозримые сроки. На взгляд автора, в рамках только лишь повышения квалификации рассматриваемую проблему решить возможным не представляется. Следует рассмотреть возможность введения профильных учебных дисциплин или даже направлений подготовки в образовательных организациях средне-специального и высшего образования системы МВД России. Поскольку оператор БЛА, скорее всего в ближайшем будущем будет востребован в любом подразделении, оперативно-служебная деятельность которого связана с охраной порядка, раскрытием и расследованием преступлений.