Главная
АИ #25 (155)
Статьи журнала АИ #25 (155)
Развивающие возможности изобразительного искусства в системе дополнительного обр...

Развивающие возможности изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

изобразительное искусство
творческие способности
обучение
воспитание
дополнительное образование

Аннотация статьи

В статье рассмотрены развивающие возможности занятий изобразительным искусством в системе дополнительного образования детей и подростков.

Текст статьи

Использование изобразительного искусства в дополнительном образовании играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей и подростков, поскольку позволяет им выражать свои эмоции, чувства и мысли через различные формы искусства. Дополнительное образование также предоставляет возможность для детей и подростков развивать свои творческие навыки и умения, что способствует их личностному росту.

Программы дополнительного образования, использующие изобразительное искусство, могут включать в себя такие направления, как рисование, живопись, скульптура, дизайн и т.д. Они могут быть организованы как в форме групповых занятий, так и индивидуальных. Наиболее популярными в настоящее время являются следующие программы дополнительного образования с использованием изобразительного искусства:

  1. Художественная студия: дети и подростки могут посещать занятия по рисованию, живописи, скульптуре и другим формам искусства, чтобы развивать свои творческие способности и создавать свои собственные произведения.
  2. Курсы по основам дизайна: дети и подростки изучают основы композиции, цветоведение, формообразования, чтобы создавать уникальные и креативные проекты.
  3. Мастер-классы по рисованию: дети и подростки посещают занятия профессиональных художников, где они учатся рисовать различные объекты и сюжеты, используя различные техники и материалы.
  4. Курсы по созданию коллажей: дети и подростки создают коллажи из различных материалов, таких как бумага, ткань, дерево и т.д., чтобы выразить свои идеи и мысли.
  5. Театральные студии: дети и подростки занимаются актерским мастерством, танцами, музыкой, созданием декораций и костюмов, чтобы развить свои творческие способности и научиться выражать свои эмоции на сцене.

Использование изобразительного искусства в дополнительном образовании может стать эффективным инструментом для развития художественно-творческих способностей детей и подростков и помочь им раскрыть свой потенциал. Но добиться этого можно лишь при соблюдении ряда условий:

  1. Необходимо обеспечить доступ к различным материалам и инструментам для рисования, таким как краски, карандаши, кисти, бумага и т.д. Важно, чтобы дети имели возможность выбирать материалы и инструменты, которые им наиболее подходят.
  2. Необходимо проводить занятия по рисованию с использованием различных техник, таких как акварель, гуашь, масло, пастель и т.д., чтобы дети могли развивать свои навыки и интересы.
  3. Необходимо использовать различные формы работы на занятиях, такие как групповые занятия, индивидуальные занятия, проектные работы и т.д., чтобы каждый ребенок мог проявить свой творческий потенциал.
  4. Необходимо поощрять детей к участию в выставках и конкурсах по изобразительному искусству, чтобы они могли получить обратную связь от своих работ и увидеть, как их творчество влияет на других людей.
  5. Необходимо создавать благоприятную атмосферу на занятиях по рисованию, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли свободно выражать свои мысли и идеи.

При этом нельзя не согласиться с Г.Ф. Шауро в том, что нет точных рецептов способов обучения и воспитания начинающих художников на все случаи жизни [3]. Практическая работа с детьми – это очень живое и постоянно меняющееся дело. Поэтому дать точные ответы на все возникающие в процессе работы вопросы нельзя. Конкретные методы зависят от педагога и от индивидуальных особенностей учеников. Художественно-академическую подготовку в области изобразительного искусства необходимо сочетать с посильным для каждого конкретного учащегося развитием его творческих способностей, с воспитанием культуры и вкуса.

«Нужно строить занятия таким образом, чтобы в любой работе, начиная с самых элементарных приемов творчества, перед учащимися ставились бы творческие задачи в той мере, в какой они способны их понимать и практически решать на каждом этапе своего обучения» [3, с.11].

«Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т.п. Во-вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. – пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности. Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника» [2].

Изобразительное искусство, таким образом, представляет широкие возможности для развития познавательной и творческой активности учащихся. Создание своих работ требует от детей постоянной работы мысли, креативности и самостоятельности.

«Российская система дополнительного образования художественной направленности имеет значительный потенциал для развития в современном мире, сохраняя традиции в рамках внедрения современных видов и форм деятельности» [1].

Список литературы

  1. Акишина Е.М., Олесина Е.П., Радомская О.И. Перспективы развития дополнительного образования художественной направленности в соответствии с вызовами времени //Педагогика искусства - №4, 2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/perspektivy-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-hudozhestvennoy-napravlennosti (дата обращения: 20 июня 2023 г.)
  2. Аксеновская Е.М. Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/684138 (дата обращения: 10 июня 2023 г.)
  3. Шауро Г.Ф. Шауро Г.Ф., Богустов А.П. Теоретические и методические основы художественного творчества: учеб.-метод. Пособие. – Минск: БГУКИ, 2020.

Поделиться

1513

Исакова Н. А., Дорофеева Е. Н. Развивающие возможности изобразительного искусства в системе дополнительного образования детей // Актуальные исследования. 2023. №25 (155). Ч.II.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/6602-razvivayushchie-vozmozhnosti-izobrazitelnogo

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря