В современном образовании способность детей на основе базовых знаний и исследовательских умений решать проблемы в различных сферах деятельности определяется как ключевая компетенция, характеризующая один из основных критериев качества содержания образования. Требования исследовательского характера к общеобразовательной подготовке обучающихся заложены в государственные образовательные стандарты как базового, так и профильного, обучения буквально по всем учебным дисциплинам.
Креативное мышление – это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму.
Сегодня все больше ценятся люди с креативным, нестандартным мышлением. Именно такие люди становятся двигателями прогресса и развития общества. Программы школьных предметов стараются не отставать от этой тенденции, и многие из них ставят перед собой задачу развития креативного мышления. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной деятельности учащихся, способствующей накоплению творческого опыта и самореализации личности.
Любые простые и сложные вопросы в курсе истории можно успешно решить, если подойти к ним творчески, а значит, креативно!
Написание проектно-исследовательских работ невозможно без целеустремленной и самостоятельной работы обучающихся. При этом, безусловно, нельзя обойтись без живого общения, без консультирования со стороны, как научного руководителя, так и узких специалистов.
Такой вид деятельности является одним из самых сложных и высокоорганизованных и требует большой отдачи (желание, время, упорство и т.п.) от обучающихся, а также довольно весомого вклада от руководителя исследовательской деятельности.
Проект – самостоятельная работа учащихся над разрешением проблемы, получение конкретного результата и его публичное предъявление. А результат, полученный при решении проблем, увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности.
Для успешной работы в рамках данного метода необходимы следующие условия:
- высокий уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;
- наличие учебно-методической литературы, информационных носителей; педагогические ресурсы, позволяющие организовать работу с источниками информации;
- консультации со специалистами и с учителями-предметниками;
- работа учащихся за пределами школы в музее, в библиотеке и т.д.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть:
- Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся делают совсем другое.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- Помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации (например, учителем осуществляется организация групповой дискуссии; постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны; постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности; помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации).
- Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся, с другой.
Метод проекта в процессе преподавания истории следует применять с учётом возрастных особенностей школьников.
5 класс: изготовление устных и письменных подражательных произведений (грамота, письмо, учёт и др.), иллюстрации (живописные и словесные), инсценирование. Примеры: при изучении истории Древнего мира, можно разработать прикладной проект "По следам древних людей". Целью работы - научиться всему, что когда-то открыл древний человек; попробовать всё своими руками. При изучении тем по культуре Древнего Египта и Месопотамии можно предложить нарисовать иероглифы и клинопись
6 класс: создание рисунка на основе прочитанного (словесное рисование, графика, живопись), инсценирование.
7 класс: написание писем к историческим личностям (царям, полководцам, учёным и др.), написание дневников от имени героя, создание самостоятельных произведений (баллада, исповедь и др.).
8 класс: продолжение или изменение исторических событий (восстание, бунт, революция и др.), написание собственных подражательных исторических произведений, создание презентаций.
9-11 классы: создание собственных произведений-проектов, театрализация, исследование. Обязательным для всех является поисковая составляющая работы, обзор информационных ресурсов с аннотированием, создание текстового материала и защита с презентацией.
Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны. Все это, в конечном счете, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся и максимальному развитию индивидуальных способностей и талантов каждого.
Для создания исследовательских проектов эффективно применение проблемного метода.
Проблемный метод есть совокупность действий, приёмов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно-познавательных вопросов и задач, содержащих противоречия (учебные и реальные), способствующих успешной реализации целей учебно-воспитательного процесса.
Учитель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование индивидуального и дифференцированного подхода.
В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность может приобретать разные формы. Формы организации учебно-исследовательской деятельности на урочных занятиях могут быть различными: лабораторная работа, урок – путешествие, урок - суд и др.
Например, урок: «Путешествие в прошлое». Продолжительность этого урока может выходить за рамки одного урока. Он делится на несколько частей. В первой части урока учитель проводит своеобразную экскурсию, погружая учеников в прошлое при помощи видеоматериала, музыки, наглядных пособий, учебных картин. Во второй части урока класс делится на несколько групп «путешественников во времени» и получает задание в рамках группы подготовить отчет о своем путешествии и представить его классу. Заключительная часть такого урока – представление отчетов В завершение ребята выражают свою оценку прослушанным отчетам через систему знаков (цветные жетончики, эмоциональные рожицы). Такие уроки являются начальной стадией в организации проектной деятельности.
Таким образом можно утверждать, что исследовательская деятельность отлично вписывается в классно-урочную систему и может быть организована как во внеурочной деятельности, так и на всех этапах как традиционного, так и инновационного урока. Можно организовать исследовательскую деятельность на различных этапах самостоятельной работы учащихся, проектной деятельности, при выполнении домашних заданий.
Воспитание всесторонне развитой творческой личности обучающего является одним из приоритетов современного образования. Использование исследовательского метода дает возможность для ученика к самосовершенствованию и саморазвитию.
Данный подход на уроках помогает не только развивать основные навыки и универсальные действия, но и с интересом преподавать учебный материал.