Формирование техники ударов у волейболистов 8 класса на основе их биомеханической структуры

В статье рассмотрены развивающие возможности занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования детей и подростков.

Аннотация статьи
обучающиеся
техники удара
биомеханика
волейбол
спортсмены
Ключевые слова

Пути развития спорта и физической культуры – это использование все новых и новых достижений научно-технической революции. Материально-технические ресурсы являются основой прогресса, как в спорте высших достижений, так и в физическом совершенствовании людей.

Проблема получения объективной информации, а также поиск новых средств и методических приемов, которые позволяют с большей точностью совершать двигательные действия спортсмена невозможны без использования современных технических средств [8, с. 34].

Опыт подготовки волейболистов в нашей стране свидетельствует о важности самого широкого применения разнообразных тренажеров и технических средств обучения, особенно в начале тренировочной деятельности. Постоянное их использование не только ускоряет процесс обучения, но и делает его более разнообразным и, следовательно, ясным для детей и подростков.

Одно из важных условий эффективности занятий физической культурой и спортом – материально-техническая оснащенность мест для занятий учебным оборудованием, инвентарем, тренажерами.

Нападающие удары – это самый эффективный способ атакующих действий команды. Выполняются эти технические приемы в прыжке с разбега у сетки. Нападающий удар вызывает восторг зрителей и доставляет огромное удовольствие самим волейболистам.

Несмотря на внешнюю, кажущуюся, простоту игры, техника волейбола очень сложна. Эта сложность в первую очередь объясняется тем, что все технические приемы игры выполняются при кратковременном соприкосновении рук и мяча. К тому же, эти приемы нужно выполнять всегда эффективно, несмотря ни на какие изменения условий игры [1, с. 87].

Современный волейбол предъявляет высокие требования к техническому мастерству спортсменов. Поэтому внимание к технической подготовке волейболистов приобретает большую значимость.

Наблюдая за нападающими игроками, можно увидеть, как возросло значение физической подготовки. Они должны обладать большим набором технических приемов, которые невозможно выполнить без должной физической подготовки: это – прием, атака, силовая подача, перемещения и защитные действия на задней линии, блок.

Спортивные тренировки и занятия по волейболу должны правильно содействовать решению главных задач физического развития и воспитания учеников именно в том плане, чтобы по окончании школы воспитанники могли спокойно без ущерба для своего здоровья и с хорошей работоспособностью включиться в общественно полезный труд. Именно поэтому в процессе физической, психологической и спортивной подготовки учеников 8-9 классов необходимо всесторонне воздействовать на физическое, психологическое, интеллектуальное развитие учеников, воспитывать и обучать их необходимым важным спортивно-двигательным умениями и навыкам.

Постоянные, регулярные, систематические занятия оздоровительной физической культурой и спортивными играми расширяют различные функциональные возможности организма учеников общеобразовательных школ, повышают их спортивно-двигательный опыт различными двигательными учениями, опытом. Это создаёт различные предпосылки для более хорошего развития спортивных и трудовых навыков.

Для того чтобы подготовить и воспитать юных спортсменов волейболистов необходимо начинать обучать спортивной игре волейболу с 14-15 лет. Этот возрастной период считается наиболее оптимальным для восприятия основ спортивной игры волейбола. Если сдвинуть время начала обучения технике волейбола на более поздний возрастной период 14-15 лет, то получить совершенные варианты спортивной техники игры в волейбол за такой короткий промежуток времени просто невозможно. С возрастом определенно ухудшаются возможности учащихся и воспитанников для овладения правильной техникой волейбола.

Особое внимание в подготовке юных спортсменов волейболистов 14–15 лет уделяется спортивной и физической подготовке. Не получив разносторонней спортивно-физической подготовки и не совершенно развив физические и спортивные качества и способности спортсмена, особенно необходимые для игры в волейбол, нельзя получить успех в получении и овладении тактикой и техникой игры в волейбол [13, c. 15].

Если круг физических и спортивных упражнений у спортсмена ограничен только волейбольным мячом, то можно добиться небольшого повышения тактико-технических результатов юных спортсменов волейболистов. При получении малой и слабой спортивно-физической подготовки спортсмена дальнейшее его совершенствование и улучшение воспитанников будет замедляться.

Резкий успех юных волейболистов 14–15 лет в овладении тактикой и техникой игры в волейбол в большинстве своем зависит от хорошего и умелого выбора педагогом и применения различных специализированных спортивных упражнений, которые будут направлены на развитие спортивно-физических способностей воспитанников. Все эти техники необходимы юным спортсменам для игры в волейбол. Многие улучшают более правильное и быстрое овладение техникой определенного приёма игры в волейбол.

Постоянный анализ и правильная оценка успеваемости спортсменов обязательны на всех этапах обучения и тренировки. Они ведутся тренером на основе постоянных наблюдений за усвоением обучающихся волейболистов технических приемов и различных тактических действий. Для этого используют тренера и педагоги специальные системы записи, видео и фотосъемку.

Материал, собранный для анализа и оценки работы спортсменов, дают необходимые контрольные испытания спортсменов по физической и технической подготовке, а также анализируют все результаты участия в различных соревнованиях. В постоянных контрольных испытаниях по тактике и технике спортсмена учитывается постоянно количественная сторона тренировок, а также качество выполнения действий спортсмена соответственно требованиям правильной техники. Система правильных контрольных физических нормативов для спортсменов представлена в программе для школы. На эти необходимые нормативы могут ориентироваться все юношеские коллективы и их педагоги [13, с. 90].

Анализ и правильная оценка успеваемости спортсменов теснейшим образом связаны с оценкой уровня подготовки спортивного мастерства юных волейболистов. В современное время это один из главных вопросов в системе подготовки юных волейболистов высших спортивных разрядов. Суть этого основного вопроса сводится к следующему.

Главным критерием спортивного мастерства всех волейболистов правильно служат спортивные результаты, показанные всей командой на соревнованиях. Только этого, конечно, недостаточно. Чтобы правильно судить о реальном уровне подготовки спортсменов игроков [13, с. 104].

Необходимы объективные физические показатели, отражающие правильное качество подготовки молодых резервов, наряду с результатами соревнований по волейболу. Такими основными показателями могут быть.

  1. Уровень физического развития спортсмена. Определенно учитываются антропометрические данные спортсмена.
  2. Уровень физической подготовленности спортсмена. Учитывается правильное развитие всех специальных качеств, особенно скоростно-силовых, быстроты и специальной выносливости спортсмена.
  3. Уровень технической и тактической подготовленности спортсмена. Оценивается. Различная степень овладения спортсменом правильными техническими приемами и тактическими действиями волейболиста, определенными программой для каждого возраста игрока.
  4. Уровень теоретической подготовленности спортсменов. Всеми тренерами учитывается постоянно уровень специальных знаний спортсменов. Особое значение имеют знания в области состояния здоровья ребенка, гигиены, постоянного врачебного контроля, необходимого предупреждения травматизма, различной спортивной тренировки.
  5. Постоянство контингента образовательных групп. Постоянное пребывание учащихся является важным показателем также и в оценки работы преподавателя.
  6. Результаты участия в регулярных официальных соревнованиях по волейболу. Они постоянно служат одним из главных, но не единственным показателем уровня подготовленности юных спортсменов. Для качественной оценки спортсменов также существует система необходимых баллов соответственно занятому рейтингу и категории спортивных соревнований.
  7. Спортивный путь волейболиста и его коллектива. Главная задача таких организаций, заключается в правильной подготовке хороших волейболистов для команд более высших спортивных разрядов. Выражается она в системе баллов. По всем основным показателям оценивают всех спортсменов всей команды, а также лучших нападающих и связующих волейболистов основного состава команды По каждому физическому показателю устанавливается определенны норматив (в баллах). За превышение норматива спортсменам начисляются дополнительные бонусные баллы, если показатели ниже – определенное количество сразу баллов снимается. В конечном счете все данные сводят в единую сводную оценочную таблицу. На основании этих полученных данных можно правильно оценить как физический уровень подготовленности юных спортсменов, а также качество работы преподавателей и тренеров [14, с. 89].
Текст статьи
  1. Айриянц А.Г. Волейбол. Учеб. для физ. ин-ов. Изд. 2-е, доп. М.: «Физкультура и спорт», 2016. – 230 с.
  2. Ашмарин В.А. Теория и методика физического воспитания. Учебник для студентов факультета физической культуры. М.: Просвещение, 2020. – 432 с.
  3. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар. света, 2017. – 72 с.
  4. Бальсевич В.К. Федеральная программа развития физической культуры и формирования здорового образа жизни населения России. – М.: Комитет РФ по физической культуре, 2015, С. 41-117.
  5. Беляев А.В. Волейбол на уроках физической культуры. – 2-е изд. - М.: Физкультура и Спорт, 2005. – 144 с.
  6. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. – М.: «ФиС», 1991. – 186 с.
  7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 2014. – 146 с. [Электронный ресурс] Режим доступ. http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=bernshteyn_fiziologiya-dvizheniy_1990 (дата обращения 7.10.2022)
  8. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физическая культура и спорт, 1985. – 234 с.
  9. Волков Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом. – М.: Астрель, 2002. – 80 с.
  10. Годик М.А., Айрапетянц А.Р. Содержание и организация комплекс­ного контроля в волейболе. – М.: 2003. – 133 с.
  11. Горбунов В.В. «Психология и спорт» [Электронный ресурс] Режим доступ http://www.nskvolley.narod.ru/posobiya/gorvunov.ht... (дата обращения 14.09.2022)
  12. Ермаков С.С. Структура основных технических приемов игры в во­лейбол как система ударных движений: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 2016. – 24 с.
  13. Железняк Ю.Д. «Юный волейболист» пособие для тренеров 1988г. выдержки из книги [Электронный ресурс] Режим доступ http://www.kondopoga.ru/_sport/i/voll_yv_1988.pdf (дата обращения 14.09.2022)
  14. Ильин Е.П. Структура психомоторных способностей / 1 Психомоторика: Сб. научн. трудов. – Л., 1976. – С. 4-22.
Список литературы